Ключевые слова: управляющий совет школы, выдвигаемая идея, перспективный план, партнерство.
Описание выдвигаемой идеи. Обоснование её значимости для развития системы образования.
Выдвигаемая идея : образовательное учреждения обучающее детей с ОВЗ — это явление социальное, требующее особого отношения общества, и перспектив его развития. Управляющий совет школы (совет школы) разрабатывает перспективный план развития образовательного учреждения, принимает участие в его реализации. Идея носит инновационный характер.
В нормативных документах, регламентирующих работу управляющего совета, образовательного учреждения говорится, что управляющий совет школы — это «орган решает все важные для школы вопросы» [1,59]. И действительно, функционал управляющего совета школы, достаточно широк, несмотря на то, что в образовательном учреждении имеются и другие объединения: родительский комитет, конфликтная комиссия, методические объединения, научно-методический орган, комиссия по стимулирующим выплатам. Очевидно, что управляющий совет дублирует работу всех объединений в школе. В связи с чем, управляющий совет, во многих школах, является номинальным органом, он существует только «на бумаге», и реальной эффективной деятельности не осуществляет.
По моим наблюдениям, перспективным развитием современной школы не занимается никто. Руководители школы решают текущие хозяйственно-материальные и учебно-воспитательные вопросы. Работа школьных объединений, также, не направлена на перспективу школы.
Цель идеи : наполнить новым смыслом работу с детьми с ОВЗ, с учетом современных подходов, современного материально-технического оснащения, активного взаимодействия с общественными организациями, фондами, другими социальными институтами.
Это будет способствовать реализации главной цели инклюзивного образования — воспитание толерантности общества к людям с ОВЗ, принятие их во всех сферах жизни нашего общества [2, 37].
Механизмы реализации предлагаемой идеи (содержание исходного теоретического положения)
Выдвигаемая идея требует разработки: принципов, нормативно-правовой основы, ключевых направлений.
Управляющий совет руководствуется основными принципами:
- Разумности и добросовестности членов совета.
- Принятие советом максимально объективных решений, в интересах школы.
- Прозрачность деятельности управляющего совета.
Деятельность управляющего совета регулируется четырьмя документами: ФЗ «Об образовании в РФ»; уставом школы; положением об управляющем совете и регламентом его работы.
В основу работы управляющего совета необходимо положить особый стиль отношений — партнерство . Партнерство — это идеальный тип совместной деятельности. Этот стиль отношений позволяет определить общие цели и достигать их с большей эффективностью, чем, если бы участники действовали изолированно друг от друга. Партнерство — это почти полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом.
Ключевые направления деятельности управляющего совета:
- Создание условий (современного уровня) педагогам для повышения качества образования обучающихся с ОВЗ: материально-техническое оснащение; повышение компетенции педагогов. Обучение, квалификация.
- Совершенствование образовательной программы в части профессиональной подготовки обучающихся. Развитие партнерских отношений с предприятиями.
- Развитие партнерских отношений со смежными организациями, проведение совместных мероприятий, мастер-классов по обмену опытом (в пределах региона, РФ, и за ее пределами).
- Сотрудничество с общественными организациями, СМИ, другими социальными институтами, с целью расширения контактов, распространения опыта.
Методы и средства реализации идеи.
Разработке перспективного плана развития школы предшествует подготовительная организационная и интеллектуальная деятельность [3, 216].
- Создание банка идей — сбор предложений, идей, проектов от педагогов, родителей и других субъектов образовательного процесса.
С использованием следующих методов: эвристический метод — умение строит догадки, используя логические рассуждения, интуицию и прошлый опыт; метод «мозговой атаки» — это генерирование участниками множества идей по проблеме; метод «записной книжки»-основан на фиксировании известных фактов, имеющих отношение к решению исследуемой проблеме и обдумывание возможных путей ее решения. Все участники сдают записи координатору, который сводит воедино и составляет общий список идей, по которому проводится обсуждение.
- Ресурсное обеспечение реализации перспективного плана.
Материальные (финансовые) ресурсы : сотрудничество с НКО (или создание не коммерческой организации на базе школы), с целью участия в президентских грантах; платные услуги школы; разработка экспериментальной площадки, с финансированием от минобразования; сотрудничество с предприятиями-спонсорами; попечительство со стороны общественных организаций, депутатов.
Интеллектуальные ресурсы : педагогический коллектив, их знания, умения, уровень квалификации. С использованием: метода экспертных оценок, правил объективности, честности, профессионализма; метода оперативной корректировки программ, как способа оценки эффективности проекта; метода системного анализа информации, как метода принятия стратегических решений.
Информационные ресурсы : совокупность методов ИТК — технологии, информационные сервисы, как средства постоянного поступления и накопления информации, а также средство поддержания селекторной связи со смежными организациями.
Прогнозируемые результаты.
В процессе реализации перспективного плана необходимо будет разработать: текущие, промежуточные и итоговые результаты. На данном этапе разработки идеи, можно спрогнозировать следующие результаты:
- Повышение активности членов управляющего совета, педагогов школы и родителей.
- Повышение продуктивности деятельности совета школы.
- Расширение взаимовыгодных контактов школы со смежными учреждениями.
- Привлечение внимания общественности, законодательных органов к проблемам школы и обучающихся с ОВЗ.
- Улучшение условий и повышение качества обучения детей с ОВЗ.
- Воспитание подрастающего поколения в условиях толерантности и принятия детей с проблемами в развитии.
Идея может быть полезна любому образовательному учреждению. Так как в период активного внедрения инклюзии, проблемы школ требуют своего быстрого разрешения.
Необходимые условия для реализации идеи
- Правовые условия — наличие локальных актов, регламентирующих деятельности управляющего совета.
- Организационные условия — сотрудничество с вышестоящими организациями (министерствами, институтами повышения квалификации), что обеспечит школу постоянной методической поддержкой, получения консультаций по вопросам реализации образовательной программы детей с ОВЗ, использования научно-обоснованных и достоверных инновационных разработок в области коррекционной педагогики. Взаимодействие со смежными учреждениями, обмен технологиями, информацией и документами. Взаимодействие с «внешними» партнерами: предприятия, общественные организации, фонды, НКО. С этими организациями можно заключить договора.
- Кадровые условия наличие высококвалифицированных педагогов, для реализации перспективного плана учреждения. Развитие мотивации для самообразования. Активное внедрение командного способа работы, на основе партнерства. Создание социально-педагогического пространства в школе.
Литература:
- Косарецкий С. Г., Седельников А. А., Мерцалова Т. А. Государственно-общественное управление образовательным учреждением в вопросах и ответах, Москва, «Библиотека школьного управляющего», 2015–106с.
- Моисеева А. М. Управляющие советы общеобразовательных учреждений: ключевые проблемы создания и деятельности, Москва, АНО «Центр социального консалтинга «Стратосфера», 2004 -74с.
- Галеева Н. Л., Болотова Е. Л., Воровщиков С. Г. Управляющий совет в образовательных организациях дошкольного и общего образования, Москва, «Арсенал образования», 2013–256с.