В последнее время известность пальчиковых игр заметна увеличилась. Аналогичные игры — не новомодное увлечение современных родителей. Они были у разных народов с давних пор. И неудивительно, ведь пальчиковые игры превосходный способ развеселить ребенка, отвлечь его от чего-либо, найти контакт с любым малышом. Однако это не самое главное достоинство пальчиковых игр.
Известный педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
С Василием Александровичем трудно не согласиться — моторные и речевые центры в мозгу находятся рядом, и значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет развиваться и речь, да и не только она. В жизни человека существует короткий, но поистине неповторимый период жизни, когда детский мозг запрограммирован на активное формирование и обучение. Данный промежуток жизни ребенка не случайно называют «нежный возраст». Именно по этой причине необходимо, начиная с самого раннего возраста, развивать общую и мелкую моторику ребенка и необходимо уделять большое внимание. Ученые доказали, что моторные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Различные действия ручками, пальчиковые игры активизируют процесс речевого и умственного развития ребенка. На ручках присутствуют биологически активные точки нашего организма. В наше время в продаже представлены различные книги, пособия и игрушки, способствующие развитию и формированию мелкой моторики. Чем можно объяснить такую известность? Как оказалось, у нынешних современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики ручек. Ещё несколько лет назад и детям и взрослым большую часть домашних дел приходилось выполнять руками, а именно, перебирать крупу, стирать и отжимать белье, шить, убираться и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду, а в настоящее эти функции за людей выполняет техника. Вся эта популярность прямым образом отражается на развитии наших детей, в частности на развитие моторики рук. Весьма хорошо, когда дома большое количество игрушек, в которые ребята совместно любят играть. Но далеко немногие родители задумываются о том, что большой потенциал развития детской моторики, тактильной восприимчивости дает малышам окружающая жизнь. Можно развивать эластичность пальчиков, а также тактильную восприимчивость детей, организуя развивающие игры малышей при помощи обычных предметов домашнего обихода. Главное — для подобных игр с ребенком не нужно ничего специально покупать, все необходимое у нас имеется под рукой: пуговицы, баночки, крышки, крупа, тряпочки, бумага.
При выполнении многих упражнений дети могут испытывать затруднения. Но если проводить их регулярно и использовать различные методы и приемы, то это оказывается сильным средством укрепления и повышения работоспособности коры головного мозга, которое отлично формирует мышление ребенка. По этой причине в дошкольном возрасте уровень развития мелкой моторики и речи считается диагностическим фактором. В этом случае, если ручки ребенка развиты и сформированы недостаточно, то это свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка. Поэтому рекомендуется начинать развитие мелкой моторики как можно раньше. Преподаватели, а также специалисты по психологии советуют приступать к активной тренировке пальчиков с восьмимесячного возраста. Развивать ребенка с пеленок — это популярно. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для формирования речи. Речевые центры головного мозга активно стимулируются двигательной активностью ребенка. В период дошкольного раннего возраста важным значением для психического развития ребенка приобретает становление речи. Редким явлением у детей на сегодняшний день является богатая синонимами, дополнениями речь. К сожалению, о вопросах с координацией движений и мелкой моторикой чаще всего родители узнают перед школой. Это усложняется нагрузкой на ребенка, ведь помимо усвоения новой информации, необходимо еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Таким образом развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях и на занятиях, но и в быту.
Эффективность обучения будет возрастать, если родитель будет активно вместе с ребенком решать совместную задачу. Нужно не забывать, если деятельность происходит совместно и в игровой форме, то любые вершины достигаются быстрее и легче. Так же стоит помнить о том, что чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше будет результат, ребенок будет развиваться и приобретать новые умения и навыки.
Постоянная работа по тренировке движений пальчиков совместно со стимулирующим воздействием считается сильным средством увеличения работоспособности коры головного мозга ребенка.
У детей появляется интерес, улучшается внимание, память, речь слух, зрение. Мелкая моторика рук тесно связана с такими свойствами как мышление, воображение, наблюдательность. Значимым компонентом в развитии мелкой моторики рук считается применение конкретных движений кистей и пальчиков, которые нужны для того, чтобы рисовать, писать, одеваться.
Заданий и упражнений, нацеленных на формирование мелкой моторики весьма много. Основное здесь то, что нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Развитие речи и мышления ребенка напрямую зависит от развития пальчиков рук.
О пальчиковых играх можно говорить, как о прекрасном, универсальном, развивающем материале. Пальчиковые игры любимы всеми детьми, они помогают сформировать хорошие отношения между взрослым и ребенком, помогают наладить тактильный контакт.
Литература:
- Белая А. Я., Мирясова В. И. Пальчиковые игры (для развития речи дошкольников). Пособие для родителей и педагогов. Москва, 1999. — 28 с.
- Узорова О. В., Нефедова Е. А. Игры с пальчиками. — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. — 124 с.
- Цвынтарный В. В. Играем пальчиками — развиваем речь. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2004. — 32 с.
- Лобанова, Н. Н. Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей / Н. Н. Лобанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 595-596. — URL: https://moluch.ru/archive/79/13976/ (дата обращения: 07.11.2022)
- Эшкинина, Д. С. Исследование особенностей формирования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Д. С. Эшкинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 15 (357). — С. 348-350. — URL: https://moluch.ru/archive/357/79798/ (дата обращения: 07.11.2022).