Проблема личностной автономии была поднята ещё Выготским Л. С., и на протяжении многих лет к ней возвращаются многие психологи. Личностная автономия для человека означает возможность выхода его за пределы конкретной ситуации, абстрагирования от внешних воздействий и выбор поведения, в основе которого лежат внутренние критерии. Но не всегда внутренние импульсы ведут к позитивному развитию. Современное общество нуждается в личности зрелой и сложенной гармонично, а современная молодёжь получается «однобокая»; она хочет всё получать от жизни и общества, но совершенно не готова вкладывать свои ресурсы в это самое общество. Данная работа была проведена с целью выяснить, возможно ли воздействовать на автономию старших подростков с целью её улучшения.
В статье приведены и проанализированы данные диагностического исследования и статистической обработки результатов с помощью Т-критерия Вилкоксона по четырём методикам изучения личностной автономии.
Ключевые слова: автономия, общество, подростки, способности, тренинг, эксперимент, коррекция.
В рамках проведения научно-исследовательской работы по теме «Коррекция личностной автономии у старших подростков» был организован и проведён эксперимент, а точнее — коррекция имеющейся автономии.
Целью экспериментального исследования было выяснить, возможно ли воздействовать на автономию старших подростков с целью её улучшения.
Предмет исследования: личностная автономия как индивидуальная психологическая характеристика личности, связанная с саморегуляцией и межличностным взаимодействием.
Выборка испытуемых составили учащиеся 9-го класса общеобразовательной школы в количестве 13 человек.
Методы исследования:
- Методика Челядинской. Эмоциональная зависимость по отношению к матери и отцу, моральная ответственность по отношению к матери и отцу, эмоциональная близость по отношению к матери и отцу.
- Опросник Ю. Куля. Контроль за действием при неудаче, контроль за действием при планировании, контроль за действием при реализации.
- Опросник «автономности-зависимости»
- Диагностика самоактуализации личности — методика А. В. Лазукина в адаптации Н. Ф. Калина (САМОАЛ)
На начальном этапе было проведено исследование с помощью выше указанных методик и зафиксированы результаты. Затем с ребятами был проведён тренинг из 11 занятий, в основу которого положен тренинг Людмилы Анн «Психологический тренинг с подростками». По окончанию тренинга проведена повторная диагностика по тем же методикам. Для сравнения показателей до и после эксперимента между собой был использован Т-критерий Вилкоксона.
- Методика Челядинской
Таблица 1
Эмпирические значения критерия Т-Вилкоксона по шкале эмоциональной зависимости
Названия шкал |
Среднее значение в группе по первичной диагностике |
Среднее значение в группе по повторной диагностике |
Эмпирическое значение критерия |
Уровень значимости |
эмоциональная зависимость к матери |
6.000 |
5.462 |
40.0 |
0.191 |
эмоциональная зависимость к отцу |
4.231 |
2.846 |
50.5 |
0.117 |
Как видно из таблицы, эмоциональная зависимость как к матери, так и к отцу снизилась. Однако, при математической обработке значения Т-критерия находятся вне зоны значимости (Т критич. при n=13 — при p<0.05 равен 21, а при p<0.01 равен 12).
Таблица 2
Эмпирические значения критерия Т-Вилкоксона по шкале моральной ответственности
Названия шкал |
Среднее значение в группе по первичной диагностике |
Среднее значение в группе по повторной диагностике |
Эмпирическое значение критерия |
Уровень значимости |
моральная ответственность к матери |
5.385 |
4.692 |
31.5 |
0.28 |
моральная ответственность к отцу |
4.615 |
2.923 |
54.0 |
0.06 |
В данной таблице видно, что показатели моральной ответственности снизились так по отношению к матери, так и по отношению к отцу. Однако, как и при исследовании эмоциональной зависимости от родителей, значения критерия находятся вне зоны значимости.
Таблица 3
Эмпирические значения критерия Т-Вилкоксона по шкале эмоциональной близости
Названия шкал |
Среднее значение в группе по первичной диагностике |
Среднее значение в группе по повторной диагностике |
Эмпирическое значение критерия |
Уровень значимости |
эмоциональная близость к матери |
5.462 |
5.846 |
21.0 |
0.499 |
эмоциональная близость к отцу |
4.308 |
3.000 |
43.5 |
0.1 |
Как видно из данной таблицы — эмоциональная близость к матери увеличилась. Это также подтверждают и математические данные. Что же касается эмоциональной близости к отцу, то цифры изменились в сторону уменьшения, однако математическая обработка нам говорит о том, что значения Т-критерия лежат вне зоны значимости.
- Опросник Ю. Куля
Таблица 4
Эмпирические значения критерия Т-Вилкоксона
Названия шкал |
Среднее значение в группе по первичной диагностике |
Среднее значение в группе по повторной диагностике |
Эмпирическое значение критерия |
Уровень значимости |
контроль за действием при неудаче |
6.308 |
7.692 |
16 |
0.068 |
контроль за действием при планировании |
5.231 |
6.154 |
22 |
0.177 |
контроль за действием при реализации |
6.846 |
7.077 |
15 |
0.672 |
Как видно здесь — все данные изменились в сторону увеличения. А математическая обработка подтверждает изменения двух параметров из трёх исследуемых, а именно — контроль за действием при неудаче и контроль за действием при реализации.
- Опросник «автономности-зависимости»
Таблица 5
Эмпирические значения критерия Т-Вилкоксона
Названия шкалы |
Среднее значение в группе по первичной диагностике |
Среднее значение в группе по повторной диагностике |
Эмпирическое значение критерия |
Уровень значимости |
автономность — зависимость |
6.692 |
6.077 |
36.5 |
0.356 |
Как видно из таблицы, значения шкалы уменьшилось. Но при математической обработке значение Т-критерия находится вне зоны значимости.
- Диагностика самоактуализации личности — методика А. В. Лазукина в адаптации Н. Ф. Калина (САМОАЛ)
Таблица 6
Эмпирические значения критерия Т-Вилкоксона
Названия шкал |
Среднее значение в группе по первичной диагностике |
Среднее значение в группе по повторной диагностике |
Эмпирическое значение критерия |
Уровень значимости |
ориентация во времени |
7.962 |
6.462 |
34.0 |
0.023* |
ценности |
7.769 |
8.692 |
13.5 |
0.15 |
взгляд на природу человека |
7.500 |
8.308 |
9.5 |
0.229 |
потребность в познании |
8.308 |
7.385 |
38.5 |
0.256 |
креативность |
8.154 |
8.615 |
21.5 |
0.535 |
автономия |
8.462 |
10.077 |
15.5 |
0.064 |
спонтанность |
7.000 |
7.692 |
19.5 |
0.413 |
самопонимание |
9.115 |
9.115 |
36.0 |
0.808 |
аутосимпатия |
8.538 |
9.692 |
24.5 |
0.245 |
контактность |
7.731 |
7.269 |
39.5 |
0.554 |
гибкость в общении |
7.846 |
8.885 |
24.5 |
0.447 |
Из данных этой таблицы можно увидеть, что цифры по многим шкалам увеличились. Однако, после математической обработки ясно видно изменения по трём шкалам: ценности, автономия, спонтанность. Значения этих шкал находятся в зоне значимости Т-критерия.
Таким образом, можно сделать следующий вывод. Многие цифры в данных методиках изменились в сторону увеличения. Математическая обработка не всегда это подтверждает. Однако, есть и математически подтверждённые изменения в лучшую сторону. Следовательно, данный тренинг оказал положительное влияние на личностную автономию старших подростков. И, в принципе, дети подвержены направленному воздействию. И, задача в доказательстве эффективности данного тренинга можно считать частично выполненной.
Литература:
- Григорьева Т. Г., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения. Хрестоматия, Новосибирск: Изд-во НОГУ, 1999.
- Дергачёва О. Е. Личностная автономия как предмет психологического исследования: дис.... канд. психол. наук. — Москва, 2005. — 162 с.
- Поскребышева Н. Н., Карабанова О. А. Возрастно-психологический подход в исследовании личностной автономии подростка // Национальный психологический журнал — 2014. — № 1 -с.74–85.
- Психологический тренинг с подростками / Л. Ф. Анн. — СПб.: Питер. 2003. — 271 с.: ил. — (Серия «Эффективный тренинг»).
- https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-avtonomii-lichnosti/viewer
- https://lektsia.com/2x4a8b.html
- http://testoteka.narod.ru/lichn/1/33.html
- https://statpsy.ru/wilkoxon/onlajn-rasschet-kriteriya-t-vilkoksona/