В современном мире термин «стресс» знаком практически каждому человеку вне зависимости от его профессиональной принадлежности. Проживание в густонаселенных пунктах, средовое экологическое окружение, современная ситуация жизни в условиях пандемии, социальная и экономическая нестабильность создают особые условия, в которых предъявляются повышенные требования к нервной системе человека по переработке информационных и других стрессовых нагрузок [3].
Профессиональная деятельность не является исключением — человеку как субъекту труда приходится функционировать в условиях, требующих усиленной затраты внутренних резервов организма, поскольку требования к участникам трудового процесса увеличиваются и усложняются — растет интенсивность и темп работы, удлиняется рабочий день, растет конкуренция на рынке труда, предъявляются все более высокие требования к качеству труда. Профессиональная деятельность становится все более насыщенной многочисленными связями, многогранными отношениями, часто деятельность проходит в рамках повышенного динамизма, высокой интенсивности социального взаимодействия. При длительном воздействии данных негативных факторов, при постоянных перегрузках и отсутствии достаточных условий полного восстановления физических и духовных сил, у работника может развиваться состояние профессионального стресса [1].
Профессиональный стресс как многообразный феномен рассматривается как в работах зарубежных, так и отечественных исследователей (В. А. Бодров, Л. А. Китаев-Смык, А. Б. Леонова, Ю. В. Щербатых, Водопьянова Н. Е., Маслач К., Лазарус Р. и другие). В современной научной литературе также можно встретить достаточное количество работ, посвященных анализу различных стресс-факторов, влияющих на представителей разнообразных сфер деятельности, что свидетельствует о том, что тема не перестает быть актуальной. Более того, в совместном пресс-релизе Всемирной организации здравоохранения и Международной организации труда от 28 сентября 2022 года сообщается, что психические заболевания (в частности, депрессия и тревожные расстройства) приводят к потере 12 миллиардов рабочих дней ежегодно и обходятся мировой экономике почти в 1 трлн долларов США [5]. Постепенно в современной экономике труда намечается тенденция к более внимательному отношению к качеству человеческого капитала, проблема профессионального стресса как условие, значительно ухудшающее работу организации, занимает важное место в кругу рассмотрения современных проблем охраны труда [8]. В связи с этим специалисты часто говорят о росте стрессогенности в профессиональной сфере и необходимости разработок программ по профилактике негативного воздействия стресса на рабочем месте.
Педагогическая деятельность, по определению В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева и Е. Н. Шиянова «…представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе» [10]. Эта деятельность направлена на создание необходимых условий для процесса воспитания, обучения и развития личности человека. Педагогом можно назвать специалиста, который реализует учебно- воспитательный процесс и обеспечивает его образовательный, воспитательный и развивающий характер.
В современном обществе профессия педагога является одной из значимых массовых профессий, поскольку педагоги работают на разных этапах развития человека: педагоги дошкольного образования, педагоги школьного образования, педагоги высшего и среднего специального образования. Также существуют такие специализации как дополнительное и специальное образование, коррекционная и социальная педагогика. По классификации профессий Е. А. Климова профессия педагога (учителя) относится к категории профессий типа «человек-человек». Автор пишет: «Предметом интереса, распознания, обслуживания, преобразования в данном типе профессий являются социальные системы, сообщества, группы людей и поэтому профессиональное становление происходит в процессе общения, деятельности и других видов активности». В соответствии с классификацией автора профессию «учитель» можно отнести к преобразующему классу профессий, связанной с преобладанием функциональных средств труда и реализуемых в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь и здоровье людей (в частности, детей) [7]. Исходя даже из этой характеристики уже можно предполагать, что профессия педагога предполагает высокие требования и к профессиональным навыкам, и к личностным особенностям специалиста, и является одной из самых стрессогенных среди профессий социального направления. Рассмотрим подробнее стресс-факторы в профессиональной деятельности педагога, а также их влияние на развитие и проявления дезадаптационных стрессовых синдромов.
И. К. Шац [12] подразделяет стресс-факторы профессиональной деятельности педагога на три группы: общие (напрямую независящие от педагога), производственные (непосредственно относящиеся к работе педагога локальные стрессоры) и специфические профессиональные (обусловленные содержанием и качеством профессиональных задач). По данным, которые И. К. Шац указывает в своей статье [12], специальность педагога относится к группе профессий повышенного риска по частоте нарушений здоровья: у 89 % обследованных есть расстройства здоровья предболезненного уровня («группа риска»), а в почти 44 % случаев выявляются признаки патологических нарушений. По сведениям НИИ медицины труда, к неврозам, связанным с профессиональной деятельностью, склонны около 60 % учителей. Поскольку подавляющее большинство выборки составляют специалисты в период наиболее интенсивной профессиональной жизни, И. К. Шац констатирует связь снижения здоровья педагогов с их профессиональной деятельностью, наиболее значимым фактором в которой является профессиональный стресс [12].
Н. Е. Водопьянова и Е. С. Старченкова [4] к источникам профессионального стресса относят организационные (заработная плата, режим работы, цели и задачи и пр.), рабочие (средства и условия работы, социальные условия и пр.), а также индивидуальные (знания и опыт, личностные особенности и пр.) характеристики. К основным стресс-факторам работы педагога авторы причисляют низкий уровень морального и материального вознаграждения, высокий уровень моральной ответственности за учеников, трудности совладания с «нежелательным» поведением учеников, значительную феминизированность профессии, а также повышенный уровень насыщенности эмоционального общения.
Э. Э. Сыманюк [11] указывает на то, что содержание профессиональной деятельности педагога, стаж работы, а также индивидуально-психологические особенности личности учителя могут в значительной мере способствовать развитию возможных негативных последствий профессионального стресса, таким как профессиональные деформации, выученная беспомощность, профессиональное отчуждение, профессиональная стагнация. Важность этой проблемы характеризуется еще и тем, что действие данных стресс-факторов носит затяжной хронический характер.
Е. П. Ильин пишет о возникновении профессиональной деформации личности педагога: «Во многих профессиях, в которых специалистам приходится общаться и взаимодействовать с большим количеством людей, вырабатывается стереотипность используемых приемов как механизм экономизации затрачиваемых усилий» [6]. Это подтверждают и другие авторы. Например, С. В. Кондратьева и А. В. Осницкий указывают на то, что с ростом стажа работы у части педагогов формируется деперсонализация и обобщенность в восприятии учеников. Г. А. Виноградова обращает внимание, что педагогам свойственно снижение самокритичности, навязывание своего мнения окружающим, поучающая манера речи, которая проявляется и в сфере личных отношений. Грановская Р. М. и Рогов Е. И. отмечают, что вне профессиональной деятельности «… такой подход приводит к ригидности и прямолинейности мышления» [6].
Наличие синдрома эмоционального выгорания показано у многих педагогов (Форманюк Т. В., Румянцева П. В., Папона Е. М.). Это связано все с той же спецификой работы — эмоциональные перегрузки из-за интенсивной работы с большим количеством людей. По данным изучения Кристины Маслач, выгорание — это «…Особая разновидность эмоционального стресса, который испытывают работники систем здравоохранения и социального обесnечения». [12] В. Е. Орел [9], после анализа зарубежной литературы по проблемам феномена «выгорания», подразделяет все стрессовые факторы на две группы — индивидуальные и организационные. Автор указывает, что в зарубежной литературе мнение, что содержательные аспекты деятельности необходимо выделять как самостоятельные стресс-факторы. В. В. Бойко [2] приводит подробное описание внутренних и внешних факторов, под воздействием которых у профессионала может сложиться «стереотип эмоционального поведения» — эмоциональное выгорание.
Трудоголизм также может встречаться среди педагогов. По данным Ильина Е. П.: «…Среди трудоголиков преобладают люди, занимающиеся интеллектуальным трудом и· творчеством. <…> Наиболее подвержены трудоголизму три категории людей. В первую очередь это высшие руководители и владельцы бизнеса. Вторыми в этом списке идут высокообразованные специалисты — врачи, юристы, преподаватели» [6]. Среди трудоголиков преобладают мужчины, но у женщин данный синдром проявляется в более тяжелой форме.
Не следует игнорировать и тот фактор, что стресс, возникающий в домашних условиях, может усугублять профессиональный стресс и, наоборот, профессиональный стресс, а также возникающие вследствие него дезадаптационные стрессовые синдромы, усугубляют и вызывают «домашний» стресс. Это является важным аспектом, потому что жизнь без стресса за пределами работы является значительным источником ресурса для того, чтобы справляться со стрессом на работе. Основными источниками «домашнего» стресса педагога, по мнению И. К. Шаца, могут быть:
– стресс, вызванный партнером (супругом/супругой) — нехватка времени для качественного партнерского взаимодействия, наставляющий стиль поведения супруга-педагога, постоянное обсуждение дома школьных проблем и т. д.;
– стресс, вызванный детьми — во многом связан со стилем детско-родительского взаимодействия, т. к. многие педагоги не могут отключиться от работы и в роли родителя малодоступны для своих детей. Это может приводить к тому, что жизнь ребенка в рамках дома превращается в продолжение школы;
– стресс, вызванный домашними обстоятельствами — является следствием большого количества домашних обязанностей при нехватки времени для их исполнения;
– стресс, вызванный воздействием окружающей среды — возникает из различных источников, например, финансовые проблемы, трудности взаимодействия с соседями и т. д. [12].
Исходя из произведенного выше анализа научной литературы, можно говорить о том, что в профессиональной деятельности педагога выделяется значительное количество стресс-факторов, определяемое большинством исследователей в две (личные и организационные) группы. Эти стресс-факторы оказывают значительное влияние на психологическое здоровье и, как следствие, профессиональную реализацию специалистов. К основным последствиям хронического профессионального стресса исследователи причисляют такие феномены, как формирование синдрома эмоционального выгорания и профессиональную деформацию личности. Важно понимать, что профессия педагога является значимой для функционирования общества, и сохранение психологического и физического здоровья педагогов должно быть одной из важных задач, реализуемых в профессиональной сфере, поэтому разработка программ по профилактике негативного воздействия стресса на рабочем месте для педагогической сферы деятельности является значимым и актуальным.
Литература:
- Бодров Психологический стресс: развитие и преодоление / Бодров, А. В. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 528 c. — Текст: непосредственный.
- Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении взгляд на себя и на других. / В. В. Бойко. — СПб: Питер, 1996. — Текст: непосредственный.
- Васильева, А. В. Психосоциальные факторы профилактики и терапии невротических расстройств в мегаполисе: мишени интервенций в здоровом городе / А. В. Васильева, Т. А. Караваева. — Текст: непосредственный // Обозрение психиатрии и медицинской психологии В. М. Бехтерева. — 2020. — № 2. — С. 95–104.
- Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченко. — СПб: Питер, 2008. — 440 c. — Текст: непосредственный.
- Всемирная организация здравоохранения. — Текст: электронный // официальный сайт: [сайт]. — URL: https://www.who.int/ru (дата обращения: 13.06.2022).
- Ильин, Е. П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень / Е. П. Ильин. — СПб: Питер, 2011. — 224 c. — Текст: непосредственный.
- Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. — М.: Издательский центр «Академия». — 2004. — 304 c. — Текст: непосредственный.
- Михайлов, А. А. Проблема профессионального стресса работников производственных предприятий / А. А. Михайлов, А. Е. Кузьминский, Т. С. Смирнова. — Текст: непосредственный // Московский экономический журнал. — 2019. — № 8. — С. 546–554.
- Орел, В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы / В. Е. Орел. — Текст: непосредственный // Служба кадров. — 2001. — № 8. — С. 90–99.
- Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. — М.: Издательский центр «Академия». — 2013. — 576 c. — Текст: непосредственный.
- Сыманюк, Э. Э. Профессиональные деструкции и способы их профилактики / Э. Э. Сыманюк, И. В. Девятовская. — Текст: непосредственный // Народное образование. — 2010. — № 6. — С. 123–129.
- Шац, И. К. Анализ общих и специфических причин профессионального стресса у педагогов // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. 2014. № 3 (Том 5. Психология). С.40–50.