В статье рассмотрены основные положения правового регулирования Единой информационной системы в сфере закупок, рассмотрены правила и требования, применяемые к государственных информационным системам. Проанализированы нововведения и изменения, касающиеся правового регулирования ЕИС, принятые в 2022 году. Определены проблемы и дальнейшие тенденции развития ЕИС в текущих экономических условиях.
Ключевые слова: единая информационная система, государственные закупки, муниципальные закупки, государственная информационная система.
Федеральный закон, регулирующий ЕИС в сфере закупок, а именно ФЗ № 44 от 5 апреля 2013 г., вступил в силу довольно давно, однако к нему, как и в целом к правовому регулированию Единых информационных систем, все еще остается достаточно вопросов. Согласно вышеуказанному закону, ЕИС в сфере закупок должна работать во взаимодействии с другими ЕИС. Сама по себе, эта информационная система должна содержать в себе подробную информацию обо всех этапах государственных и муниципальных закупок. Т. е., ЕИС должна предоставлять информацию о планировании, подрядчике, заключении контракта и его исполнения. Помимо этого, в ЕИС проводится мониторинг реализуемых закупок и контроль за соблюдением законодательства в ходе их проведения.
Что касается региональных и муниципальных закупок, то их информационное обеспечение отдано в руки региональных и муниципальных информационных систем (РИС и МИС соответственно), интегрированных с Единой информационной системой. Правительство РФ устанавливает одинаковые требования к РИС и МИС, которые заключаются в требовании гарантированной передачи информации между ними и ЕИС. При этом, в случае несоответствия информации между РИС/МИС и ЕИС, приоритет в достоверности информации отдается именно ЕИС. Создание иных информационных систем для работы в сфере закупок не допускается [1, с. 138].
С 1 января 2019 года, с помощью ЕИС проводятся не только аукционы, но и остальные конкурентные закупки, к которым относятся различные конкурсы, запрос котировок и предложений.
Здесь стоит отметить, что ЕИС в сфере закупок является государственной информационной системой, а значит подчиняется правилам создания и работы ГИС, указанных в Федеральном законе «Об информации, информационных технология и о защите информации». Однако, закон содержит лишь общие требования и правила к ГИС, что негативно сказывается на возможности унификации требований к таким информационным системам, в том числе и к ЕИС в сфере закупок [4, с. 161]. Также, к ЕИС применяются специальные принципы контрактной системы, а именно обеспечение свободного и безвозмездного доступа к информации, обеспечение открытости, прозрачности, полноты и достоверности информации о закупках. Данные принципы закреплены в статье 7 ФЗ «О контрактной системе».
В условиях экономических санкций и ограничения доступа к технологиям, особое значение приобретают требования к техническим и программным средствам работы ЕИС, которые можно было бы закрепить в отдельной статье ФЗ «Об информации». В качестве таких требований можно закрепить организацию бесперебойной работы технического обеспечения ЕИС, обеспечение более тесного взаимодействия с другими информационными системами, усиление цифровой защиты баз данных и серверов, обеспечивающих работу информационной системы [3, с. 31].
Безусловно, ЕИС на данный момент является важнейшим компонентом информационной системы в сфере закупок. Посредством ЕИС происходит взаимодействие субъектов ЕИС и пользователей сайта ЕИС, права и обязанности которых несколько различаются. Пользователями являются различные физические и юридические лица, которые пользуются системой в целях поиска и работы с закупками. Согласно принципам контрактной системы, пользователям должен быть предоставлен полный доступ к достоверной информации в сфере закупок. Требования к файлам, выкладываемым на сайте ЕИС, содержатся в Руководстве пользователя ЕИС, разработанным Федеральным казначейством. Однако, распространённым нарушением данных требований является размещение файлов, содержащих информацию о закупке, с ограничением поиска и копирования текста, а также размещение информации не в полном объеме [1, с. 141].
Разработка и улучшение функционала ЕИС в некоторых случаях приводит к сбоям работы системы, в связи с устаревшей технической базой, поэтому в сегодняшних условиях, необходимо обратить особое внимание на обеспечение стабильности работы системы.
Нельзя обойти вниманием и изменения, внесенные в ФЗ «О контрактной системе». Так, с 1 июля 2022 года, в реестр недобросовестных поставщиков будут вносится организации, отказавшиеся исполнять обязательство по закупке, если на заказчика были наложены санкции и ограничительные меры. Это позволит несколько предостеречь исполнителей от разрыва контрактов в случае, если на заказчика будут наложены санкции иностранных государств. Помимо этого, в этот реестр будут включатся и юридические лица, отказавшиеся от своих обязательств в одностороннем порядке.
Также были внесены изменения в требования к закупочным комиссиям заказчиков в целях усиления противодействия коррупции в сфере закупок. Новые требования возлагают на заказчиков обязанность исключить конфликт интересов обеспечить отсутствие личной заинтересованности в своей деятельности. Если кто-то из состава закупочной комиссии перестал отвечать требованиям к её членам, то он должен быть незамедлительно заменен на другого человека. Обязанность замены члена комиссии возложена на заказчика, создавшего данную комиссию.
С 1 января 2022 года были введены новые случаи проведения закрытых закупок. К ним законодатель отнес закупки, связанные с созданием, модернизацией, ремонтом и обсаживанием вооружения и военной техники. Также, закрытые закупки будут проводится в случае закупок товаров и услуг для Росгвардии и ФСО РФ.
Подводя итоги, можно говорить о том, что на сегодняшний день, ЕИС является исключительной информационной системой, позволяющей обработать гигантское количество информации, поступающей из разрозненных, слабо связанных источников, что являлось бы совершенно невозможным обработать в ручном порядке за разумное время. Однако, несмотря на высокий процент информатизации всех этапов проведения госзакупок, значительным остается бумажный документооборот, который, без сомнений, лишь замедляет весь процесс [2, с. 42]. В недавнее время, полный отказ от бумажного документооборота являлся бы логичным шагом, однако на данный момент стоит признать, что он необходим. Это связано прежде всего с наложенными на Российскую Федерацию, санкциями и ограничения доступа к технологиям, которые могут повлечь серьезное нарушение стабильности ЕИС в случае неполадок в технических средствах. Также видится логичным шаг по созданию резервных систем в целях сохранения информации в случаях нарушения работы основной ЕИС.
Единая информационная система, как и любая информационная система на сегодняшний день, безусловно имеет недостатки. Необходимо продолжить работу по совершенствованию законодательства в сфере электронных закупок, как в плане обеспечения прав заказчиков и исполнителей, так и унификации технических требований к ЕИС. С учетом сегодняшних событий, законодатель во взаимодействии с техническими специалистами, должен обеспечить гибкость информационных систем для наиболее эффективной работы в интересах отечественной экономики.
Литература:
1. Андреева Л. В. Правовой режим функционирования единой информационной системы в сфере государственных и муниципальных закупок // Актуальные проблемы российского права. — 2020. — № 8 (117). — С. 136–145. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoy-rezhim-funktsionirovaniya-edinoy-informatsionnoy-sistemy-v-sfere-gosudarstvennyh-i-munitsipalnyh-zakupok (дата обращения: 07.11.2022).
2. Бирюкова Е. А. Система госзакупок в Российской Федерации: проблемы, нарушения, изменения в законодательстве // Научные записки молодых исследователей. — 2022. — № 10 (1). — С. 39–50. — URL: http://elib.fa.ru/art2022/bv34.pdf/download/bv34.pdf (дата обращения 07.11.2022).
- Епифанова Валентина Ивановна, Подосинников Евгений Юрьевич Единая информационная система в сфере государственных закупок: Сравнительный анализ данных и региональные закономерности функционирования // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2020. — № 1 (43) — С. 30–34. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/edinaya-informatsionnaya-sistema-v-sfere-gosudarstvennyh-zakupok-sravnitelnyy-analiz-dannyh-i-regionalnye-zakonomernosti (дата обращения: 08.11.2022).
- Чечерина, У. С. Правовое регулирование электронных закупок // Молодой ученый. — 2022. — № 39 (434). — С. 160–163. — URL: https://moluch.ru/archive/434/95124/ (дата обращения: 07.11.2022).