Медиапространство в рамках современного политического дискурса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №45 (440) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 10.11.2022

Статья просмотрена: 225 раз

Библиографическое описание:

Рассыльщикова, К. В. Медиапространство в рамках современного политического дискурса / К. В. Рассыльщикова, Д. В. Набережных. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 45 (440). — С. 222-225. — URL: https://moluch.ru/archive/440/96138/ (дата обращения: 19.10.2024).



Данная статья посвящена рассмотрению роли современного медиапространства в рамках пространства политического дискурса.

Ключевые слова: дискурс, медиапространство, сетевые структуры, коммуникативное действие.

This article is devoted to the role of modern media space within the space of political discourse .

Keywords: discourse, media space, network structures, communicative action.

Для необходимого рассмотрения современного медиапространства, важно определить особенности существующего политического дискурса. Политический дискурс в свою очередь определил Мишель Фуко [1, с. 7], который в рамках пространства политических институтов определил сеть связанных групп общества, каждое из которых имеет установленное информационное пространство. Данное информационное пространство определено необходимыми ценностями, трансляцией которых занимаются сами политические институты. Также сами институты рассматриваются как макрогруппы, которые также ограничены собственным информационным полем, стоит сказать, что дискурс приближен к мировоззрению, но только в данном случае учтены механизмы контроля идейного пространства. Данная структура в политической системе полностью контролирует ценности субъектов общества. Это в свою очередь позволяет осуществлять контроль группового конформизма, а также стоит сказать об интегративных функциях данного порядка.

Подобную систему также описал Л. Альтюссер [2, с. 65] в рамках идеологического аппарата государства, если первая позиция рассматривала пространство, то Альтюссер уже подходит с позиции анализа инструментальной стороны идеологического аппарата государства. Данная конструкция выступает воспроизводством самих условий производства, ведь в концепции марксизма идеология выступает базисом производственных отношений. Государство заинтересовано в необходимости поддержания условий, которые формируют тип производства, на котором основана действующая система. Если само государства обладает преимущественно репрессивно-силовыми методами, то для информационного и ненасильственного воздействия формируется идеологический аппарат, который занимает связующее звено межу правящим и управляемым классом. Данная структура состоит из традиционных общественных институтов, которые участвуют в интеграции граждан, а это в первую очередь образование и трудовые коллективы, также к данной структуре можно отнести религию, но именно в форме институциональной церковной организации. Данная структура позволяет формировать необходимое сознание нации, которое будет лояльно политической системе, а также будет нести необходимые для стабильности ценности.

В рамках концепции политической культуры Алмонда и Вербы [3, с. 112] уже имеется обратная связь со стороны общества, где политические институты уже следствие ценностей политических паттернов. Но стоит сказать, что в рамках их концепции огромное внимание оказывалось социализации, которая разделялась на первичную и вторичную. Первичная социализации реализовывается в семье и на ранних этапах, в данном случае происходит пассивное принятие ценностных парадигм. Вторичная социализация происходит в процессе обучения и взросления, где происходит внутриличностный конфликт и интеграция противоречий в собственную ценностную систему [4, с. 14]. Именно политическая культура выступает важным аспектом воспроизводства политической системы, также политическая власть полностью заинтересована в формировании целостного гражданского общества.

В понимании дискурса представляется необходимым проанализировать структуру системы коммуникации общества. Если в концепции политической культуры делается важный уклон на реакцию решение на входе и выходе, то коммуникация выступает главным системным элементом целостности. Стоит также учесть особенности социальной модернизации, в которой наследие общекультурного достояния стало в доступе для всей массы, а также сама экономическая система позволяет интегрировать к активности массовое общество, которое приносит свои массовые культурные ценности [5, с. 77].

Данная тенденция также приводит к формированию особого типа коммуникации как язык повседневности или обывательский тип мышления [6, с. 36], это также фактор развития политической власти, ведь тенденция упрощения позволяет взаимодействовать с большим охватом граждан, стандартизируя социальные группы и паттерны поведения. Собственно, политические институты активно организуют общественные массы и воспитывают общие поведенческие паттерны.

В рамках данной тенденции для поддержания эффективности демократической системы Хабермас [7, с. 91] предлагает концепцию коммуникативного действия, в рамках которой политическая система представляется регулятором социальных групп, ценности которой находятся в постоянном противоречии, что создает активный конфликт. Сама же власть использует конфликт как важную часть политического акта в его согласовании, что приводит общее компромиссное решения поддерживая единство государства.

В рамках описанной политической модели взаимодействие необходимо определить роль медиапространства в целом, ведь согласно Маклюэну развитие технологий привело к развитию новых источников коммуникации и взаимодействия [8, с. 54]. Данные изменения полностью перестраивают традиционные способы коммуникации, а также и способы восприятия потребителя. Важный акцент ведется к пониманию «холодных» средства информации, которые выражаются в радио, телевидении, а также рекламы, в рамках данного типа средств отсутствует двустороннее взаимодействие, остается только трансляция, которую зритель может принять или отвергнуть. При принятии происходит также обезличивания коммуникации, ведь реклама в своей сути больше воздействует архетипично на субъект холодной коммуникации.

Также стоит сказать о параллельном развитии манипулятивных технологий, которые позволяют через телевидение и кинематограф воссоздавать мифологическую реальность, которая воздействует на подсознательные аспекты личности, что позволяет транслировать необходимые ценности для общества. Бессознательная сторона личности наиболее глубже перенимает трансляцию и это приводит к нужному результату программирования личности [9, с. 29].

С точки зрения институционального подхода медиапространство выступает коммуникативным полем в силу создания мета-информационного пространства, которое нивелирует все издержки расстояния и физической отстраненности от политических решений [10, с. 87]. Развитие данного пространства — это залог эффективности современного государства, также новый институт имеет сложную технологическую структуру, создавая этим новый класс и новую социальную структуру, которая занимает равнозначное место с остальными традиционными общественными институтами. В рамках функциональной особенности данная структура перенимает задачи реализации общественной интеграции, социализации, а также осуществления мобилизации гражданского общества в политическом процессе. В рамках концепции медиапространства важно отметить два важных течения: авторитарный и либертарианский [11, с. 44]. Первый тип предполагает государственный контроль и прямое воздействие государства на новостную повестку, а также сложную системы политической и этической цензуры. Второй тип предполагает формирование института со стороны самого общества и СМИ менее зависят от властных структур, что вынуждает само государство налаживать эффективное взаимодействие. В рамках двух подходов выстраивается особая система взаимодействия, которая приводит к появлению новых специалистов и новых направлений в области менеджмента и рекламы, задача которых заключается в создании условий устойчивой коммуникационный связи между актором и зрителем, а также лоббирования решений от госдуратсва в общество и наоборот.

Данный феномен полностью меняет современную политическую систему в силу необходимой зависимости от трансляции через СМИ, что полностью меняет повестку и создает необходимость поддержки имиджа, популярности и аутентичности. Именно данные категории позволят реализовать устойчивую связь между системой и потенциальным избирателем. В рамках такой необходимости реализуются новые способы воздействия на дискурс на примере фрейминга, спиндокторинга, эмоционализации и менеджеризма. Также медиапространство в целом позволяет привносить личный вклад в формирование аксиологического содержания информационного поля институтов, а также определяет когнитивные рамки восприятия информации, ведь способ трансляции обеспечивается реализацией нужных образов, которые воздействуют на подсознательную сторону личности. Повышение эмоциональной стороны подачи информации минимизирует критическое восприятие, а также потенциальный скепсис потребителя. Также медиапространство обретает особый вид власти, который может воздействовать на имидж и популярность, легко изменяя его в самый короткий промежуток времени.

Таким образом, в рамках действующего дискурса политической системы и способов социального воспроизводства ценностей и социализации гражданского общества технологическое развитие привело к появлению нового и очень весомого инструмента как медиапространство, которое выполняет роль мета-информационного элемента общества в целом. Это обеспечивает коммуникацию власти и общества, данный параметр определяет целостность и эффективность любой системы в условиях постоянно меняющегося мира, а также это способствует успешной интеграции самоорганизующихся систем для совместного взаимодействия. Также данный процесс приводит к появлению нового типа восприятия и подачи информации, которые активно проникают в каждую ступень общественной системы.

Литература:

  1. Фуко М. Лекции о воле к знанию. СПб.: Мысль, 2016.
  2. Альтюссер Л. Идеология и идеологические аппараты государства. М., 1970.
  3. Алмонд Г. А., Верба С. Гражданская культура. Политические установки и демократия в пяти странах. М.: Интермедиатор, 2018.
  4. Алмонд Г. А. Политическая теория и политическая наука. М., 1995.
  5. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М.: АСТ, 2008.
  6. Де Серто М. Изобретение повседневности. СПб.: Европейский университет, 2013
  7. Habermas J. Theorie des Kommunikativen Handelns. Hannover, 1997.
  8. Маклюэн М. Понимание Медиа. М.: «КАНОН-пресс-Ц», 2003.
  9. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М.: Алгоритм, 2017.
  10. Williams R. Television: technology and cultural form. London, 1994.
  11. Колесников, Е. В. Новые медиа в деятельности органов власти. М.: Ridero, 2018.
Основные термины (генерируются автоматически): политическая система, политическая культура, рамка, гражданское общество, идеологический аппарат государства, коммуникативное действие, политическая власть, политический дискурс, рамка концепции, само государство.


Похожие статьи

Медиалект в контексте лингвокультурного пространства

В статье рассматривается медиалект внутри лингвокультурного пространства, представлены концепции лингвокультурного пространства, медиалекта и их взаимодействие, показано развитие языка в информационном обществе, объяснятся сущность современного метод...

Основные тенденции современного визуального искусства в контексте медиакоммуникативной среды

В статье автор постарался определить основные тенденции современного визуального искусства, их трансформацию в условиях высокой динамики развития медиакоммуникативного пространства и системы визуальных коммуникаций.

Развитие медиапространства в современном обществе

В данной статье представлены тенденции развития современного медиапространства, обращено внимание на основные его свойства.

Современность и речевая культура будущего юриста

В данной статье рассмотрена проблема речевой культуры будущего юриста. Рассматривается роль виртуального дискурса в развитии современной коммуникации, а также в развитии информационных и компьютерных технологий.

Политейнмент в контексте медиатизации политики

Рассмотрен феномен политейнмента как проявление общемировой тенденции медиатизации политики. Политейнмент представлен как процесс сращения политики, журналистики и развлечений, нацеленный на завоевание внимания аудитории под влиянием эмоционального в...

Проблемы реализации коммуникативных задач в юридическом дискурсе

В данной статье обозначаются проблемы реализации коммуникативных задач с учетом специфики юридического дискурса.

Особенности проявления речевой культуры современного человека в интерактивной среде (организация учебной управляемой дискуссии на примере изучения темы «Проблема речевой культуры современного человека и пути её решения в условиях виртуального дискурса»)

Политический процесс и СМИ: особенности функционирования

В статье рассматривается значение СМИ в качестве актора современного политического процесса. Анализируются функции СМИ и политического процесса. Анализируется взаимообусловленность медийного и политического процесса. Автор приходит к выводу, что поли...

Трансформация форм межличностной коммуникации в контексте развития культуры

В статье приводятся основные формы межличностной коммуникации и описывается их трансформация в контексте развития культуры общества. Описывается взаимодействие форм межличностной коммуникации в общении людей и их влияние на культуру.

Лингвостилистические особенности современного американского политического дискурса

В статье исследуются лингвостилистические особенности современного американского политического дискурса.

Похожие статьи

Медиалект в контексте лингвокультурного пространства

В статье рассматривается медиалект внутри лингвокультурного пространства, представлены концепции лингвокультурного пространства, медиалекта и их взаимодействие, показано развитие языка в информационном обществе, объяснятся сущность современного метод...

Основные тенденции современного визуального искусства в контексте медиакоммуникативной среды

В статье автор постарался определить основные тенденции современного визуального искусства, их трансформацию в условиях высокой динамики развития медиакоммуникативного пространства и системы визуальных коммуникаций.

Развитие медиапространства в современном обществе

В данной статье представлены тенденции развития современного медиапространства, обращено внимание на основные его свойства.

Современность и речевая культура будущего юриста

В данной статье рассмотрена проблема речевой культуры будущего юриста. Рассматривается роль виртуального дискурса в развитии современной коммуникации, а также в развитии информационных и компьютерных технологий.

Политейнмент в контексте медиатизации политики

Рассмотрен феномен политейнмента как проявление общемировой тенденции медиатизации политики. Политейнмент представлен как процесс сращения политики, журналистики и развлечений, нацеленный на завоевание внимания аудитории под влиянием эмоционального в...

Проблемы реализации коммуникативных задач в юридическом дискурсе

В данной статье обозначаются проблемы реализации коммуникативных задач с учетом специфики юридического дискурса.

Особенности проявления речевой культуры современного человека в интерактивной среде (организация учебной управляемой дискуссии на примере изучения темы «Проблема речевой культуры современного человека и пути её решения в условиях виртуального дискурса»)

Политический процесс и СМИ: особенности функционирования

В статье рассматривается значение СМИ в качестве актора современного политического процесса. Анализируются функции СМИ и политического процесса. Анализируется взаимообусловленность медийного и политического процесса. Автор приходит к выводу, что поли...

Трансформация форм межличностной коммуникации в контексте развития культуры

В статье приводятся основные формы межличностной коммуникации и описывается их трансформация в контексте развития культуры общества. Описывается взаимодействие форм межличностной коммуникации в общении людей и их влияние на культуру.

Лингвостилистические особенности современного американского политического дискурса

В статье исследуются лингвостилистические особенности современного американского политического дискурса.

Задать вопрос