Статья посвящена проблеме применения методики скорочтения в практике общеобразовательных школ. Статья полезна для преподавателей общеобразовательных организаций и студентов вузов, а также для работников центров дополнительного образования.
Ключевые слова: скорочтение, техника чтения, тренировочные упражнения, таблицы Шульте, слепые анаграммы.
Умение читать просто необходимо современному человеку, ведь сегодня его окружает большое количество текстовой информации. Чем быстрее удается знакомиться с книгами, документами, методическими пособиями и другой информацией, тем проще добиться успеха в любом начинании. Но важно научиться не только быстро читать текст, но и хорошо понимать и запоминать его.
Особенно это актуально для школьников, ведь именно в детстве человек формирует свою собственную базу знаний. От того, насколько продуктивно ученик будет усваивать информацию, во многом зависят его дальнейшие перспективы. Учитывая то, что многие школьники вынуждены тратить до нескольких часов в день на выполнение домашних работ, освоение техники быстрого чтения станет хорошим помощником в учебе.
Когда ребенок хорошо читает, его легче заинтересовать литературой. Регулярное знакомство с книгами позволяет увеличить словарный запас и расширить кругозор, а также развивает воображение. Кроме того, читающие дети интуитивно запоминают правильное написание слов, что помогает им повысить собственную грамотность. Все это напрямую отражается на успеваемости в школе. [4; с. 27]
Именно поэтому в последнее время повсеместно стали применять в дополнительном образовании различные методики скорочтения, которые позволяют детям, например, научиться знакомиться с целой страницей книги за считанные секунды. Но быстрое чтение не является гарантией того, что человек будет хорошо усваивать информацию, а это значит, что и память, и другие функции интеллекта также нужно развивать.
На современном этапе развития науки и практики особо остро стоит вопрос внедрения практики скорочтения в программу школьной подготовки. По данному вопросу написано не мало научных работ и накоплен большой практический опыт применения данной методики как в деятельности учреждений дополнительного образования, так и в работе общеобразовательных организаций. Но, несмотря на это, вопрос применения скорочтения в школах остается актуальным.
Множество как зарубежных, так и отечественных авторов обращались к данной методике. Одни определяют скорочтение как особый способ чтения, который позволяет до трех раз быстрее воспринимать текстовую информацию, другие говорят о том, что скорочтение — это способность усваивать большие объемы информации с помощью использования специальных техник чтения.
В рамках изучения практических аспектов применения методики скорочтения в общеобразовательных организациях, был проведен анализ опыта применения данной практики учителем начальных классов на уроках литературного чтения в общеобразовательной школе. Базой проведения исследования было выбрано Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 26 имени Героя Советского Союза В. В. Князева». Исследование проводилось в 2021–2022 учебном году.
Основная цель исследования заключается в том, чтобы проанализировать эффективность применения данной технологии на уроках литературного чтения в общеобразовательной организации, определить достаточно ли данных мер для успешного усвоения прочитанного материала и четкого понимания смысла прочитанного для учащихся начальной школы.
На первом этапе исследования были изучены методики скорочтения, а также были выбраны те из них, которые планируется внедрить в систему обучения на уроках литературного чтения в 4 классе. В исследовании приняли участие 28 учеников. В основу легли две техники скорочтения: таблицы Шульте и слепые анаграммы.
Один из удобных и эффективных инструментов для тренировки периферического зрения являются таблицы Шульте. Регулярные занятия с такими таблицами помогут не только расширить зрительные поля, но и научиться концентрации внимания, параллельному восприятию информации — все эти навыки полезны при освоении скорочтения.
|
|
Рис.1.1 Классическая таблица Шульте. [8;с. 3] |
Рис. 1.2 Таблица Шульте, включающая в себя дополнительные элементы. [8; с. 9] |
Классическая таблица Шульте представляет собой квадрат 5 х 5 ячеек, в котором произвольно расположены цифры от 1 до 25 и представлена на рис.1.1. Есть усложненные варианты таблицы Шульте: содержащие больше ячеек, с римскими цифрами, буквами, цифрами и буквами, с ячейками разных цветов, например как на рис.1.2. Можно усложнять и саму задачу по таблице, например, искать только четные цифры по возрастанию.
Важное правило работы с таблицей Шульте: концентрироваться нужно на центральной части таблицы, глаза при отыскивании чисел практически не двигаются, поиск выполняется за счет периферического зрения.
Анаграмма — это слово или словосочетание с определённым набором букв, которые образована за счёт их перестановки. Например, «карп» и «парк». Такой формат игры-обучения может быть использован в качестве методической части вопросов, заданной деткам младших групп и представителей классов начальной школы. С помощью анаграмм легко развивать логическое мышление детей, которые выполняют задания по перестановке букв и тем самым тренируют свои интеллектуальные навыки. В анаграммы могут играть как дошкольники, так и первоклассники, второклассники или старшеклассники. Подобную игру можно устроить на внеклассном часу, инфоуроке или на образовательном занятии по определённой теме, в нашем случае можно использовать как элемент урока по литературному чтению. Учащиеся заостряют внимание и с удовольствием пробуют разгадать интересные шарады. Это полезная подпитка ума, которая развивает интеллект у учащихся начальных классов. Анаграмм для детей великое множество. Нами в своей работе использованы слепые анаграммы, как на рис. 2.
Рис. 2. Слепые анаграммы [7;с. 4]
На уроке литературного чтения в начальной школе важным этапом является этап открытия новых знаний. Как правило это происходит в первые 10–15 минут урока, для того чтобы заинтересовать и замотивировать детей можно использовать слепые анаграммы, в которых детям предстоит отгадать автора произведения, название, имена главных героев. Детям выдаются заранее разработанные таблицы, в которых нужно зачеркнуть часто встречающиеся буквы, а из оставшихся составляется заданное слово, которое относится к теме урока. Эти задания успешно выполняются как индивидуально, так и в малых группах. Группам нужно составить и разгадать слова пословиц.
Таблицы Шульте используются на уроке, заменяя гимнастику для глаз. В данной концепции это используется как здоровье сберегающие технологии. Дети с большим интересом и увлеченностью решают и педагогическую задачу по расширению периферического зрения. Для отработки навыка скорочтения подобные задания выдаются ученикам для домашней работы. Одним из любимых творческих домашних заданий было составление слепых анаграмм самостоятельно.
На втором этапе были проанализированы результаты практической работы по использованию методики скорочтения на уроках литературы в общеобразовательной школе. Данные техники: таблицы Шульте и слепые анаграммы использовались на уроках литературного чтения на протяжении всего учебного года 2–3 раза в неделю. Чтобы оценить результат нами были проведены измерения техники чтения и понимания прочитанного по четвертям. Проверка уровня сформированности читательских навыков, является главной задачей отслеживания степени продвижения ученика в овладении техникой чтения. Для определения сформированности навыка чтения разработаны следующие требования: способ чтения (чтение целыми словами или чтение по слогам), правильность чтения (чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения), скорость чтения (установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст), а также установка на постепенное увеличение скорости чтения. Результаты измерений представлены в таблице 1.
Таблица 1
Сводная таблица уровня сформированности навыка чтения у учащихся 4 класса
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
|||||
Способ чтения |
85.6 % |
89.2 % |
92.8 % |
100 % |
||||
Правильность чтения |
61.2 % |
64.8 % |
75.6 % |
75.6 % |
||||
Скорость чтения |
100 и более |
43.2 % |
100 и более |
54 % |
100 и более |
64.8 % |
100 и более |
72 % |
90–100 |
39.6 % |
90–100 |
28.8 % |
90–100 |
21.6 % |
90–100 |
21.6 % |
|
75–89 |
18 % |
75–89 |
18 % |
75–89 |
14.4 % |
75–89 |
7.2 % |
|
Понимание прочитанного |
54 % |
61.2 % |
72 % |
82.8 % |
||||
На основании данных таблицы можно сделать выводы: по способу чтения наблюдается положительная динамика изменения количества учащихся, которые читают целыми словами. Правильность чтения незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения повысилась на 14,4 %. Видимые изменения произошли и в скорости чтения, большинство учащихся достигли значительных результатов. Степень освоения прочитанной информации возросла на 28.8 %. При проведении беседы по содержанию прочитанного текста учащиеся ответили на большинство заданных им вопросов.
Таким образом, существует множество способов улучшения качества усвоения материала учениками младших классов, ведь именно в этом возрасте формируются навыки самоорганизации обучения, одним из таких методов является подача в игровой форме методики скорочтения. Мы можем сделать вывод о том, что использование данной техники на экспериментальной площадке в МБОУ СОШ № 26 в г. Костроме наглядно демонстрирует свою результативность в долгосрочной перспективе. Отдельные техники скорочтения, такие как таблицы Шульте и анаграммы используются отдельными педагогами для повышения качества образования детей, а также помогают успешно осваивать учебный материал.
По результатам полученных данных можно с уверенностью сказать, что проверенная на практике методика скорочтения, подтвердила свою эффективность и может быть использована на уроках литературного чтения на базе общеобразовательных организаций. В этом заинтересованы не только педагоги, но и сами дети, ведь начальная школа является своего рода фундаментом, прочной основой, для обучения в старших классах.
Литература:
- Абдулова Г. Ф. Большая книга по скорочтению и развитию интеллекта/ Г. Ф. Абдулова. — Малыш. — 2019. — с.160.
- Авшарян Г. Э. Скорочтение. Быстрый курс для школьников, студентов и всех, кто хочет быстрее думать/ Г. Э. Авшарян. — АСТ.: ВКТ. — 2011. — с. 92.
- Андреев О. А., Хромов Л. Н. Учитесь быстро читать. М.: Просвещение. — 1991. — с.160.
- Ахмадуллин Ш. Т. Скорочтение для детей 6–9 лет. Как научить ребёнка читать быстро и понимать прочитанное. Книга-тренинг / Ш. Т. Ахмадуллин. — Филипок и К. — 2020. — с.192.
- Володченкова Л. А., Королёв С. И. Программное приложение для обучения детей младших классов приёмам скорочтения // Математические структуры и моделирование. 2018. № 3 (47). С. 107–120.
- Зиганов М. А. Скорочтение. Уникальный курс по развитию навыков рационального чтения. Сделай себя сам. — М.: Эксмо. — 2008. — с.214.
- Каримова Г. Упражнение «Слепые анаграммы». — с. 11.
- Каримова Г. Таблицы Шульте в картинках и числах. — с. 13.
- Туманова А. Д. Скорочтение. Плюсы и минусы / А. Д. Туманова. Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 474–477. — URL: https://moluch.ru/archive/393/86928/ (дата обращения: 04.11.2022).
- Учебное пособие «Скорочтение. 200 текстов» М. А. Жуковой ТМ «УМка» Режим доступа: https://arinka.by/p112097342-skorochtenie-200-tekstov.html (Дата обращения: 31.09.2022).