Способы взаимодействия ДОУ с институтом семьи с целью формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (440) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 10.11.2022

Статья просмотрена: 100 раз

Библиографическое описание:

Двужилова, Е. В. Способы взаимодействия ДОУ с институтом семьи с целью формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста / Е. В. Двужилова, А. О. Литвинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 45 (440). — С. 365-366. — URL: https://moluch.ru/archive/440/96159/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматриваются способы взаимодействия дошкольной образовательной организации с институтом семьи по формированию финансовой грамотности у воспитанников старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: финансовая грамотность, семья, педагоги, ребенок, финансы, экономическое воспитание.

В 2017 году правительство Российской Федерации опубликовало распоряжение об утверждении стратегии повышения финансовой грамотности в России на период 2017–2023 годы. Это распоряжение предполагает формирования компетенций в сфере финансовой грамотности у всех возрастных и целевых групп и внедрение образовательных программ повышения финансовой грамотности для дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального и высшего образования [3].

В ДОО обучение финансовой грамотности невозможно без участия института семьи, так как семейное воспитание индивидуально, оно обращено конкретно к одному ребенку, а не к группе детей как в детском саду.

Семья — первичная среда ребенка, в которой формируется культура, социальные ценности, опыт. Именно поэтому без участия семьи невозможно обучить детей финансовой грамотности. Взаимодействие института семьи и ДОУ поможет выстроить системный подход, а также обеспечить логичность и последовательность в изучении финансовой грамотности.

А. Д. Шатова считает, что «смысл работы по экономическому воспитанию состоит в том, чтобы привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создан предметный мир, облагораживающий жизнь» [6].

Институт семьи — гарантия экономического воспитания. Именно в семье ребенок в первые видит, как папа приходит с работы, он устал, он трудился, чтобы заработать денег на еду, хозяйственные нужны, игрушки; как мама заполняет квитанцию платит за свет, газ, детский сад; как родители планируют бюджет и распределяют его, откладывают, копят, совершают покупки в магазине, оплачивают поездки к морю, покупают недвижимость.

Старший дошкольный возраст оптимальный период для знакомства ребенка с удивительным миром экономики, так как в этом возрасте плодотворно закладываются такие индивидуальные особенности как ответственность, бережливость, сила воли. Эти качества непременно сыграют особую роль в дальнейшем воспитании финансово грамотного гражданина. Поэтому задача обучения финансовой грамотности лежит не только на педагогах, но и на родителях. Вместе им предстоит познакомить ребенка с понятием «деньги», научить считать, экономить и защищать свои деньги, планировать свой бюджет и другие сложные вопросы.

Финансовая грамотность — это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять [1].

Обучение финансовой грамотности, решит ряд важнейших задач в экономическом воспитании ребенка, таких как:

— Формирование у ребенка таких понятия как: «норма жизни», «экономика», «потребности», «услуги», «деньги», «стоимость», «заработная плата»;

— Формирование основ экономического образа мышления;

— Развитие ответственности, предприимчивости, расчетливости, самостоятельности.

Мы предлагаем различные формы взаимодействия с детьми для педагогов и родителей на тему «Дети и деньги», которые будут способствовать обучению финансовой грамотности:

— Самостоятельные покупки в магазине;

— Личный пример родителей как они распоряжаются деньгами;

— Понимание ценности денег, например, накопить с ребенком на какую-либо игрушку;

— Чтение сказок, просмотр мультфильмов с отражением денежного вопроса («Три поросенка», «Терем-теремок», «Мужик и медведь», «Петушок и бобовое зернышко», «Сказка о рыбаке и рыбке», мультфильмы-«Богатый бобрёнок», «Азбука денег тетушки Совы»,«Варежка», «Экономические сказки» и др.);

— Использование пословиц и поговорок («Не в деньгах счастье», «Платье шей, когда есть лишние деньги», «Копейка рубль бережет», «Здоров буду и денег добуду», «Копеечка к копеечке — рубль набегает», «На деньги ума не купишь» и др.);

— Информационные буклеты, памятки, консультации и рекомендации для родителей («Необходимость финансовой грамотности», «Дети и деньги», «Подборка дидактических игр по финансовой грамотности»);

— Досуговые мероприятия («Копим на мечту», выставка поделок «Моя копилка»);

— Выставки «Деньги мира», «Деньги в разные столетия»;

— Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Парикмахерская», «Банк»;

— Изучение пособий Е. Блискавка «Дети и деньги» [2], А. Д. Шатова «Деньги» [5], Е. Н. Табих «Дошкольникам об экономике» [4].

— Папки-передвижки на тему «Наша семья трудится», «Мы идем в магазин», «Мы планируем», «Мы копим»;

— Проведение маршрутов выходного дня: банк, торговый центр, музей;

— Проведение встречи с интересными людьми: финансисты, представители работников банков, продавцы, инкассаторы;

— Детско-родительские проекты: «Магазин моей мечты», «Как мы экономили бюджет», «Как мы копили деньги»;

— Познавательные формы взаимодействия: тематические встречи («Моя бабушка — коллекционер», совместные занятия («История возникновения денег», «Волшебные помощники»), «домашние задания» (рассказать о своей профессии, работе, основных должностных функциях), семинары-практикумы «Играем вместе»;

Таким образом, активное взаимодействие детского сада и семьи приведет к формированию у ребенка «правильному» отношению к деньгам и развитию экономического воспитания.

Литература:

  1. Бакланова, Г. С. Формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: проект «Я и финансы» / Г. С. Бакланова. — Текст: непосредственный // Традиции и новации в дошкольном образовании. — 2019. — № 5(13). — С. 24–28.
  2. Блискавка, Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Е. Блискавка. — Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 80 c. — Текст: непосредственный.
  3. Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 гг. — Текст: электронный // Грант: [сайт]. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71675558/ (дата обращения: 08.11.2022).
  4. Табих, Е. Н. Дошкольникам об экономике / Е. Н. Табих. — Минск: Волшебная школа, 2007. — 48 c. — Текст: непосредственный.
  5. Шатова, А. Д. Деньги / А. Д. Шатова. — Москва: Ювента, 2003. — 16 c. — Текст: непосредственный.
  6. Шатова, А. Д. Экономическое воспитание дошкольников / А. Д. Шатова. — Москва: Сфера, 2005. — 254 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): финансовая грамотность, деньга, ребенок, экономическое воспитание, детский сад, институт семьи, родитель, семья, старший дошкольный возраст.


Похожие статьи

Формирование основ финансовой грамотности в дошкольной образовательной организации

В статье осуществляется анализ позиций исследователей относительно проблемы формирования финансовой грамотности в условиях деятельности дошкольной образовательной организации. Приводятся примеры игр для детей, расширяющие представления об основах фин...

Социализация детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи

В статье рассматриваются вопросы ранней социализации детей в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Предлагаются два основных направления работы с родителями: информационного плана и обучающего характера.

Формирование основ нравственно-экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения финансовой грамоты

В данной статье рассмотрена проблема финансовой грамотности детей. Авторами представлен опыт работы по теме, также представлены авторские игры и рекомендации, необходимые для воспитания правильного обращения с деньгами детей дошкольного возраста.

Взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации по воспитанию детей дошкольного возраста

В статье рассматривается воспитание детей дошкольного возраста в семье. Особое внимание авторы уделяют развитию педагогического опыта у родителей. Анализируются проблемные зоны в совместном воспитании родителями и дошкольной образовательной организац...

Система работы по формированию экономических знаний у старших дошкольников

В статье раскрывается система работы дошкольного учреждения по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ экономических знаний. На примере конкретных форм работы раскрыт процесс обучения воспитанников основам финансовой грамотности в ус...

Вариативные формы дошкольного образования как ресурс поддержки семьи с детьми раннего возраста

В статье рассматриваются виды и вариативные формы дошкольного образования для детей раннего возраста, особенности их деятельности для решения социальных задач. Раскрывается важность их применения в работе с детьми раннего возраста для решения проблем...

Организация работы с педагогами по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются особенности организации работы с педагогами по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Опыт организации образовательной деятельности по развитию социального интеллекта в старшем дошкольном возрасте

В статье актуализируется проблема развития социального интеллекта у старших дошкольников. Указаны причины социальной дезадаптации детей дошкольного возраста. Описан опыт организации образовательной деятельности по развитию социального интеллекта в ст...

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников (из опыта работы)

В статье авторы делятся личным педагогическим опытом работы по формированию духовно-нравственных ценностей среди воспитанников.

Похожие статьи

Формирование основ финансовой грамотности в дошкольной образовательной организации

В статье осуществляется анализ позиций исследователей относительно проблемы формирования финансовой грамотности в условиях деятельности дошкольной образовательной организации. Приводятся примеры игр для детей, расширяющие представления об основах фин...

Социализация детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи

В статье рассматриваются вопросы ранней социализации детей в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Предлагаются два основных направления работы с родителями: информационного плана и обучающего характера.

Формирование основ нравственно-экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения финансовой грамоты

В данной статье рассмотрена проблема финансовой грамотности детей. Авторами представлен опыт работы по теме, также представлены авторские игры и рекомендации, необходимые для воспитания правильного обращения с деньгами детей дошкольного возраста.

Взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации по воспитанию детей дошкольного возраста

В статье рассматривается воспитание детей дошкольного возраста в семье. Особое внимание авторы уделяют развитию педагогического опыта у родителей. Анализируются проблемные зоны в совместном воспитании родителями и дошкольной образовательной организац...

Система работы по формированию экономических знаний у старших дошкольников

В статье раскрывается система работы дошкольного учреждения по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ экономических знаний. На примере конкретных форм работы раскрыт процесс обучения воспитанников основам финансовой грамотности в ус...

Вариативные формы дошкольного образования как ресурс поддержки семьи с детьми раннего возраста

В статье рассматриваются виды и вариативные формы дошкольного образования для детей раннего возраста, особенности их деятельности для решения социальных задач. Раскрывается важность их применения в работе с детьми раннего возраста для решения проблем...

Организация работы с педагогами по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются особенности организации работы с педагогами по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Опыт организации образовательной деятельности по развитию социального интеллекта в старшем дошкольном возрасте

В статье актуализируется проблема развития социального интеллекта у старших дошкольников. Указаны причины социальной дезадаптации детей дошкольного возраста. Описан опыт организации образовательной деятельности по развитию социального интеллекта в ст...

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников (из опыта работы)

В статье авторы делятся личным педагогическим опытом работы по формированию духовно-нравственных ценностей среди воспитанников.

Задать вопрос