Познавательный интерес детей дошкольного возраста — платформа успешного обучения в школе (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (440) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 10.11.2022

Статья просмотрена: 251 раз

Библиографическое описание:

Лукашова, Т. А. Познавательный интерес детей дошкольного возраста — платформа успешного обучения в школе (из опыта работы) / Т. А. Лукашова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 45 (440). — С. 384-385. — URL: https://moluch.ru/archive/440/96152/ (дата обращения: 16.11.2024).



Современные требования ориентируют образовательный процесс на соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы. Развитие познавательных интересов — один из ключевых параметров успешного обучения в школе. Познавательная активность — это проявление в процессе познания, выражается в принятии детьми информации, в желании её уточнить, в самостоятельном поиске ответов на все вопросы, в проявлении творчества. Поэтому я считаю, что необходимо развивать активность познания у детей дошкольного возраста, создавать тем самым платформу успешного обучения в школе. С введением Федерального образовательного стандарта дошкольного образования наша деятельность должна быть направлена на целевые ориентиры детей: развитие любознательности, интереса к изучению заданной темы, формирование доброжелательного взаимодействия с педагогом и свойственниками. Наиболее эффективными формами работы с детьми являются проектная технология, исследовательская деятельность, экспериментирование, что делает ребят активными участниками образовательного процесса. Такие формы работы рассматриваются как практическая деятельность поискового характера.

В экспериментировании дошкольники выступают в роли исследователей, которые самостоятельно или в совместной деятельности с родителями, педагогами активно познают окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования дети осваивают субъекта познания и деятельности.

В работе с дошкольниками я считаю, необходимо использовать познавательные задачи, под которыми нужно понимать учебные задания, предполагающие наличие поисковых знаний, способов(умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств.

Для систематизации знаний детей можно использовать методы ТРИЗ: «мозговой штурм», «свободные ассоциации», «морфологический анализ», игры «Что сначала, что потом», «Наоборот» и другие. Применение этой технологии позволяет сочетать предметно-познавательную деятельность с методами активизации и развития творческого мышления у детей. Занятия будут познавательными, если дети: думают, внимательны, удивляются новизне, фантазируют.

Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.

К эффективным методам познавательного развития воспитанников относится проектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Проектная технология позволяет больший объём изучить информацию. Я считаю, что важным моментом является возможность у детей изучение той или иной темы в свободной деятельности. В проектной деятельности принимают участие не только воспитанники и педагог, но и их родители. Дети вместе со взрослыми познают что-то новое, в экспериментировании убеждаются в том, что говорится на словах или прочитав в книге. Взрослые помогают детям работать в этом направлении. Ребёнок и взрослые сближаются, а это так сейчас необходимо и в воспитании детей. В этом и заключается особенность взросло-детского проекта. Совместная работа сбора информации раскрывает потенциал творческих способностей детей, активно вовлекает родителей в образовательный процесс. Проектирование представляет собой очень важную сферу познавательной деятельности дошкольников и оказывает большое влияние на развитие ребёнка. Прежде всего, расширяются знания детей о различных областях его деятельности. Это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов, проводимых в детском саду. Стоит отметить, что в дошкольном возрасте ребёнок приобретает навык публичного предъявления своих мыслей, умозаключения, рассуждения. Эти качества необходимо развивать, они помогут ребёнку в успешном обучении в школе. Метод проектирования я считаю является самым эффективным условием, построения образовательного процесса с учётом интеграции образовательных областей, чтобы обеспечить преемственность между детским садом и начальной школой. В нашем детском саду разработаны и апробируются на практике различные проекты для детей с привлечением родителей это «Безопасная дорога», «Добрые друзья природы», «Одарённый ребёнок», «За здоровьем в детский сад!», «Мир современных профессий», «Развитие технического творчества детей старшего возраста на основе LEGO-конструирования» и другие. Ребята, совместно со взрослыми осуществляют самостоятельный поиск информации в познавательной литературе, используя другие источники знаний. Итогом реализации проектов становиться его презентация, альбом или выступление. Участие в этих мероприятиях даёт уверенности каждому ребёнку, раскрывает его творческие способности. Таким образом использование проектной технологии в образовательном процессе дошкольника позволяет эффективно решать задачи развития познавательного интереса, формировать целевые ориентиры и ведёт к дальнейшей успешной социализации детей в школе.

В работе с детьми особое значение имеет планомерная подготовка к школе. На практике можно увидеть, что пассивные дети наименее успешны в школе, с недостаточно развитой познавательной активностью. Решать проблему таких детей, я считаю возможно при соблюдении принципа преемственности в обучении и развитии их на дошкольной ступени и в начальной школе. Работая над целью в этом направлении, необходимо создать условия для максимального раскрытия интеллектуального и творческого потенциала ребёнка.

Познавательная активность детей — это активность, которая выражается в заинтересованном принятии детьми информации, желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении творчества. Чтобы развивать активность познания также нужно опираться на познавательный интерес детей, который тесно связан с эмоциональной жизнью ребёнка. Если ребёнок узнал, научился — он испытывает положительные эмоции, если не получилось — отрицательные эмоции. С отрицательными эмоциями необходимо справляться ребёнку вместе со взрослым, который его всегда поддержит и вдохновит. Если мы взрослые будем игнорировать детские «почему» — то можем загубить, подавить и препятствовать у детей развитию познавательного интереса. Присутствие познавательного интереса у детей дошкольного возраста усиливает эффект воспитания развития и обучения.

Ещё одной из эффективных форм организации работы в детском саду — проведение занятий с применением мультимедийных презентаций. Эта форма оптимизирует педагогический процесс, индивидуализирует обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повышает эффективность психолого-педагогической деятельности.

Мультимедийные презентации являются хорошим и эффектным способом представления информации с помощью компьютерных программ, что сочетает в себе динамику, звук и изображение, это на долго удерживает внимание ребенка.

Мультимедийные презентации мы используем на коррекционно-развивающих занятиях с детьми среднего дошкольного возраста. В результате получаем:

— дети лучше воспринимают материал, понятный ребёнку, не умеющим читать и писать;

— у детей повышается мотивация к работе;

— полученные знания надолго остаются в памяти после повторения;

В этом возрасте происходит становление личности ребенка, закладываются основы знаний, понятий, представлений. В связи с этим особенно актуальной является задача повышения эффективности и качества труда педагогов.

Начиная любую работу с детьми, педагог, прежде всего должен начинать с себя: быть постоянно в творческом поиске, иметь большое желание усовершенствовать свою работу, находить новые эффективные формы и методы работы с детьми.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, дошкольный возраст, образовательный процесс, начальная школа, познавательный интерес, проектная технология, успешное обучение, познавательный интерес детей, проектная деятельность.


Похожие статьи

Занимательные опыты — средство развития интеллектуальных способностей старших дошкольников (из опыта работы)

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности (из опыта работы)

Развитие любознательности и наблюдательности у детей начальной школы (из опыта работы)

Формирование ценностей здорового образа жизни у дошкольников в процессе реализации краткосрочных проектов (из опыта работы)

Формирование читательского интереса у дошкольников и партнерских взаимоотношений между участниками образовательного процесса в условиях ДОУ (из опыта работы)

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников (из опыта работы)

Формирование патриотических чувств у детей раннего возраста (из опыта работы)

Совместная образовательно-игровая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста из серии «История за историей» (из опыта работы)

Краеведческая деятельность в рамках внеучебной работы по истории — эффективное средство воспитания патриотизма (из опыта работы)

Развитие познавательной активности воспитанников в ходе проведения самоподготовки (из опыта работы)

Похожие статьи

Занимательные опыты — средство развития интеллектуальных способностей старших дошкольников (из опыта работы)

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности (из опыта работы)

Развитие любознательности и наблюдательности у детей начальной школы (из опыта работы)

Формирование ценностей здорового образа жизни у дошкольников в процессе реализации краткосрочных проектов (из опыта работы)

Формирование читательского интереса у дошкольников и партнерских взаимоотношений между участниками образовательного процесса в условиях ДОУ (из опыта работы)

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников (из опыта работы)

Формирование патриотических чувств у детей раннего возраста (из опыта работы)

Совместная образовательно-игровая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста из серии «История за историей» (из опыта работы)

Краеведческая деятельность в рамках внеучебной работы по истории — эффективное средство воспитания патриотизма (из опыта работы)

Развитие познавательной активности воспитанников в ходе проведения самоподготовки (из опыта работы)

Задать вопрос