Древний фундамент российского авторского права, право быть идентифицированным как создатель произведений и иметь экономические права собственности, имеет свои корни в XVIII веке. В то время только появлялись предпосылки к тому, что эта юридическая категория должна регулироваться законом. В России авторское право развивается по-другому, нежели чем в других странах. В статье выявляются особенности становления данного института в России, определяются особенности каждого этапа и анализируются особенности, отличающие историю авторского права в России от других стран.
Ключевые слова: авторское право в России, история авторского права, эволюция авторского права, отличия авторского права России от других стран.
Авторское право в России имеет отличия от законодательства государств Западной Европы, а также США [1]. Первое, о чем стоит сказать, это тот факт, что первые законы, так или иначе защищавшие интеллектуальную собственность, возникают в Российской империи позже: в случае в Англии Статут королевы Анны был установлен в 1709 г., в США Указ о авторском праве — в 1790 г., в Франции полномочия авторов находились под охраной 7 законов, принятыми в промежуток Великой французской буржуазной революции (1791–1793 гг.), то в России первоначальные законы, регулирующие авторские взаимоотношения, были приняты лишь во второй четверти XIX столетия [4].
Дореволюционные исследователи авторского права, в частности Переселенков С. А., объясняют данную ситуацию тем, что «книжное дело у нас чрезвычайно медленно развивалось, и круг читателей долгое время ограничивался исключительно лишь довольно скромным количеством любителей печатного слова. Обычные на Западе привилегии, дававшие там авторам или издателям гарантии от произвольных перепечаток, хотя изредка и практиковались в России, все-таки как-то в ней не привились» [25].
До конца XVIII в. сохранялась тенденция монополии в книгоиздательстве [3]. Частные типографии в России появились после принятия Указа 1771 г., при этом разрешалось печатать лишь литературу на иностранном языке, и прошедшую процедуру цензуры. «На русском языке никаких книг, ни сочинений не печатать, дабы прочим казенным типографиям в доходах их подрыву не было» [26; 27]. Позднее, Указом от 15 января 1783 г., было снято вышеупомянутое ограничение и разрешено создание частных типографий, которые могли печатать книги в том числе на русском языке [28], однако через 13 лет — в правление Павла Первого — все «вольные» типографии были закрыты [8]. Далее, в 1801 г. Александр I вновь разрешает открывать частные типографии, однако монополистическое господствующее положение государства в сфере книгопечатания сохранялось вплоть до середины XIX в. [26, с. 34]. Таким образом, развитие авторского права во времена Российской империи, не складывалось, по ряду причин, среди которых в первую очередь, тот факт, что существовали условия искусственного сдерживания конкуренции между издателями.
В 1803 г. в Санкт-Петербурге было утверждено Положение, впервые в российском законодательстве, установившее принципы и нормы оплаты авторского вознаграждения, «дабы выгоды автора и переводчика были для них не подвержены никакому сомнению и служили бы одобрением к большим трудам» [29].
С момента принятия закона об авторском праве в России, отношения авторов и издателей не рассматривались как предмет правового регулирования. В странах Европы, создатели произведений, получали определенные льготы [6].
Это позволяет сделать вывод о том, что разница между законодательством об авторском праве в России и за рубежом была еще на ранней стадии его появления. Разница заключалась в подходе к регулированию [26, с. 34–35].
Еще одной отличительной чертой, которая отличает авторское право как правовую категорию от других правовых категорий, является цензурное законодательство [10]. По мере выделения правового статуса в отдельную категорию, были изданы указ и распоряжение, регулирующие те или иные аспекты авторского права. Одним из таких, явилось распоряжение о правах создателя на произведение, их содержание, и способы доказательства права на произведение [30].
Первый закон, в котором право автора на созданное им произведение стало трактоваться как право собственности, которым можно торговать [31], в России появился также в рамках законодательства о цензуре. Третий Цензурный устав, утвержденный 22 апреля 1828 г., содержал специальную главу «О сочинителях и издателях книг» (параграфы 135–139). Срок авторского права был установлен в 25 лет со дня смерти автора, после чего произведение «становилось собственностью публики» (§ 137 Цензурного устава) [32, с. 345]. В 1830 г. было издано новое Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей, дополнившее правила 1828 г. Права сочинителей отныне прямо признавались правом собственности. Кроме того, появилась возможность продления до 35 лет срока охраны произведения после смерти автора. Позднее, срок защиты авторского права был увеличен до 50 лет после смерти автора [26, с. 35–36]. Г. Ф. Шершеневич отмечал, что не столько экономический интерес авторов, проявившейся вследствие большей общественной самостоятельности их, сколько пример Запада, побудил законодателя к этому шагу [34].
В первой половине XIX в. в правоприменительной практике преобладала заявительная форма защиты прав сочинителей. Автор или издатель, чьи права нарушались, подавал заявление о запрете предоставлять другим издателям право на издание произведений в цензурный комитет, который, после расследования, обязывался не выдавать разрешение на печать посторонним лицам [12].
Большинство авторов и их преемники избегали судебного разбирательства. Они предпочитали решить проблему внесудебным путем, обратившись в цензурные комитеты или прошениями на Высочайшее имя.
Первым самостоятельным нормативно-правовым актом России в сфере регулирования отношений в области авторского права стал закон Российской империи «Об авторском праве» от 20 марта 1911 г. Акт был составлен на основе лучших образцов европейского законодательства и международных соглашений, регулирующих правоотношения с интеллектуальной собственностью. Он содержал основные понятия авторского права, перечень охраняемых объектов, срок действия авторского права, вопросы правопреемства, нарушения авторских прав, средства их защиты и др. [16]
Из списка запрещенных к использованию произведений были добавлены географические карты, топографические карты и атласы с изображениями природы. Рисунки по естествознанию (строительные и другие технические планы), рисунки для строительства или других технических планов: фотографии драматические, музыкальные драмы, фотографическое произведение.
Несмотря на европейский опыт и заимствование основ авторского права зарубежными странами, Россия так и не ратифицировала Бернскую конвенцию. В частности, закон допускает свободный перевод произведений без получения разрешения автора [1] — это право свободно переводить произведения без согласия автора.
После Октябрьской революции 1917 г. перестаёт существовать Российская империя, а вместе с ней теряет юридическую силу всё законодательство, включая закон «Об авторском праве» 1911 г. Дальнейшая судьба авторского права напрямую зависела от Совета народных комиссаров (далее — СНК).
Закон «Об авторском праве» просуществовал до 1960-х гг., вплоть до периода кодификации законодательства, где было решено выделить авторское право в виде самостоятельного раздела в Основах гражданского законодательства СССР и союзных республик [21]. Согласно новому, адаптированному закону, авторское право подразделялось на два вида прав: личные права, дающие право распространять произведение под своим именем, псевдонимом или анонимно, право на неприкосновенность произведения, право на его опубликование и распространение, и имущественные права, дающие право на получение материальной выгоды [9].
Что касается периода современной России, то в 1993 г. был принят закон РФ «Об авторском праве и смежных правах». Согласно законодательному акту, авторские права охранялись в течение жизни автора и ещё пятидесяти лет после его смерти, с 1 января последующего года. Авторское право подразделялось на личное и имущественное, и для охраны произведения не требовалось соблюдения формальных процедур [19].
Закон 1993 г. действовал вплоть до принятия четвёртой части ГК РФ, работа над которой началась в 2005 г. Впоследствии ныне действующий закон объединит в себе охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации. Кроме того, сроки авторского права вновь были увеличены, и действуют в течение жизни автора и семидесяти лет после его смерти [21].
В процессе исследования состояния законодательства в сфере защиты авторских прав следует подчеркнуть, что российское правосудие заметно отстает по развитию не менее чем на два столетия от мирового развития и это может представляться одной из причин современных проблем с современными авторскими правами.
В качестве результатов исследования, представим схему развития авторского права в России:
Рис. 1. Схема развития авторского права в России
Результаты проведённого исследования позволяют сделать предположительное заключение о том, что российское авторское право не имело возможности стабильно и поэтапно развиваться в имеющихся условиях, что создавало трудности его естественному формированию. Вплоть до XX века за авторами произведений не закреплялись в полном объёме авторские имущественные и личные неимущественные права.
Литература:
1. Есипова В. А. История книги: Учебник по курсу «История книжного дела». –Томск: Изд-во Том. ун-та, 2011. — 628 с.
2. Кобыляцкий Д. А. Правовая охрана произведений в сети интернет. Диссертация на соискание учёной степени кандидата юридических наук. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ». Ростов-на-Дону, 2015.
3. Коэн Р. Писать, как Толстой: Техники, приемы и уловки великих писателей. — ООО «Альпина Паблишер», 2018.
4. Козлова Е. Б. История печатных средств информации: Учебное пособие. — Моск. гос. ун-т печати.Москва: МГУП, 2008. 202 с.
5. Канторович Я. А. Авторское право на литературные, музыкальные, художественные и фотографические произведения (второе значительно дополненное издание). — Петроград, склад издания в конторе общества «Брокгауз-Ефрон»,1916г.
6. Полянская Е. М., Кадовбенко В. Д. История возникновения и развития авторского права в российской федерации и в зарубежных странах / URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36855375_77822396.pdf
7. Статут королевы Анны 1710 г.
8. Володькова Е. Н. Становление и развитие авторского права в Российской империи. Закон и право. 2019. № 9. С. 47–49.
9. Близнец И. А. Авторское право и смежные права. 2-е издание. Учебник / И. А. Близнец, К. Б. Леонтьев. — М.: Проспект, 2015. — 330 с.
10. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г.
11. Гальперин-Каминский И. Д. Общая польза авторского права: [доклад, читанный в Русском обществе книгопродавцев и издателей 15 января 1894 года, и перед Советом и Специальной комиссией Русского литературного общества 17 января 1894 года]. — СПб., 1894.
12. Гаврилов Э. П. Советское авторское право. Основные положения. Тенденции развития / Гаврилов Э. П.; Отв. ред.: Рассудовский В. А. — М.: Наука, 1984. — 222 c.
13. Декрет ВЦИК от 29.12.1917 «О государственном издательстве» «СУ РСФСР», 1918, N 14, ст. 201
14. Декрет СНК РСФСР от 26.11.1918 «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием» / «СУ РСФСР», 1918, N 86, ст. 900
15. Декрет СНК РСФСР от 10.10.1919 «О прекращении силы договоров на приобретение в полную собственность произведений литературы и искусства» / «СУ РСФСР», 1919, N 51, ст. 492
16. Серебровский В. И. Вопросы советского авторского права / Академия наук СССР. Институт права им. А. Я. Вышинского; В. И. Серебровский. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1956. — 283 с.
17. Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 30.01.1925 «Об основах авторского права» / «СЗ СССР», 1925, N 7, ст. 67
18. Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 16.05.1928 «Основы авторского права» / «СЗ СССР», 1928, N 27, ст. 246
19. Закон СССР от 08.12.1961 «Об утверждении Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик» / «Свод законов СССР», т. 2, с. 6, 1990 г.
20. Указ Президиума Верховного Совета СССР «О внесении изменений и дополнений в Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик» от 21 февраля 1973 «Ведомости ВС СССР», 1973, N 9, ст. 138
21. Матвеев Ю. Г. Международные конвенции по авторскому праву. — 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Междунар. отношения. — 176 с.
22. Болдырев С. И. Авторские права в современном информационно-телекоммуникационном пространстве Российской Федерации: гражданско-правовое регулирование и защита. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Курск, 2017
23. Мимеева Н. Н. История возникновения и развития авторского права в России и за рубежом. / Н. Н. Мимеева // Молодой ученый. — 2020. — № 8 (298). — С. 167–172.
24. Будылин С. Мы живем, под собою не чуя страны. Копирайт на произведения, созданные в Российской империи и СССР / URL: //https://zakon.ru/blog/2014/06/27
25. Переселенков С. А. Пушкин в истории законоположений об авторском праве в России // Пушкин и его современники: Материалы и исследования. СПб., 1909. Вып.11. С.52.
26. Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: учеб. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2005. С.34.
27. Краткие исторические сведения о петербургских типографиях с 1771 г. СПб., 1895. С.17.
28. Авторское право: Учебное пособие //Авторский коллектив Allpravo.Ru — 2004. / URL: //http://www.allpravo.ru/library/
29. Российское авторское общество: История. Электронный ресурс / URL: //http://www.rao.ru/orao/history/