Изучение русской природоведческой литературы ХХ века в узбекской школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (440) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 09.11.2022

Статья просмотрена: 292 раза

Библиографическое описание:

Зуннунова, Д. В. Изучение русской природоведческой литературы ХХ века в узбекской школе / Д. В. Зуннунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 45 (440). — С. 368-370. — URL: https://moluch.ru/archive/440/96132/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассматривается значение природоведческой русской литературы в узбекской школе. Выявлены основные произведения русских писателей-природоведов XX века, изучаемые в узбекской школе в 5–6-м классах.

Ключевые слова: природоведческая литература, писатели- природоведы, узбекская школа, жанры природоведческой литературы.

The article discusses the importance of natural history Russian literature in the uzbek school. The main works of Russian writers — naturalists of the 20th centuries, studied in the Uzbek school of 5–6 grades, are revealed.

Key words: natural history literature, natural history writers, Uzbek school, genres of natural history literature.

Тема природы занимает важное место в русской литературе, которая была написана для школьников младших классов. Впервые темой природы в русской литературе начали интересоваться писатели 19 века, что в последующем было успешно продолжено уже писателями 20 века — натуралистами.

В системе образования природоведческая литература для школьников младших классов представлена разными жанрами. К этим жанрам относятся: стихи, сказки, повести, рассказы, фольклор.

Так, в начальных классах акцентируется внимание произведений о природе не только на занятиях по литературному чтению, но и на уроках окружающего мира.

В книгах о природе смысл заключается в том, что они формируют благоприятное отношение к природе, предоставляют возможность посмотреть на великолепные дары природы родного края, и бережного отношения к природе — это означает, что само воздействие художественного образа можно не только передать определёнными знаниями. В школьной программе Республики Узбекистан учащиеся знакомятся с произведениями Л. Толстого, К. Ушинского, С. Аксакова, Д. Мамин- Сибиряка, М. Пришвина, В. Бианки, Е. Чарушина, Н. Сладкова, К. Паустовского, Г Скребицкого. Писатели природоведы в своих произведения отражают в своем содержании одновременно огромное познавательное, эстетическое и нравственное начало, по-настоящему способствующее формированию счастливого человека, который умеет радоваться каждому прожитому дню, восходу солнца, радуге после дождя, первому снегу, несущей травинку птичке, прилетевшей на подоконник.

Писатели-природоведы, создавая свои замечательные произведения обращают внимание не только на красивые зарисовки пейзажей, но, в первую очередь, на нравственно-этическое содержание своего произведения.

М. М. Пришвин — непревзойденный мастер короткого жанра, считал, что он пишет и о природе, и о земле, и о людях. «Я нашел для себя любимое дело — искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека. Так я и понимаю природу, как зеркало души человека: и зверю, и птице, и траве, и облаку только человек дает свой образ и смысл».

Невероятное описание природы в разных ее проявлениях, используя все богатство словаря русского языка можно встретить в небольших рассказах К. Г. Паустовского. В удивительно легких и доступных строках проза автора, словно музыка композитора, оживает в рассказах, на краткое мгновение перенося читателя в живой мир русской природы.

Среди авторов, пишущих о природе для детей, особое место занимает творчество Николая Иванович Сладкова. У него есть рассказы, сказки, поэтичные и информативные новеллы о природе. Книга Н. И. Сладкова «Лесные сказки» (иллюстрации выполнены художником Виктором Бастрыкиным), вышедшая в издательстве «Эксмо» в 2016 году, содержит 40 небольших произведений об обитателях леса и речек. В школьной практике на уроках окружающего мира эти произведения можно читать с целью развития познавательного интереса у обучающихся, а также для расширения кругозора, для уточнения знаний о природных объектах и явлениях. Например, произведение «Дрозд и сова». «Диалоги» этих пернатых наталкивают читателя на поисково-исследовательскую деятельность. Дрозд «интересуется» у совы: «Как сову от филина отличить?» А заканчивается эта сказка тем, что дрозд так и не узнал про отличия совы от филина, зато услышал о том, что в природе существует большое разнообразие и сов и филинов (семь видов сов и три вида филинов). Учитель данную ситуацию может направить на проектную деятельность: «Какие бывают совы?», «Какие филины живут в нашем краю?».

Преподавание русской литературы на начальном уровне — явление общемировое. В Узбекистане преподаванию русской литературы и её внедрению уделяется большое внимание, так как правительство официально одобрило предыдущее предложение о распространении преподавания литературы на все начальные школы в качестве обязательного предмета с 1 класса.

По мере приближения к тысячелетию изучение литературы играет центральную роль в обеспечении возможности практического общения; это также источник ценной интеллектуальной стимуляции и удовольствия; он культивирует более широкие перспективы и понимание других культур и позволяет людям получить представление о своей собственной культуре и языке через контраст. Но раннее начало изучения литературы имеет особые преимущества, и для успешного обучения детей литературе в условиях Узбекистана требуются особые навыки и интуиция, которые отличаются от тех, которые подходят для других стран.

В Узбекистане существует достаточно давняя традиция обучения детей младшего возраста литературе. Свидетельства в поддержку этой идеи восходят к периоду «Великого Шелкового пути», когда территория современного Узбекистана была центром мировой торговли, науки и культуры. Узбекские купцы свободно говорили на совершенно разных языках, таких как персидский, арабский или китайский, потому что двуязычие или одноязычие всегда имели практическое значение для учебы, ведения бизнеса и межкультурного общения. В XIX веке Средняя Азия (Казахстан, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан, Киргизия и Афганистан) была территорией трех царств (Хивинского царства, Кокандского царства и Бухарского эмирата), административные главные города которых располагались в пределах территории современного Узбекистана. Несмотря на то, что повседневное общение велось на разных турецких диалектах, арабский и персидский все еще использовались в торговле, религии и управлении. Во время Второй мировой войны в страну были эвакуированы миллионы жертв войны из России, Белоруссии, Украины и Северной Кореи. Это вызвало дальнейшее изменение этнического состава страны, и русский язык стал языком общения.

Большинство авторов, которые пишут о природе, обладают любимой темой, любимыми героями, и любимым местом природы. Основной мотив в сказках о природе — это предостережение против грубого обращения с природой, против самоуверенного вмешательства в заведенный ею порядок.

Так, педагоги отмечают, что учащиеся младших классов с большим рвением и желанием принимают участие в инсценировках природоведческих произведений, в изготовлении костюмов и декораций.

Таким образом, все шедевры (произведения) натуралистов-писателей природоведов, используются на разных этапах урока. Главная цель — это вовлечение детей в урок, мотивирование их к знания окружающего мира. «Именно на начальной ступени образования происходит формирование учебной деятельности, познавательного интереса и познавательной мотивации у школьников. Младший школьник будет хорошо учиться, если у него сформирована мотивация к познанию окружающего мира» [1.-C.135].

Литература:

  1. Гайнуллова Ф. С. Занимательный материал на уроках окружающего мира как средство формирования познавательного интереса младших школьников //Ознакомление с окружающим миром в современном образовательном процессе. Сборник материалов научно-практической конференции /Сост. и отв. редактор М. С. Смирнова,- М.: Издательство «Перо»,2016.-155 с
  2. Русские писатели ХХ века о России и природе / сост. Н. В. Умрюхина. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2011. — 72 с. — (Детская классика)
  3. Сладков Н. И. Лесные сказки /Николай Сладков; ил.В Бастрыкина.- Москва: Эксмо, 2016.-96 с.:ил.- (Книги- мои друзья).
Основные термины (генерируются автоматически): природа, окружающий мир, русская литература, Узбекистан, природоведческая литература, произведение, узбекская школа, познавательный интерес, русский язык, современный Узбекистан.


Ключевые слова

природоведческая литература, писатели- природоведы, узбекская школа, жанры природоведческой литературы

Похожие статьи

Проблемы перевода художественных текстов в казахстанском переводоведении

Вопросы перевода художественных текстов казахских писателей на русский и другие языки изучаются филологами страны в течение длительного периода времени. Однако данная тема все еще остается актуальной, так как проблема перевода художественных текстов ...

Образы исторических деятелей Кыргызстана в современной литературе

В статье рассматривается проблема художественного воссоздания образов исторических деятелей кыргызского народа в современной прозе.

Литературоведческий анализ в начальной школе

В статье рассматривается отличие школьного и литературоведческого анализа, делается акцент на способах их применения в начальной школе. Обращается внимание на роль сказки в формировании навыков литературоведческого анализа, изучаются основные его эта...

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Изучение становления и развития русскоязычной литературы в Узбекистане на примере прозы 1940–60 гг.

В данной статье автор рассматривает становление и развитие русскоязычной литературы в Узбекистане.

Вопросы изучения произведений басенного жанра младшими школьниками в современной педагогический литературе

В настоящей статье выявляются и рассматриваются основные тенденции осмысления научно-методического опыта изучения басни как литературного жанра в начальной школе.

Методика преподавания русской поэзии XX века на уроках литературы в 11-м классе

Данная статья посвящена методике преподавания современной русской поэзии на уроках литературы в 11-м классе общеобразовательной школы РК. В статье подробно проводится анализ учебника, выявляются основные этапы работы над лирическими произведениями, т...

Фольклор тюркоязычных народов в творчестве М. Ю. Лермонтова

В настоящей статье на основе анализа многогранного художественного творчества видного русского писателя М. Ю. Лермонтова дается объективная оценка его деятельности в аспекте изучения и освещения фольклора тюркоязычных народов и отдельным суждениям, к...

Современная узбекская психологическая проза на примере творчества Саломат Вафо

В данной статье рассматривается творчество узбекской современной писательницы Саломат Вафо как мастера психологической прозы. Основное внимание в работе автор акцентирует на художественных приёмах писательницы и средствах отображения внутреннего мира...

Переводчики и развитие переводческой мысли в России XVII века

Статья посвящена развитию переводческой мысли в XVII веке в России. Особое внимание уделено многообразию переводчиков этого периода и основным принципам их работы.

Язык и стиль Эркина Вахидова

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с языком и стиля современного узбекского поэта Эркина Вахидова, анализируются некоторые лирические произведения поэта.

Похожие статьи

Проблемы перевода художественных текстов в казахстанском переводоведении

Вопросы перевода художественных текстов казахских писателей на русский и другие языки изучаются филологами страны в течение длительного периода времени. Однако данная тема все еще остается актуальной, так как проблема перевода художественных текстов ...

Образы исторических деятелей Кыргызстана в современной литературе

В статье рассматривается проблема художественного воссоздания образов исторических деятелей кыргызского народа в современной прозе.

Литературоведческий анализ в начальной школе

В статье рассматривается отличие школьного и литературоведческого анализа, делается акцент на способах их применения в начальной школе. Обращается внимание на роль сказки в формировании навыков литературоведческого анализа, изучаются основные его эта...

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Изучение становления и развития русскоязычной литературы в Узбекистане на примере прозы 1940–60 гг.

В данной статье автор рассматривает становление и развитие русскоязычной литературы в Узбекистане.

Вопросы изучения произведений басенного жанра младшими школьниками в современной педагогический литературе

В настоящей статье выявляются и рассматриваются основные тенденции осмысления научно-методического опыта изучения басни как литературного жанра в начальной школе.

Методика преподавания русской поэзии XX века на уроках литературы в 11-м классе

Данная статья посвящена методике преподавания современной русской поэзии на уроках литературы в 11-м классе общеобразовательной школы РК. В статье подробно проводится анализ учебника, выявляются основные этапы работы над лирическими произведениями, т...

Фольклор тюркоязычных народов в творчестве М. Ю. Лермонтова

В настоящей статье на основе анализа многогранного художественного творчества видного русского писателя М. Ю. Лермонтова дается объективная оценка его деятельности в аспекте изучения и освещения фольклора тюркоязычных народов и отдельным суждениям, к...

Современная узбекская психологическая проза на примере творчества Саломат Вафо

В данной статье рассматривается творчество узбекской современной писательницы Саломат Вафо как мастера психологической прозы. Основное внимание в работе автор акцентирует на художественных приёмах писательницы и средствах отображения внутреннего мира...

Переводчики и развитие переводческой мысли в России XVII века

Статья посвящена развитию переводческой мысли в XVII веке в России. Особое внимание уделено многообразию переводчиков этого периода и основным принципам их работы.

Язык и стиль Эркина Вахидова

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с языком и стиля современного узбекского поэта Эркина Вахидова, анализируются некоторые лирические произведения поэта.

Задать вопрос