Статья представляет собой описание результатов теоретического анализа научных исследований по проблеме развития высших психических функций у дошкольников с тяжелыми речевыми нарушениями. Обосновывается взаимосвязь развития высших психических функций и коррекции речи. Раскрывается один из вариантов реализации комплексного подхода к познавательно-речевому развитию детей с тяжелыми нарушениями речи.
Ключевые слова: тяжелые нарушения речи, высшие психические функции, кинестетические сказки, комплексный подход, речевой акт, двигательные навыки.
В настоящее время становится все более заметным увеличение количества детей с тяжелыми нарушениями речи. Структура дефекта при тяжелых речевых расстройствах в большинстве случаев включает не только нарушение различных сторон речи, но и недоразвитие познавательных процессов у дошкольников. Данная категория детей имеет особенности эмоционально-волевой сферы, истощаемость их внимания, недостатки произвольной памяти, трудности в запоминании инструкции [9].
Становление речи существенным образом перестраивает всю психическую сферу человека: такие процессы, как восприятие, память, мышление, воображение, произвольное внимание, формируются у человека только при участии речи и опосредованы ею.
Речевое развитие во многом определяется сформированностью высших психических функций (ВПФ). Наблюдается прямая связь между речевыми патологиями и уровнем развития познавательной сферы. Основные психические функции, такие, как внимание, восприятие, память и мышление — составляют психологическую базу речи. В связи с этим коррекционная и развивающая работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи должна предусматривать исправление и восстановление основы, включающей эти функции.
Согласно ФГОС ДО, развитие высших психических функций у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи должно вестись в рамках образовательной области «Познавательное развитие» [7]. Участниками образовательного процесса в данном случае могут выступать учителя-логопеды, психологи, воспитатели, родители детей с нарушениями речи.
Развитие высших психических функций должно носить системный, комплексный характер, учитывая системность личности ребенка с тяжелыми нарушениями речи и окружающего его пространства. Именно встраивание речи в структуру всех психических процессов, происходящее в нормальном онтогенезе, поднимает их на более высокий уровень функционирования, делая сознательными и произвольными, то есть, высшими [5].
В соответствии с концепцией А. Н. Леонтьева основной движущей силой развития являются различные виды деятельности ребенка. А поскольку речь тоже определяется как одно их психических новообразований, то ее развитие тоже происходит в ходе организации ведущей (игра) и специальных детских видов деятельности (изобразительная, конструирование, восприятие сказки), характерных для детей дошкольного возраста [3].
Важную роль в развитии высших психических функций у детей с тяжелыми нарушениями речи играют кинестетические сказки. Речевой акт представляет собой реализацию речевого высказывания, которое выступает как сложное взаимодействие кинестетической и кинетической основы движений. То есть, для осуществления двигательного (речевого) акта необходимо наличие двух составных компонентов: его кинестетической основы, обеспечивающей дифференцированный состав сложных движений, и его кинетической структуры, лежащей в основе образования плавных, протекающих во времени двигательных навыков (А. Р. Лурия).
Развитие кинестетических ощущений дает возможность компенсировать нарушенное зрение или слух у детей с тяжелыми нарушениями речи. Это определено тем, что этот вид ощущений, по определению И. М. Сеченова, выступает в виде «мышечного чувства» и может существенно обостряться при специальной тренировке, в процессе которой и вырабатывается сознательный контроль движений по характеристикам их скорости, ритма и силы [1].
Огромный вклад в исследование и разработку проблемы внесли Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, А. В. Гнездилов, Т. М. Грабенко, Н. Погосова, Т. Сергеева, М. А. Поваляева, Г. Г. Чебанян, Д. Ю. Соколов, С. А. Черняева.
Исследователи отмечают развивающее воздействие кинестетических сказок на различные сферы психической деятельностью детей с тяжелыми нарушениями речи. Так рассказывание сказки способствует развитию памяти детей. Для запоминания детям после прочтения сказки предлагаются небольшие фразы, которые должны сопровождаться действиями по изображению полученного отрывка текста или другими средствами, способствующими запоминанию [4].
В процессе прочтения сказки с ребенком необходимо использовать наглядные средства (изображения главных героев, персонажей сказки), которые также будут способствовать лучшему усвоению информации.
Возможности ребенка при целенаправленном обучении существенно расширяются и активизируются. Руки подготавливаются к овладению учебными двигательными умениями и навыками. При этом ребенок имеет возможность продемонстрировать свою состоятельность, что повышает самооценку и в конечном итоге гармонизирует личностное развитие. Постановка и проигрывание сюжета сказок является одной из самых эффективных форм сказкотерапии.
Кинестетические логопедические сказки — это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
Основная форма организации занятий с использованием сказкотерапии — групповые занятия. Подбор сказок может быть различным. Например, целый цикл сказочных историй, в которых действуют одни и те же герои (лисичка, медведь, заяц), попадающие в различные ситуации. Часто повторяющиеся в этих сказочных историях события принимают форму «ритуальных» моментов, команд, позволяющих успешнее выполнять поставленные цели и решать задачи [6].
Необходимо соблюдать требование того, что сказки детям дошкольного возраста логопед должен именно рассказывать, используя мимику, жесты. Это обеспечивает адекватное и целостное восприятие произведения детьми, создает яркие и живые образы. Сказки, используемые на занятиях, должны быть короткими, не более 7–10 минут, простыми и доступными по своему содержанию, вызывать у детей интерес. Такая работа с использование сказкотерапии позволяет логопеду решать в комплексе как логопедические задачи, так и психокоррекционные [4].
Таким образом, использование сказкотерапии повышает эффективность коррекционной работы при условии учёта возрастных и психологических особенностей детей с тяжелыми нарушениями речи.
Использование кинестетических сказок позволяет учителю-логопеду в опосредованной для ребенка дошкольного возраста форме влиять на развитие речевых и психических функций, таких как внимание, память, восприятие, мышление, воображение.
Литература:
- Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии / Т. Г. Визель. — Москва: АСТАстрель Транзиткнига, 2005. — 384 с.
- Глухов, В. П. Основы психолингвистики / В. П. Глухов. — Москва: Высшая школа, 2005. — 351 с.
- Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. — Москва, 1972. — 340 с.
- Мажникова, О. В. Использование элементов сказкотерапии в коррекционно-логопедической работе / О. В. Мажникова // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. — 2020. — № 3. — С. 44–47.
- Малыхина, Е. В. Комплексный подход к развитию познавательных процессов у детей с речевыми нарушениями / Е. В. Малыхина // Проблемы современного педагогического образования. — 2016. –№ 53. — С. 314–323.
- Новикова, И. А. Изучение высших психических функций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного учреждения / И. А. Новикова / Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. Материалы Международной научно-практической конференции памяти профессора В. В. Коркунова. –Екатеринбург, 2021. — С. 133–137.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».. –URL:https://rg.ru (дата обращения: 12.12.2021).
- Рябикова, М. А. Использование сказкотерапии с элементами песочной терапии в коррекции нарушений связной речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья / М. А. Рябикова // Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы. Материалы всероссийской (заочной) научно-практической конференции. — 2016. — С. 162–166.
- Хомутская, Е. Ю. Познавательное развитие дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования / Е. Ю. Хомутская / Инклюзивное образование: теория и практика. Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / О. С. Мишина, О. С. Кузьмина, Т. В. Тимохина, Г. А. Романова. — 2018. — С. 153–160.