Свободное рисование всегда любимо детьми дошкольного возраста. Через изобразительное искусство ребенок самовыражается и познает окружающий мир, приобщается к прекрасному. Рисуя, экспериментируя с водой, бумагой, красками, дети активно взаимодействуют с окружающей средой, перерабатывают свои переживания и по-новому выражают свои впечатления. Реализуя свои задумки на бумаге, ребенок чувствует свободу, становится увереннее. Рисование всегда увлекательно, сюжетно, способствует развитию фантазии, творчества, психических процессов. Интерес к этому виду деятельности помогает развитию глазомера, внимания и усидчивости. Наша задача — создать необходимые условия для детского изобразительного творчества, раскрыть и поддержать творческие способности дошкольников, развить маленькие таланты!
На своих занятиях мы используем нетрадиционные техники рисования. Почему нетрадиционное рисование? Очень часто отсутствие навыков рисования карандашами и красками отвращает детей от этого занятия, свой рисунок кажется им непривлекательным, не похожим на то, что хотелось изобразить. Техники нетрадиционного рисования снимают у детей страх перед самим этим процессом и вызывают радостное настроение. В дальнейшем они будут охотно обучаться традиционному рисованию и получать удовольствие от работы с карандашами, кистью и красками. А пока оригинальные техники нетрадиционного рисования заставляют их поверить в то, что они могут творить на бумаге настоящие чудеса!
Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес, к рисованию, начиная с младшего дошкольного возраста, мы продемонстрируем некоторые техники нетрадиционного рисования. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Итак, начинаем….
Рисование в технике отпечатка
Все дети любят эту технику рисования. Потому что, она дает быстрый и красивый результат у каждого ребенка. Даже у новичка получаются красивые картины. Дети воспринимают весь процесс как увлекательную игру с волшебным эффектом возникновения картины. В детском саду легко организовывать технику отпечатка. Для реализации этой техники мы используем:
Рисование руками (пальчиками, ладошками)
Изображения создаются без помощи специальных инструментов, одними пальцами и ладошками. Дети рисуют, делая цветные отпечатки всей поверхностью ладошки, мазками, пальчиками методом «тычка», когда малыш касается поверхности кончиком пальцев.
.
Рисование вилкой
Простые одноразовые пластиковые вилки помогут создать интересную технику нетрадиционного рисования. Используя мазки вилками, малыш может нарисовать любые колючие элементы рисунка: иголки ёжика, ёлку, астры.
Рисование ватной палочкой
В технике «тычка ватными палочками» маленьким детям лучше всего предлагать рисовать некоторые элементы рисунка: только снег или только глазки снеговика, лепестки цветов, листья на дереве. Можно совмещать данную технику с аппликацией. Сначала на листе бумаги ребенок делает аппликацию ёлки, после этого разноцветными отпечатками ватной палочки предлагаем добавить шаров на ёлку, а белыми отпечатками — снегопад.
Штампование
Все маленькие дети любят играть со штампами, всегда с удовольствием штампуют все, что можно. При помощи изготовленного заранее штампа наносится отпечаток на бумагу, тем самым создается рисунок, который впоследствии дополняется.
Отпечаток комочком мятой бумаги
С помощью комочка мятой бумаги ребенок может нарисовать крону деревьев, оригинальный букет сирени. Для этого гуашь капается в тарелочку или крышку от банки. В раствор макаем салфетку, пробуем отпечаток на листе.
Рисование отпечатком гофрокартона
Гофрокартон отлично подходит для рисования розы в технике отпечатка. Картонную коробку необходимо нарезать на полоски поперек линии гофрирования. Скручиваем полоски трубочкой, закрепляем резинкой.
Рисование отпечатком втулки от туалетной бумаги
Трубочке-втулке можно придать разную форму. Приплюснув с двух сторон, получить заостренный овал –цветочный лепесток.
Если же край рулончика нарезать на тонкие полоски, то можно использовать для рисования одуванчика, белых совят, салюта, пушистых цыплят, даже с малышами в яслях.
Рисование отпечатком пузырчатой пленки.
Использование упаковочной пленки с пузырьками дает интересный узор отпечатка. Например, отпечаток пчелиных сот, рисование весеннего, или осеннего дерева, фруктов, рыбы-ежа.
Рисование отпечатком спичечного коробка
Для рисования используется наружная часть коробка. Сплюснув коробку, мы получим форму для рисования лепестков, стебля и листьев.
Рисование отпечатком С D -диска
С помощью диска можно нарисовать живописные пионы. Гуашь нужно наносить на диск от центра по кругу используя, белый, жёлтый, розовый, красный цвет. Круги могут наноситься волнообразно, можно наносить в виде лепестков, затем сделать отпечаток на бумаге. Следующий цветок можно рисовать поверх прежней краски. (Для того чтобы гуашь не скатывалась в капли на поверхности диска, нужно в каждую баночку добавить по капли моющего средства, или жидкого мыла) листья и стебли дорисовать кистью.
Рисование отпечатком пакета
Перед рисованием нужно завязать два узелка на углах, вывернуть пакет, набрать в него воздух и завязать так чтобы при надавливании он не сдувался. Рисовать нужно узелком. На узел кистью наносим гуашь от центра в сторону, как лучики солнца, затем сделать отпечаток на листке.
Рисование отпечатком надутого шарика
Рисование шариком доступно даже для малышей. Шарик нужно надуть величиной с большую грушу, так чтобы ребёнку удобно было держать всей ладошкой. Чтобы сделать отпечаток, шарик нужно опустить в тарелочку с краской, а затем сделать отпечаток на бумаге. Рисунок будет живописнее. Таким способом можно нарисовать гусеницу, цветы, круглые фрукты.
Итак, использование техник нетрадиционного рисования, а именно рисование незнакомых образов, которые невозможно предугадать, доработка рисунка, чтобы придать узнаваемость и завершенность, придумывание сюжета, использование различных материалов и инструментов, — все это способствует развитию фантазии, творческих способностей дошкольников.
Также нетрадиционное рисование развивает память, образное мышление и мелкую моторику.
Работа с нетрадиционными техниками рисования вызывает огромный интерес воспитанников к таким занятиям, стимулирует высокую мотивацию, работоспособность и активность детей при работе с техниками, способствует развитию специальных художественно-творческих способностей у детей, имеет социально — психологический эффект: отсутствие страха неудачи у детей, высокую результативность, повышение уверенности в своих силах, позитивные эмоции.
Также необходимо отметить, доступность работы с техниками для любого педагога, как начинающего, так и опытного.