Управление школой в условиях реализации программы развития образовательного учреждения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (440) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 14.11.2022

Статья просмотрена: 44 раза

Библиографическое описание:

Соргина, Ж. С. Управление школой в условиях реализации программы развития образовательного учреждения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / Ж. С. Соргина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 45 (440). — С. 392-394. — URL: https://moluch.ru/archive/440/96178/ (дата обращения: 16.11.2024).



Ключевые слова: управляющий совет школы, выдвигаемая идея, перспективный план, партнерство.

Описание выдвигаемой идеи. Обоснование её значимости для развития системы образования.

Выдвигаемая идея : образовательное учреждения обучающее детей с ОВЗ — это явление социальное, требующее особого отношения общества, и перспектив его развития. Управляющий совет школы (совет школы) разрабатывает перспективный план развития образовательного учреждения, принимает участие в его реализации. Идея носит инновационный характер.

В нормативных документах, регламентирующих работу управляющего совета, образовательного учреждения говорится, что управляющий совет школы — это «орган решает все важные для школы вопросы» [1,59]. И действительно, функционал управляющего совета школы, достаточно широк, несмотря на то, что в образовательном учреждении имеются и другие объединения: родительский комитет, конфликтная комиссия, методические объединения, научно-методический орган, комиссия по стимулирующим выплатам. Очевидно, что управляющий совет дублирует работу всех объединений в школе. В связи с чем, управляющий совет, во многих школах, является номинальным органом, он существует только «на бумаге», и реальной эффективной деятельности не осуществляет.

По моим наблюдениям, перспективным развитием современной школы не занимается никто. Руководители школы решают текущие хозяйственно-материальные и учебно-воспитательные вопросы. Работа школьных объединений, также, не направлена на перспективу школы.

Цель идеи : наполнить новым смыслом работу с детьми с ОВЗ, с учетом современных подходов, современного материально-технического оснащения, активного взаимодействия с общественными организациями, фондами, другими социальными институтами.

Это будет способствовать реализации главной цели инклюзивного образования — воспитание толерантности общества к людям с ОВЗ, принятие их во всех сферах жизни нашего общества [2, 37].

Механизмы реализации предлагаемой идеи (содержание исходного теоретического положения)

Выдвигаемая идея требует разработки: принципов, нормативно-правовой основы, ключевых направлений.

Управляющий совет руководствуется основными принципами:

  1. Разумности и добросовестности членов совета.
  2. Принятие советом максимально объективных решений, в интересах школы.
  3. Прозрачность деятельности управляющего совета.

Деятельность управляющего совета регулируется четырьмя документами: ФЗ «Об образовании в РФ»; уставом школы; положением об управляющем совете и регламентом его работы.

В основу работы управляющего совета необходимо положить особый стиль отношений — партнерство . Партнерство — это идеальный тип совместной деятельности. Этот стиль отношений позволяет определить общие цели и достигать их с большей эффективностью, чем, если бы участники действовали изолированно друг от друга. Партнерство — это почти полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом.

Ключевые направления деятельности управляющего совета:

  1. Создание условий (современного уровня) педагогам для повышения качества образования обучающихся с ОВЗ: материально-техническое оснащение; повышение компетенции педагогов. Обучение, квалификация.
  2. Совершенствование образовательной программы в части профессиональной подготовки обучающихся. Развитие партнерских отношений с предприятиями.
  3. Развитие партнерских отношений со смежными организациями, проведение совместных мероприятий, мастер-классов по обмену опытом (в пределах региона, РФ, и за ее пределами).
  4. Сотрудничество с общественными организациями, СМИ, другими социальными институтами, с целью расширения контактов, распространения опыта.

Методы и средства реализации идеи.

Разработке перспективного плана развития школы предшествует подготовительная организационная и интеллектуальная деятельность [3, 216].

  1. Создание банка идей — сбор предложений, идей, проектов от педагогов, родителей и других субъектов образовательного процесса.

С использованием следующих методов: эвристический метод — умение строит догадки, используя логические рассуждения, интуицию и прошлый опыт; метод «мозговой атаки» — это генерирование участниками множества идей по проблеме; метод «записной книжки»-основан на фиксировании известных фактов, имеющих отношение к решению исследуемой проблеме и обдумывание возможных путей ее решения. Все участники сдают записи координатору, который сводит воедино и составляет общий список идей, по которому проводится обсуждение.

  1. Ресурсное обеспечение реализации перспективного плана.

Материальные (финансовые) ресурсы : сотрудничество с НКО (или создание не коммерческой организации на базе школы), с целью участия в президентских грантах; платные услуги школы; разработка экспериментальной площадки, с финансированием от минобразования; сотрудничество с предприятиями-спонсорами; попечительство со стороны общественных организаций, депутатов.

Интеллектуальные ресурсы : педагогический коллектив, их знания, умения, уровень квалификации. С использованием: метода экспертных оценок, правил объективности, честности, профессионализма; метода оперативной корректировки программ, как способа оценки эффективности проекта; метода системного анализа информации, как метода принятия стратегических решений.

Информационные ресурсы : совокупность методов ИТК — технологии, информационные сервисы, как средства постоянного поступления и накопления информации, а также средство поддержания селекторной связи со смежными организациями.

Прогнозируемые результаты.

В процессе реализации перспективного плана необходимо будет разработать: текущие, промежуточные и итоговые результаты. На данном этапе разработки идеи, можно спрогнозировать следующие результаты:

  1. Повышение активности членов управляющего совета, педагогов школы и родителей.
  2. Повышение продуктивности деятельности совета школы.
  3. Расширение взаимовыгодных контактов школы со смежными учреждениями.
  4. Привлечение внимания общественности, законодательных органов к проблемам школы и обучающихся с ОВЗ.
  5. Улучшение условий и повышение качества обучения детей с ОВЗ.
  6. Воспитание подрастающего поколения в условиях толерантности и принятия детей с проблемами в развитии.

Идея может быть полезна любому образовательному учреждению. Так как в период активного внедрения инклюзии, проблемы школ требуют своего быстрого разрешения.

Необходимые условия для реализации идеи

  1. Правовые условия — наличие локальных актов, регламентирующих деятельности управляющего совета.
  2. Организационные условия — сотрудничество с вышестоящими организациями (министерствами, институтами повышения квалификации), что обеспечит школу постоянной методической поддержкой, получения консультаций по вопросам реализации образовательной программы детей с ОВЗ, использования научно-обоснованных и достоверных инновационных разработок в области коррекционной педагогики. Взаимодействие со смежными учреждениями, обмен технологиями, информацией и документами. Взаимодействие с «внешними» партнерами: предприятия, общественные организации, фонды, НКО. С этими организациями можно заключить договора.
  3. Кадровые условия наличие высококвалифицированных педагогов, для реализации перспективного плана учреждения. Развитие мотивации для самообразования. Активное внедрение командного способа работы, на основе партнерства. Создание социально-педагогического пространства в школе.

Литература:

  1. Косарецкий С. Г., Седельников А. А., Мерцалова Т. А. Государственно-общественное управление образовательным учреждением в вопросах и ответах, Москва, «Библиотека школьного управляющего», 2015–106с.
  2. Моисеева А. М. Управляющие советы общеобразовательных учреждений: ключевые проблемы создания и деятельности, Москва, АНО «Центр социального консалтинга «Стратосфера», 2004 -74с.
  3. Галеева Н. Л., Болотова Е. Л., Воровщиков С. Г. Управляющий совет в образовательных организациях дошкольного и общего образования, Москва, «Арсенал образования», 2013–256с.
Основные термины (генерируются автоматически): управляющий совет, образовательное учреждение, выдвигаемая идея, управляющий совет школы, перспективный план, активное внедрение, работа, реализация, РФ.


Ключевые слова

партнерство, перспективный план, управляющий совет школы, выдвигаемая идея

Похожие статьи

Сетевое взаимодействие с социальными партнерами в решении задач программы воспитания дошкольной образовательной организации

В статье автор раскрывает механизмы сетевого взаимодействия с социальными партнерами для реализации Программы воспитания ДОУ.

Особенности внедрения психолого-педагогической модели вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ как условие реализации задач ФГОС ДО

Данная статья посвящена результатам совместной деятельности ДОО и семьи в вопросе вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ, как условия социально-эмоционального развития детей раннего возраста.

Проектная деятельность как метод взаимодействия семьи и детского сада

Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья к школе в условиях учреждения дополнительного образования

Инновационные подходы к реализации социального партнерства в современном дошкольном образовании

В статье рассматривается особенности реализации инновационных формы взаимодействия всех участников образовательного процесса в муниципальном автономном оздоровительном общеобразовательном учреждением санаторного типа для детей, нуждающихся в длительн...

Социальное проектирование – деятельностный подход к экологическому образованию

В данной статье рассматриваются вопросы научно-методического сотрудничества вуза и школы в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарт общего образования. Проанализированы результаты работы в сфере организации проектно...

Метапредметный проект в средней школе как средство формирования ключевых компетенций учащихся

Проектирование развития открытого образовательного пространства дошкольной организации в условиях социального партнерства

В данной статье рассмотрены вопросы, связанные с развитием открытого образовательного пространства дошкольной образовательной организации, разработан проект, позволяющий обеспечить доступность и новое качество дошкольного образования.

Школьное самоуправления как средство развития потенциала обучающихся

Опыт руководителя с детьми по организации воспитательной системы в школе.

Формирование социальных навыков у старших дошкольников в ходе реализации образовательного социально значимого проекта

В статье автором представлен опыт работы по разработке и реализации со старшими дошкольниками социально значимого проекта, направленного на расширение зоны контактов детей разных возрастных групп в дошкольном учреждении.

Похожие статьи

Сетевое взаимодействие с социальными партнерами в решении задач программы воспитания дошкольной образовательной организации

В статье автор раскрывает механизмы сетевого взаимодействия с социальными партнерами для реализации Программы воспитания ДОУ.

Особенности внедрения психолого-педагогической модели вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ как условие реализации задач ФГОС ДО

Данная статья посвящена результатам совместной деятельности ДОО и семьи в вопросе вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ, как условия социально-эмоционального развития детей раннего возраста.

Проектная деятельность как метод взаимодействия семьи и детского сада

Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья к школе в условиях учреждения дополнительного образования

Инновационные подходы к реализации социального партнерства в современном дошкольном образовании

В статье рассматривается особенности реализации инновационных формы взаимодействия всех участников образовательного процесса в муниципальном автономном оздоровительном общеобразовательном учреждением санаторного типа для детей, нуждающихся в длительн...

Социальное проектирование – деятельностный подход к экологическому образованию

В данной статье рассматриваются вопросы научно-методического сотрудничества вуза и школы в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарт общего образования. Проанализированы результаты работы в сфере организации проектно...

Метапредметный проект в средней школе как средство формирования ключевых компетенций учащихся

Проектирование развития открытого образовательного пространства дошкольной организации в условиях социального партнерства

В данной статье рассмотрены вопросы, связанные с развитием открытого образовательного пространства дошкольной образовательной организации, разработан проект, позволяющий обеспечить доступность и новое качество дошкольного образования.

Школьное самоуправления как средство развития потенциала обучающихся

Опыт руководителя с детьми по организации воспитательной системы в школе.

Формирование социальных навыков у старших дошкольников в ходе реализации образовательного социально значимого проекта

В статье автором представлен опыт работы по разработке и реализации со старшими дошкольниками социально значимого проекта, направленного на расширение зоны контактов детей разных возрастных групп в дошкольном учреждении.

Задать вопрос