К проблеме анализа современных педагогических технологий обучения русскому языку в школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (440) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 09.11.2022

Статья просмотрена: 93 раза

Библиографическое описание:

Половица, А. С. К проблеме анализа современных педагогических технологий обучения русскому языку в школе / А. С. Половица. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 45 (440). — С. 387-389. — URL: https://moluch.ru/archive/440/96146/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье проводится анализ существующих педагогических технологий, их классификация и выявление ключевых особенностей каждой из них.

Ключевые слова: образовательная технология, современные педагогические технологии, традиционная система обучения.

Работа современного школьного учителя неразрывно связана с непрерывным изучением новых технологий работы с учениками. Педагог обязан отрегулировать способ проведения своих уроков с учетом уровня интеллектуальной подготовки класса и технической обеспеченностью кабинета.

Понятие педагогической технологии Понятие «педагогическая технология» и сегодня вызывает в научном и педагогическом сообществе споры и разночтения, так как его появление в системе школьного образования относится лишь к ХХ веку. Поиск наиболее существенных значений для толкования одного из главных элементов современного образования продолжается до сих пор.

Доктор педагогических наук В. Ф. Башарин выделяет ключевые понятия [1], которые многие исследователи вкладывают в термин «педагогическая технология». Обобщив имеющуюся информацию, мы можем сделать вывод, что в рамках одной технологии необходимо говорить об обязательной упорядоченности учебного процесса и о четко изложенных целях и задачах обучения.

Самыми точными и содержательными определениями образовательной технологии мы считаем следующие: образовательная технология — упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к достижению поставленных целей (Таланчук) и образовательная технология — конструирование учебного процесса с гарантированным достижением целей (Кларин). С опорой на эти дефиниции мы будем работать над ретроспективным анализом современных педагогических технологий обучения.

Проблема педагогических технологий рассматривалась учеными под разными углами зрения: аспект познавательных интересов учащихся (К. Д. Ушинский, В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов и др.), в рамках методики преподавания русского языка (М. Т. Баранов, А. Д. Дейкина, А. В. Текучев, Е. А. Быстрова и др.), область средств повышения интереса к русскому языку (А. Д. Дейкина, Г. К. Селевко, П. М. Баев, И. Л. Бирова, В. М. Букатов и др.) и др.

Вне зависимости от школы или подхода базовая основа любой технологии образования остается неизменной: цель — средства — правила использования средств — результат.

Традиционная педагогическая технология сложилась в XVII веке и продолжает доминировать в современном образовательном пространстве, однако в ней обнаруживают себя не только плюсы, но и минусы. К положительным сторонам относятся систематический характер обучения , при котором реализуется принцип доступности образования, логика подачи материала , четкая организация процесса , учитель может контролировать весь процесс и оптимизировать затраты ресурсов при проведении занятия. Отрицательные стороны названной системы невозможно обойти стороной: урок построен по шаблону , время тратится не всегда эффективно , ученики мало взаимодействуют друг с другом, ориентировка на среднего ученика и отсутствие самостоятельности .

Так или иначе, но современные технологии обучения опираются на традиционную педагогическую систему и стараются на ее основе создать более совершенные технологии, способные исключить отрицательные аспекты.

В работе «Современные образовательные технологии» Г. К. Селевко [4] классифицирует педагогические технологии по разным основаниям, одно из которых — по направлению модернизации традиционной системы. Рассмотрим представленные в этом аспекте технологии с опорой на организационно-методические особенности.

Технология развивающих игр (Б. П. Никитин) [3]. Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.

Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д. В своих книгах Никитин предлагает развивающие игры с узорами, планами и картами, квадратами, термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом.

Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, письменной или устной инструкции знакомя его с разными способами передачи информации.

Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда двух-трехлетнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости). Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются, в основном, только исполнительские черты в ребенке.

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит) [4]. Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на формирование базовых навыков человека открытого информационного пространства, на развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.

Критическое мышление — это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Средства технологии позволяют работать с информацией в любой области знания, а это значит, что ознакомление с ней можно организовать на любом предметном материале.

Коллективный способ обучения (А. Г. Ривин, В. К. Дьяченко) [2]. Каждый ученик в процессе обучения систематически является обучаемым и обучающим. Вместо старого педагогического процесса, строящегося на использовании трёх традиционных форм (групповой, парной и индивидуальной), устанавливается новый педагогический процесс, строящийся на использовании всех старых, традиционных форм и новой — системообразующей коллективной.

Введение коллективной формы организации учебных занятий как системообразующего фактора всего учебно-воспитательного процесса открывает объективные возможности каждому ученику обучаться по способностям, то есть продвигаться вперёд при изучении программного материала своим темпом.

Различные темпы изучения учебных предметов учащимися приводят к отсутствию необходимости одновозрастных и одноуровневых классов. Организационной основой, основным структурным звеном такой школы становятся разновозрастные образовательные и самообразовательные коллективы.

Происходят кардинальные изменения в сроках, организации и проведении экзаменов: экзамены и перевод учащихся нижестоящих образовательных коллективов в старшие производятся в любое время года по мере подготовленности учащихся. Упраздняется традиционное поурочное расписание как фактор, сдерживающий переход. Вместо поурочного расписания в практику школ и других учебных заведений вводятся графики учебного процесса, строящиеся на методе погружения.

При этом в основе такого планирования учебных занятий дома и в школе не объём домашних заданий и не количество обязательных уроков, а здоровый режим дня.

В настоящее время учителю-словеснику доступна любая из рассмотренных выше технологий обучения, а сам он уже не центральная фигура в образовательном процессе. На наш взгляд, в зависимости от поставленных целей педагог должен выбирать различные технологии, помогающие в успешном решении образовательных задач.

Анализ педагогических технологий дает возможность ознакомиться с высоким научным потенциалом каждой из них и выявить сложившуюся преемственность, которая базируется на истоках методики преподавания. Мы наблюдаем непрерывное развитие и формирование терминологической базы методики, а также возможные векторы развития методики русского языка как науки.

Литература:

  1. Башарин В. Ф. Дидактическая система физико-технического образования в начальной и средней профессиональных школах. — Казань.: Хузур, 2000.
  2. Дьяченко В. К. Новая дидактика. — М.: Народное образование, 2001.
  3. Никитин, Б. П. Интеллектуальные игры. — М.: Лист Нью, 2004.
  4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная технология, игра, русский язык, учебный процесс, критическое мышление, ученик.


Ключевые слова

образовательная технология, современные педагогические технологии, традиционная система обучения

Похожие статьи

Современные методологии в изучении иностранного языка

В данной статье рассматриваются особенности развития современных методов в обучении иностранному языку. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния методик и различных факторов на развитие лингвистики и образования.

Современные методы преподавания юридических дисциплин

Исследование посвящено изучению существующих на сегодняшний день методов преподавания юридических дисциплин, особое внимание уделено методам интерактивного обучения. Рассмотрены их особенности и перспективы реализации в образовательной деятельности.

Система педагогико-экономической подготовки будущих учителей в современных уловиях

В статье описана авторская модель взаимодействия педагогических вузов в области решения проблем формирования содержания педагогической подготовки, учитывающая недостатки существующих схем взаимодействия педагогических вузов.

Новые методы и технические средства в вузовской дидактике

Данная статья посвящена новейшим методам, революционным темпам социально экономического и научно технического общества, процессам происходящим сегодня в системе подготовки кадров, объективно обусловлены особенностями тех требований которые предъявляю...

Психологические аспекты современных методов обучения и образовательных технологий

В данной статье подробно рассматриваются психологические аспекты современных методов обучения и образовательных технологий.

Использование информационных технологий в обучении иностранным языкам

В данной статье рассматриваются особенности развития информационных технологий в обучении иностранному языку. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния технологий и различных методик на развитие лингвистики.

Применение современных технологий при обучении русскому языку

В статье автор рассматривает определение, типы и структуры современного урока, и основные направления развития урока в современном образовании, рассматривает применение новых технологий при обучения русскому языку в школе.

К вопросу о понятии «методическая система»

В статье анализируются различные походы к трактовке понятия «методическая система» в контексте развития современного образования и постдипломной подготовки учителя.

Адаптация традиционных методов обучения в современных условиях: проблемы и методы их решения

В статье рассмотрена проблема традиционных методов обучения в современных условиях, их проблемы и методы решения выявленных проблем.

Дидактические аспекты использования интернет-ресурсов при изучении иностранных языков

В данной статье рассматриваются особенности развития интернет-технологий в обучении иностранному языку. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния методик и различных факторов на развитие лингвистики и образования.

Похожие статьи

Современные методологии в изучении иностранного языка

В данной статье рассматриваются особенности развития современных методов в обучении иностранному языку. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния методик и различных факторов на развитие лингвистики и образования.

Современные методы преподавания юридических дисциплин

Исследование посвящено изучению существующих на сегодняшний день методов преподавания юридических дисциплин, особое внимание уделено методам интерактивного обучения. Рассмотрены их особенности и перспективы реализации в образовательной деятельности.

Система педагогико-экономической подготовки будущих учителей в современных уловиях

В статье описана авторская модель взаимодействия педагогических вузов в области решения проблем формирования содержания педагогической подготовки, учитывающая недостатки существующих схем взаимодействия педагогических вузов.

Новые методы и технические средства в вузовской дидактике

Данная статья посвящена новейшим методам, революционным темпам социально экономического и научно технического общества, процессам происходящим сегодня в системе подготовки кадров, объективно обусловлены особенностями тех требований которые предъявляю...

Психологические аспекты современных методов обучения и образовательных технологий

В данной статье подробно рассматриваются психологические аспекты современных методов обучения и образовательных технологий.

Использование информационных технологий в обучении иностранным языкам

В данной статье рассматриваются особенности развития информационных технологий в обучении иностранному языку. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния технологий и различных методик на развитие лингвистики.

Применение современных технологий при обучении русскому языку

В статье автор рассматривает определение, типы и структуры современного урока, и основные направления развития урока в современном образовании, рассматривает применение новых технологий при обучения русскому языку в школе.

К вопросу о понятии «методическая система»

В статье анализируются различные походы к трактовке понятия «методическая система» в контексте развития современного образования и постдипломной подготовки учителя.

Адаптация традиционных методов обучения в современных условиях: проблемы и методы их решения

В статье рассмотрена проблема традиционных методов обучения в современных условиях, их проблемы и методы решения выявленных проблем.

Дидактические аспекты использования интернет-ресурсов при изучении иностранных языков

В данной статье рассматриваются особенности развития интернет-технологий в обучении иностранному языку. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния методик и различных факторов на развитие лингвистики и образования.

Задать вопрос