Любознательность у детей безгранична. С момента рождения они начинают проявлять интерес ко всему, что их окружает. В этой статье мы поделимся с вами основными преимуществами этого качества.
Ключевые слова: дошкольник, любопытство, любознательность, интерес, ребенок
Children's curiosity is boundless. From the moment of birth, they begin to show interest in everything that surrounds them. In this article we will share with you the main advantages of this quality.
Keywords: preschooler, curiosity, curiosity, interest, child
Любопытство — это инструмент, который дети используют для обучения. Некоторые родители могут непреднамеренно рассматривать любопытство детей как нежелательное или отрицательное качество. Это может привести к тому, что они снизят естественную любознательность своего ребенка.3
Любознательность в отношении предмета значительно облегчает изучение, сохранение и усвоение информации о нем. Ожидание, порожденное любопытством, побуждает мозг лучше усваивать знания, потому что:
— Он активирует дофамин, который является химическим мессенджером или нейротрансмиттером для достижения целей. Это также способствует сохранению информации.
— Любопытство приносит пользу гиппокампу, одному из центров мозга. Гиппокамп играет основополагающую роль в формировании и укреплении как долговременной, так и кратковременной памяти.
— Система тандема или вознаграждения облегчает обучение и получение информации.
Очень важно стимулировать любознательность у детей, потому что это пробуждает интерес, необходимый им для обучения и развития своих мыслей. Нелюбознательные дети могут быть:
— Менее общительные.
— Читать меньше книг.
— Трудно вдохновляться, мотивироваться и воодушевляться.
— Проявлять мало интереса к изучению новых вещей.1
Согласно исследованиям, интеллектуальное любопытство — это скрытая сила, которая движет обучением, критическим мышлением и рассуждениями. Любознательность помогает детям искать и приобретать новые знания, умения и способы познания мира. Это лежит в основе того, что побуждает молодых людей учиться и заставляет их учиться на протяжении всей жизни.
Большинство из нас знает, что многие дети имеют большие успехи при чтении, не проявляя любопытства, — если понимают систему чтения по слогам и добросовестно тренируются.
С другой стороны, любознательные дети проводят много времени за чтением и приобретением знаний. Почему? Потому что они чувствуют разрыв между тем, что знают, и тем, что хотят знать, а не потому, что их мотивирует одобрение родителей или воспитателя.
Когда дети охвачены любопытством, они часто забывают о непосредственных целях, потому что заняты учебой.
Психологи рассматривают интеллектуальное любопытство, как жизненную силу, жизненно важную для счастья, интеллектуального роста и благополучия. Любопытность взаимосвязана с каждой из других способностей: общительностью, стойкостью, самосознанием, честностью, находчивостью, творчеством и эмпатией.
Любознательность воспитывается везде — дома, в детском саду, в школе и во внешкольных программах. Родители, которые намеренно стимулируют любознательность ребенка, влияют на его обучение и развитие на всю жизнь, способами, которые нельзя измерить только оценками и одобрением.
На самом деле, здоровое чувство любопытства даст ребенку больше, чем способность цитировать правильные ответы на академические вопросы.
Мы можем привести в пример некоторые методы развития любознательности у школьников, например сенсорная игра — удивительный стимул для детского любопытства. Сенсорная игра предназначена для того, чтобы дать детям свободу и побудить их прикоснуться к тому, что их окружает, и стать частью мирового опыта.2
Поскольку дети от природы любопытны, чтобы помочь им развить этот навык, не обязательно начинать с нуля. Его нужно поддерживать, поощрять и вдохновлять.
Поговорите с ребенком и задайте ему простой вопрос, который побудит его задуматься о том, что он переживает. Как трава ощущается под твоими ногами? Ты слышишь звук, который издает наш котенок? Даже младенцы, которые не могут составить предложение для ответа, улавливают слова-действия, такие как чувствовать и слышать. Задавая преднамеренные вопросы, вы развиваете ум и способность рассуждать ребенка, а также поощряете его творчество и независимость.4
Научные исследования ясно показывают, что дети, которые часто испытывают любопытство и удивление и действуют на эти чувства, чтобы исследовать свой мир, лучше учатся в школе, в отношениях, на работе и в конечном итоге становятся умными, творческими, удовлетворенными людьми.
— Помогите детям оценить компромиссы. В дополнение к поощрению исследования, также подумайте о том, чтобы оценивать деятельность ребенка, когда может быть лучше использовать то, что они уже знают. Это может быть полезно при постановке целей обучения.1
— Формируйте конкретные знания. Прямое обучение может быть эффективным способом помочь детям быстро узнать факты и ключевые идеи, необходимые для более глубокого развития знаний.
Таким образом, эффективное первоначальное распространение информации может способствовать более позднему самостоятельному обучению, вызванному любопытством.
Младенцы рождаются, с естественным любопытством, чтобы разобраться в вещах вокруг них. У них есть стремление исследовать, открывать и узнавать, как устроен мир. Любознательность не «делается» в ребенке кем-либо. Исследования показали, что именно их внутреннее желание учиться или любопытство, а не какое-либо внешнее давление, побуждает их учиться и искать новый опыт. Исследования также показали, что успехи в школе в течение длительного времени связаны с внутренним любопытством вашего ребенка к обучению.
Литература:
- Венгер Л. А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников / Л. А. Венгер // Дошкол. воспитание. 1979. — № 5. — С.36–39.
- Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ребенок в детском саду. 2003.№ 3. С.4–12.
- Лисина М. И. Развитие познавательной активности в ходе общения со взрослыми и сверстниками / М. И. Лисина // Вопр. психологии. 1982. — № 4. — С. 18–35.
- Шинкарёва Н. А., Рядовкина У. С. Педагогические условия развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста в образовательной организации // Современные проблемы науки и образования. — 2022. — № 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31750 (дата обращения: 30.10.2022).