В статье раскрывается необходимость недопущения предпринимателями административных правонарушений в области финансов, налогов и сборов в современных условиях.
Ключевые слова: административное наказание, административная ответственность, предупреждение, виды административного наказания, виды административной ответственности.
Цель установления административной ответственности — защита интересов государства в правоотношениях, связанных с обеспечением режима функционирования государственных денежных фондов, а также с обеспечением экономической безопасности государства в целом. Особенно это становится актуальным в период кризисных явлений экономики, как это произошло, к примеру, в 2020 году в связи с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19. Критически низкий потребительский спрос, рост дебиторской задолженности, острая нехватка средств для оплаты налогов и прочих отчислений при росте налоговой нагрузки, отмена единого налога на вмененный доход (ЕНВД), чрезмерное внимание к операциям бизнеса, увеличение цифровизации, а, следовательно, и контроля данных — все это заставило предпринимателей заново изучить свою ответственность не только согласно Налоговому Кодексу Российской Федерации, но и в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации в части правонарушений в области финансов, налогов и сборов. Многие предприниматели отмечают, что главная угроза — «в возможности произвольной трактовки законодательных норм контролирующими органами и пробелы в законодательстве». [5] При этом количество проверок со стороны государственных структур растет, и около 50 % трудностей, с которыми сталкиваются предприниматели, кроется именно в области налогового законодательства.
Административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ). Административная ответственность в сфере финансов — это ответственность организаций, их должностных лиц и индивидуальных предпринимателей за налоговые правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Административная ответственность в области финансов, налогов и сборов предусмотрена статьями 15.1, 15.3–15.6, 15.11 КоАП РФ. Административная ответственность, установленная ст. 15.3–15.9, 15.11 КоАП РФ, не применяется к индивидуальным предпринимателям (примечание к ст. 15.3 КоАП РФ). Это объясняется тем, что лицо не может быть привлечено к ответственности дважды за одно и то же правонарушение. Поскольку составы правонарушений схожи с установленными НК РФ, предприниматель может быть привлечен только по НК РФ. Что касается организаций, то сами организации, как указано выше, могут быть привлечены за нарушение законодательства о налогах и сборах по НК РФ, а их должностные лица — по КоАП РФ. Для административного законодательства под должностным лицом понимается не только генеральный директор организации или главный бухгалтер. Это может быть и другой сотрудник, если обязанность по представлению налоговой отчетности возложена на него должностной инструкцией, приказом, распоряжением, иным локальным нормативным актом — иными словами, лицо, в чьи должностные обязанности входит осуществление данной функции (ст. 2.4 КоАП РФ). Необходимо обратить внимание, что в качестве субъекта административной ответственности могут выступать и организации, но только не в случае с налогами. Это объяснимо — наложение дополнительного административного штрафа на организацию, которая уже подверглась налоговому штрафу, означало бы нарушение принцип однократности привлечения к ответственности, а это недопустимо.
В зависимости от объекта административные правонарушения в области финансов подразделяются на подгруппы:
— правонарушения в области наличного денежного обращения (ст. 15.1 КоАП РФ «Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов»);
— правонарушения в области налогов (ст. 15.3 КоАП РФ «Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе», ст. 15.5 КоАП РФ «Нарушение сроков предоставления налоговой декларации (расчета по страховым взносам»), ст. 15.6 КоАП РФ «Непредоставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля», ст. 15.7 КоАП РФ «Нарушение порядка открытия счета налогоплательщику», ст. 15.11 КоАП РФ «Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности»).
Самые распространенные случаи применения административной ответственности за налоговые правонарушения (от наиболее частого к менее распространенному):
- ст. 15.5 КоАП РФ «Нарушение сроков предоставления налоговой декларации (расчета по страховым взносам»)
- ст. 15.6 КоАП РФ «Непредоставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля»
- ст. 15.11 КоАП РФ «Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности»
- т. 15.3 КоАП РФ «Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе».
Штрафы, введенные в КоАП РФ, являются основной мерой ответственности за налоговые правонарушения, и они относительно невелики, но предусмотренная в некоторых случаях такая мера административной ответственности как дисквалификация руководителя может оказаться тяжелее, чем финансовые санкции. Это влечет за собой корректировку записей в ЕГРЮЛ, изменение документов как внутреннего характера (назначение нового руководителя организации, перераспределение должностных обязанностей и т. п.), так и тех, которые регулируют отношения с партнерами. Также к нарушителям могут применяться такие меры наказания как предупреждение, конфискации предметов административного нарушения и другие, но на практике за налоговые проступки данные меры применяются редко.
При применении санкций предусмотрен ряд смягчающих и отягчающих обстоятельств. К административной ответственности за налоговые нарушения не могут привлечь по истечении годового срока давности. Или по истечении двухлетнего срока, если нарушено законодательство о бухучете. Сроки, введенные в КоАП РФ, обычно отсчитывают со дня, когда допущено нарушение. Особые правила — для сроков по длящимся нарушениям. Тут отсчет начинают со дня их выявления.
Административное наказание применяется, прежде всего, в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение. Оно выполняет также функцию предупреждения совершения правонарушения как лицом, привлекающийся в административной ответственности, так и другими лицами. В связи с вышеизложенным трудно переоценить роль института административной ответственности во взаимоотношениях государства и налогоплательщика, ведь от того насколько эффективной и, в то же время, справедливой будет такая ответственность, во многом зависит добросовестность и правовая корректность обязанной стороны налоговых правоотношений, а, в конечном итоге, и уважение к принимаемым в Российской Федерации законам.
Литература:
- Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12.2001 No 195-ФЗ
- Четвериков В. С. Административное право. Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
- Скакунова Т., Штукмастер И., Урбан Ю. Административная и уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства. — //Юридический справочник руководителя. — 2011. — № 06. — URL: https://delo-press.ru/journals/law/yuridicheskaya-otvetstvennost/37696
- Сухова А. И. Административные нарушения, выявляемые органами прокуратуры, в области финансов / А. И. Сухова. — Молодой ученый. — 2019. — № 40 (278). — С. 147–150. — URL: https://mouch.ru/archive/278/62757
- Состояние малого и среднего бизнеса в России после года пандемии // Исследование Тинькофф Бизнеса и аналитического проекта Tinkoff Data: [сайт]. — 2021. — С. 9. — URL: https://acdn.tinkoff.ru/static/documents/28042021-tinkoff-business-research-state-small-and-medium-sized-businesses-russia-after-year-pandemic.pdf (дата обращения: 22.10.2022).