В статье рассматривается, как использование игровых технологий в современном образовательном процессе помогает формированию универсальных учебных действий .
Ключевые слова: игровые технологии, формирование универсальных учебных действий.
В настоящее время при реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования основное внимание исследователей направлено к проблеме формирования универсальных учебных действий школьников.
В связи с этим формирование универсальных учебных действий определяется как одно из главных направлений в образовании. Д. С. Елисеева считает, что «на данный момент, несмотря на большое количество научных исследований, посвященных учебно-познавательной деятельности, способам ее формирования, подходам к развитию общеучебных умений и навыков, большинство учителей испытывают трудности при реализации новых целей образования, продолжают опираться на традиционные способы формирования знаний, умений и навыков» [3, с. 91–94].
Сущность универсальных учебных действий и пути их формирования отражены в концептуальных положениях, которые разработали авторы: А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова, И. А. Володарская [2, с. 134].
В формировании УУД в начальной школе огромную роль приобретают игровые технологии. С. А. Аксючиц, Т. Н. Серегина определяют «игру» как «вид деятельности в определенных условиях, который направлен на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением» [1, с.164].
Определение «игровые технологии» содержит довольно обширную категорию способов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр в целом, педагогическая игра обладает значимым показателем — отчетливо установленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в определенном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью [6, с.80].
Применение игр в современном образовательном процессе активизирует деятельность школьника, формирует познавательную активность, внимание, наблюдательность, мышление, память, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.
При игровых формах занятий на уроках создается определенные приемы и ситуации, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности.
Можно использовать основные направления реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий:
— перед обучающимися в форме игровой задачи ставится дидактическая цель;
— правилам игры подчиняется учебная деятельность;
— в качестве средства используется учебный материал, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
— с игровым результатом связывается успешное выполнение дидактического задания.
На уроках при использовании игровых технологий необходимо соблюдать условия:
1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
2) доступность для обучающихся данного возраста;
3) умеренность в использовании игр на уроках.
Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:
1) ролевые игры на уроке;
2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок — соревнование, урок — конкурс, урок — путешествие, урок — КВН);
3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т. д.);
4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
5) различные виды внеклассной работы (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т. п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.
Личностные УУД развиваются при участие обучающихся в дидактических играх, которые способствуют их самоутверждению, развивают стремление к успеху, настойчивость, разные мотивационные качества, сдержанность.
Регулятивные УУД способствуют критически оценивать собственные знания в действии, приводить их в систему, совершенствовать мышление, осознать способы самоконтроля и самооценки
Познавательные УУД развиваются на основе использования игр, содержание которых связано с предметными областями. Они способствуют расширению кругозора, познавательной деятельности, формированию определенных умений и навыков.
Коммуникативные УУД развиваются при использовании игровых технологий на основе организации взаимодействия участников друг с другом, которые способствуют воспитанию самостоятельности, формированию нравственных, эстетических позиций. Игровые технологии формируют навыки сотрудничества: умение уступать и убеждать, умение договариваться, способность брать на себя инициативу, осуществлять взаимную помощь, приходить к компромиссному решению проблемы.
Таким образом, игровые технологии формируют познавательные УУД (сравнивать, искать хитроумные решения, находить закономерности); личностные УУД (фантазировать, проявлять интерес к окружающему миру, к себе, ориентировать на моральные нормы); регулятивные УУД (планировать, оценивать правильность выполнения действий); коммуникативные УУД (умение слышать, слушать, понимать партнера, выполнять согласованно совместные дела, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договориться, правильно выражать свои мысли).
Для формирования УУД игровые технологии необходимо использовать на различных уроках в начальной школе: урок «открытия» новых знаний, урок закрепления пройденного материала, интегрированный, комбинированный уроки. Игру или игровой момент можно провести на различных этапах урока по разным предметам. Игровые технологии можно применять для самостоятельной работы, организации познавательной деятельности обучающихся, использовать для закрепления контроля знаний, для организации групповой и индивидуальной работы.
Использование игровых технологий в обучении делает процесс познания наиболее доступным и увлекательным, а усвоение знаний более качественным и прочным.
Литература:
- Аксючиц С. А., Серегина Т. Н. Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий учащихся. Материалы Шестых Международных научных чтений «Калуга на литературной карте России». Калуга: Издательство Калужского государственного университета им. К. Э. Циолковского, 2018. − С.162–169.
- Асмолов, А.Г., Бурменская, Г. В., Володарская И. А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова [Текст] / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. — М.: Просвещение, 2011. — 152 с.
- Елисеева, Д. С. Возрастные возможности формирования познавательных универсальных учебных действий младшего школьника // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. [Текст] / Д. С. Елисеева. — Уфа: Лето, 2013. — С. 91–94.
- Карабанова, О. А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны? [Текст] / O. A. Карабанова. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2010. — № 2. — С. 11–12.
- Осмоловская, И.М., Петрова, Л. Н. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов [Текст] / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. — 2012. — № 10. — С. 6–12.
- Пидкасистый П. И. Технология игры в обучении и развитии [Текст] / П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. — М.: РПА, 2010. — С.80.