В статье рассматривается чтение как вид речевой деятельности. Особое внимание уделяется проблемным заданиям при обучении чтению на уроке английского языка. Выделены виды чтения и этапы работы с иноязычным текстом.
Ключевые слова: чтение, проблемные задания, речевая деятельность, виды чтения, предвосхищение, ассоциация, ранжирование.
Чтение — рецептивный вид речевой деятельности, направленный на получение информации, содержащейся в письменном тексте. Чтение представляет собой «сложную перцептивно-мыслительную мнемическую деятельность, процессуальная сторона которой носит аналитико-синтетический характер, варьирующийся в зависимости от ее цели» (С. К. Фоломкина) [1, c. 123].
Цель обучения чтению в средней школе — обучение различным видам чтения: изучающему, ознакомительному, просмотровому, поисковому.
Изучающее чтение имеет целью максимально точно и полно понять информацию, содержащуюся в тексте. Это медленное чтение, включает повторное прочтение отдельных частей текста. Ознакомительное чтение направлено на понимание основного содержания текста. Это беглое чтение с общим охватом содержания. Просмотровое чтение связано с получением самого общего представления о тематике текста, достаточно ответить на вопрос: о чем идет речь в тексте. Поисковое чтение предполагает нахождение в тексте нужной информации: определений, фактов, дат и др.
Работа над текстом включает следующие этапы: предтекстовый, текстовый, послетекстовый.
Предтекстовый этап направлен на прогнозирование содержания текста по заголовку, иллюстрациям. На данном этапе необходимо также стимулировать учащихся к работе с текстом, обращаясь к их личному опыту. Текстовый этап предполагает проверку понимания общего содержания текста. Послетекстовый этап ориентирован на обобщение и интерпретацию информации текста. Текст используется для развития умений устной и письменной речи.
Согласно классификации Т. В. Ощепковой и М. М. Пролыгиной при обучении чтению могут быть использованы ниже приведенные проблемные задания на выше перечисленных этапах чтения текста.
Задания на предтекстовом этапе:
- Ассоциация ( Association ) — нахождение связи между различными предметами, где одно из представлений вызывает другое.
- Прогнозирование ( Predicting/Anticipation ) — предвосхищение содержания текста.
- Составление семантической карты ( Mind-mapping ) — представление понятий обсуждаемой темы в графически упорядоченном виде.
- Вопросно-ответное задание ( Asking/Answering questions ) — запрашивание интересующей информации и ее предоставление в связи с ситуацией.
- Ранжирование ( Ranking ) — классификация информации согласно определенным критериям.
Задания на текстовом этапе:
- Деление на категории ( Categorizing ) — группировка языковых или смысловых элементов согласно обозначенным категориям или определение этих категорий.
- Верные/неверные утверждения ( True/False Statements ) — выбор ответов, который осуществляется путем соотнесения предлагаемых высказываний с содержанием прочитанного текста.
- Нахождение сходств и различий ( Finding differences/similarities ) –сравнение двух или более предметов (слов, картин) по теме обсуждения.
- Исправление ( Correction ) — корректировка языковых и содержательных нарушений в тексте.
- Множественный выбор ( Multiple choice ) — выбор правильного ответа из предложенных вариантов.
- Заполнение/восстановление пропусков в тексте ( Cloze ) — задание, в котором пропущено каждое n-е слово. Задача учащихся — восстановление текста путем подбора пропущенных слов по смыслу, исходя из контекста или сочетаемости слов.
- Завершение текстовой информации ( Completing ) — задание, основанное на завершении незаконченных предложений или отрывка текста.
- Заполнение пробелов ( Gap-filling ) — дополнение недостающих языковых элементов в синтаксическую структуру.
- Мозаика ( Jigsaw reading ) — каждому участнику учебной пары или группы предлагается часть общего «банка информации» — текста для чтения. После ознакомления со своей информацией учащиеся обмениваются ею и восстанавливают общее содержание текста.
- Деление текста на параграфы ( Paragraphing ) — деление сплошного текста на части согласно основной идее, содержащейся в каждой из них.
- Установление последовательности ( Sequencing ) — распределение материала в логической последовательности.
Задания на послетекстовом этапе:
- Игра ( Game ) — проблемное задание, в котором учащиеся общаются в игровой форме.
- Сочинение ( Composition ) — написание творческой работы на определенную тему.
- Написание сюжетного рассказа ( Story writing ) — последовательное изложение событий рассказа в письменной форме.
- Дискуссия ( Debate ) — задание, в котором учащиеся дискутируют о спорных исторических, философских, моральных вопросах, давая им эмоциональную оценку.
- Принятие решений ( Decision making ) — задание, в котором учащиеся делают выбор из предложенных вариантов и обосновывают его в дискуссии.
- Обсуждение ( Discussion ) — обмен мнениями на определенную тему.
- Решение проблемы ( Problem solving ) — проблемное задание, в котором учащиеся находят пути разрешения проблемной ситуации.
- Описание ( Describing ) — описание картинки, человека, его внешности, ситуации, личных впечатлений.
- Инсценирование ( Dramatizing ) — задание, в котором учащиеся разыгрывают ситуацию или литературный отрывок дословно.
- Ролевая игра ( Role-play ) — проигрывание учащимися моделируемой ситуации с позиции предписанной роли и ролевых взаимоотношений с партнером.
- Воображение ситуации ( Simulation ) — разыгрывание ситуации, в которой учащиеся исполняют роли самих себя.
- Информационный пробел ( Information gap ) — проблемное задание, в котором партнеры по общению владеют разными частями общего «банка информации» в разной степени свернутости (связный текст, отдельные высказывания, набор вопросов). В результате общения собеседники получают наиболее полный объем сведений, который им необходим.
- Изложение событий ( Story telling ) — изложение связанных событий рассказа или истории в порядке их последовательности.
- Высказывание предпочтения ( Prioritizing ) — систематизация учащимися понятий, идей в порядке их собственного предпочтения.
- Краткое изложение текста ( Summary ) — изложение главной идеи текста, составление резюме.
- Составление плана ( Outlining/Making a plan ) — изложение основных идей текста, записанных в форме плана.
В качестве примера организации обучения изучающему виду чтения приводим серию проблемных заданий к тексту “The unicorn in the garden” (from “The Thurber Carnival” by James Thurber) [1, c. 215–216].
Предтекстовый этап
- Прогнозирование ( Anticipation )
– Read the title of the story and guess what the text will be about. What is a unicorn?
– Pay attention to the words and guess what the following text will be about: unicorn, husband, wife, the police, psychiatrist, straight-jacket, garden
– Continue the following sentences. Find the information in the text:
- With a high heart, because there was a unicorn in his garden, the man …
- She telephoned the police and she telephoned …
- They had a hard time subduing her …
Текстовый этап
- Множественный выбор ( Multiple choice ). Choose the correct variant:
– The police and the psychiatrist looked at the wife with great interest because:
- they were interested in knowing more about the husband;
- they were already quite sure she was crazy;
- it was part of their job always to seem interested in what people told them.
– At the end of the text:
- the husband succeeds in getting rid of his wife;
- the wife succeeds in obliging her husband to admit he’d never seen a unicorn;
- both husband and wife gain something.
- Верные/неверные утверждения ( True/False Statements ). Decide whether the statements are true or false:
– The man found it hard to believe there could be a unicorn in his garden;
– The wife didn’t believe in unicorns;
– The wife told her husband he was stupid;
– The wife was worried when she called the police and the psychiatrist.
- Исправление ( Correction ). Rewrite and correct the summary.
When the husband went out, the wife left the house as quickly as she could and called the police and the psychiatrist. When they arrived she told them there was a unicorn in the garden and they realized she was mad. They finally jumped on her and had no difficulty putting her into the straight-jacket.
- Завершение текстовой информации ( Completing ). Complete the sentences:
– At the beginning of the story the husband … quite mad.
– is
– becomes
– is considered as
– pretends to be
– At the end of the story the wife … as crazy as a jay-bird.
– becomes
– is believed to be
– believes she is
– calls her husband
Послетекстовый этап
- Описание ( Describing ).
Describe the husband and the wife (their appearance, character).
- Обсуждение ( Discussion ).
The moral of the story: “Don’t count your boobies until they are hatched”. Find another moral of the story.
- Составление плана ( Making a plan ).
Make a plan of the story “The unicorn in the garden”.
- Изложение событий ( Story telling ).
Tell the story “The unicorn in the garden”.
- Написание сюжетного рассказа ( Story writing ).
Write a story “The unicorn in the garden”.
Таким образом, выполнение проблемных заданий способствует адекватному пониманию содержания текста, а также формированию творческого мышления учащихся.
Литература:
- Методика преподавания иностранных языков: общий курс / А. Н. Шамов. — М., 2008. — 253 с.
- Francoise Grellet Developing reading skills. A practical guide to reading comprehension exercises. Cambridge, 1981. — 251 p.