В статье автор рассматривает правовую основу, формы и виды взаимодействия следователя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. При изучении темы анализируется судебная практика и выявляются проблемы указанного взаимодействия с последующим предложением способов совершенствования взаимодействия следователя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Ключевые слова: следователь, расследование преступлений, оперативно-розыскная деятельность, взаимодействие следователя.
Следователь согласно актуальным положениям уголовно-процессуального законодательства признается одним из активных участников уголовного судопроизводства, призванным выполнять ряд функций. В современной доктрине уголовного процесса имеются позиции ученых, согласно к процессуальным функциям следователя как участника уголовного судопроизводства следует относить: принятие и последующее рассмотрение заявления или сообщения о совершении либо выявлении преступления; установление обстоятельств совершения преступного деяния, в том числе в целях формирования доказательственной базы по уголовному делу; предупреждение человека и гражданина от необоснованного обвинения в совершении преступления, а также достоверное установление личности преступника и обоснованное принятие в отношении него мер уголовно-процессуального принуждения; осуществление обвинения в совершении преступления посредством доказывания вины конкретного лица в совершении вменяемого ему преступного деяния; принятие процессуальных и иных мер, направленных на возмещение причиненного вреда; разрешение уголовного дела по существу. Следователь в ходе выполнения указанных функций взаимодействует с участниками уголовного судопроизводства, в том числе с органами оперативно-розыскной деятельности.
Основной целью взаимодействия следователя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, стоит признавать борьбу с преступностью, в том числе посредством расследования и раскрытия уже совершенных преступлений. В теории уголовного процесса также обращается внимание на то, что исследуемое взаимодействие состоит в практической деятельности правоохранительных органов, направленной на совместное с иными уполномоченными субъектами решение задач уголовного производства, расследование и раскрытие преступных деяний, оптимизацию борьбы с преступностью и т. д.
Основной задачей оперативно-розыскной деятельности в соответствии с требованиями законодательства является расследование и раскрытие преступления. Данная задача сопоставима с основной задачей уголовного судопроизводства. Указанное обстоятельство позволяет сделать вывод о системной связи оперативно-розыскной деятельности и уголовного процесса.
Взаимодействие следователя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в целом представляет собой сотрудничество указанных участников уголовного судопроизводства для повышения эффективности мероприятий по расследованию и раскрытию преступлений. Взаимодействие следователя с ранее названными органами на практике имеет обязательное значение в тех случаях, когда:
- данные о совершении преступления были получены следователем непосредственно от органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
- данные о личности преступника у следователя на первоначальном и / или последующем этапе расследования отсутствуют, в связи с чем, необходимо осуществление розыска субъекта;
- предполагаемый преступник либо иные лица предпринимают активные попытки воспрепятствовать расследованию преступления.
Правовой основой взаимодействия следователя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, являются положения не только УПК РФ, но и отдельных законов и подзаконных актов. В соответствии с УПК РФ следователь при расследовании преступлений имеет право давать поручения органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, проводить необходимые для уголовного производства мероприятия. С учетом правовых положений уголовно-процессуального законодательства необходимо отметить, что «следователь при взаимодействии с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, обеспечивает: выявление, пресечение и раскрытие преступлений; получение информации об обстановке совершения преступления, в том числе с целью последующего формирования доказательственной базы по уголовному делу; установление лиц, совершивших преступления и привлечение их к уголовной ответственности и т.д.».
В соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» следователь «может инициировать проведение и участвовать в проведении некоторых оперативно-розыскных мероприятий, позволяющих установить наличие в действиях определенного лица элементов состава преступления, а также сформировать доказательственную базу по уголовному делу и привлечь к уголовной ответственности виновное лицо. Значение указанного Федерального закона состоит в том, что он законодательно закрепляет основные принципы оперативно-розыскной деятельности, которые должен принимать во внимание и следователь». В частности, основными принципами взаимодействия следователя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, необходимо считать: принципы «законности, руководящей роли следователя, разделения функций следователя и оперативных работников, согласованности, соответствия научно-практическим рекомендациям».
Следователь на основании указанных принципов совместно с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, осуществляет планирование расследования преступления, проводит необходимые следственные действия по раскрытию преступного деяния и т. д. «Руководящая роль следователя в расследовании вытекает из требований процессуального закона о его самостоятельности и персональной ответственности за ход и результаты предварительного следствия. Организация расследования, в том числе и взаимодействия, — обязанность следователя. Доказывание по уголовному делу с целью установления истины осуществляет следователь. Остальные подвиды деятельности в расследовании, включая и оперативно-розыскную, подчинены доказыванию. Вследствие этого следователь является руководителем расследования» [5].
Отдельные правовые положения о порядке и условиях взаимодействия следователя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, также содержатся в Приказе СК РФ от 15.01.2011 года № 2 «Об организации предварительного расследования в Следственном комитете Российской Федерации». Так, согласно указанному Приказу при расследовании и раскрытии преступлений следователь должен обеспечивать эффективное взаимодействие с органами внутренних дел, безопасности, наркоконтроля, таможни, юстиции и другими правоохранительными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, государственными органами контроля, экспертными и научно-исследовательскими учреждениями.
С участием следователей и работников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, следователь вправе обсуждать результаты производства первоначальных следственных действий, с тем чтобы по каждому уголовному делу был разработан конкретный план следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по установлению лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, были своевременно выявлены и изъяты следы преступления, вещественные доказательства, установлены возможные очевидцы, свидетели. По уголовным делам, предварительное следствие по которым приостановлено, следователь должен не реже одного раза в месяц запрашивать и получать информацию о результатах исполнения поручения из органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
В необходимых случаях обращаться с ходатайством к прокурору о проверке исполнения Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по конкретному делу. Таким образом, допустимо говорить о то, что Приказ СК РФ от 15.01.2011 года № 2 как ведомственный нормативно-правовой акт устанавливает основы и направления взаимодействия следователя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. На практике данное взаимодействие осуществляется как при проверке сообщения о преступлении, так и при планировании расследования, проведении первоначальных и последующих следственных действий, формулировании обвинительного заключения.
Взаимодействие следователя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, может осуществляться в нескольких формах. Под формами взаимодействия следователя с указанными органами в целом необходимо понимать «способы совместной деятельности следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в процессе расследования и раскрытия преступления». Взаимодействие следователя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, может осуществляться как на стадии возбуждения уголовного дела, так и на дальнейших стадиях уголовного судопроизводства. Формы взаимодействия следователя с указанными органами могут быть как процессуальными, так и непроцессуальными.
Правовое регулирование процессуальных форм взаимодействия следователя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, реализуется посредством применения норм УПК РФ. Непроцессуальные формы взаимодействия устанавливаются и регулируются путем практического применения правовых положений иных источников права (например, применение Положения о Следственном комитете Российской Федерации в ходе анализа взаимодействия следователя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, по планированию профилактики и предупреждения преступности).
От формы взаимодействия зависит объем прав и обязанностей следователя и органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, при расследовании преступления. Так, например, «начальник ОВД, являясь начальником органа дознания, выступает в качестве участника взаимодействия и обязан выполнять письменные поручения следователя на основании положений уголовно-процессуального закона. С другой стороны, начальник ОВД является руководителем учреждения, одним из организаторов взаимодействия и в определенном смысле субъектом управления по отношению к следователю, котором тот подчинен в организационных вопросах». Следовательно, в зависимости от формы взаимодействия может изменяться объем полномочий, которые реализуют стороны взаимодействия.
«Конкретные задачи по расследованию преступления ставятся:
- В поручениях следователя органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность;
- В ходе участия работников указанных органов в следственных и организационно-подготовительных действиях;
- При планировании реализации результатов оперативно-розыскных действий в доказывании».
Следователь при поступлении к нему материала о наличии признаков преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, должен провести проверку указанных сведений, а также проверку законности поводу к возбуждению уголовного дела. Результаты оперативно-розыскной деятельности, подлежащие предоставлению следователю, должны включать в себя следующие положения: где, когда, при каких обстоятельствах были обнаружены признаки преступления, связанного с незаконным оборотом наркотических средств; какие признаки преступления были обнаружены в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий; сведения о лице, совершившем предполагаемое преступление, а также о возможных очевидцах преступного деяния; сведения об иных обстоятельствах, имеющих значение для возбуждения уголовного дела о совершении преступления, связанного с незаконным оборотом наркотических средств.
В настоящее время актуальной является Инструкция «О порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд». В соответствии с положениями указанного нормативного правового акта результаты оперативно-розыскной деятельности направляются следователю в виде рапорта уполномоченного лица. В данном рапорте должны быть указаны обнаруженные признаки преступления, связанного с незаконным оборотом наркотических средств.
Если признаки указанного преступления были обнаружены сотрудниками органов внутренних дел при проведении проверочной закупки или контролируемой поставки продукции, то к рапорту сотрудника органов внутренних дел должно быт приложено постановление руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о проведении указанных оперативно-розыскных мероприятий. Если сотрудниками органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, были совершены оперативно-розыскные мероприятия, посягающие на неприкосновенность частной жизни человека, тайну переписки, телефонных переговоров и т. д., то к представленному рапорту об обнаружении признаков преступления также следует приложить копии судебных решений о проведении соответствующих оперативно-розыскных мероприятий.
Следователь, получив результаты проведенных оперативно-розыскных мероприятий, должен, в первую очередь, изучить их, а в последующем принять необходимые меры по задержанию подозреваемых в совершении преступления, связанных с незаконным оборотом наркотических средств; производства обыска, выемки и иных следственных действий; контроль записи телефонных переговоров и т. д. Возбуждение уголовных дел о совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, по непроверенным или по неподтвержденным материалам является одной из причин прекращения данных дел в дальнейшем. В настоящее время встречается около 10 % уголовных дел о совершении незаконного оборота наркотических средств, прекращенных в связи с необоснованностью их возбуждения.
Наиболее популярной формой процессуального взаимодействия следователя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, является направление следователем указанным органам письменного поручения о производстве оперативно-розыскных мероприятий. Право следователя на направление соответствующего письменного поручения закреплено в п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ. Необходимость в направлении письменного поручения органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность, возникает в тех случаях, когда у следователя отсутствует достоверная и достаточная информация по факту совершения преступления, участниками производства предпринимаются попытки воспрепятствовать деятельности следствия, следователь в силу объективных причин не может получить какие-либо сведения о механизме совершения преступления либо самостоятельно установить личность и местонахождение преступника.
В письменном поручении следователь, в том числе в силу процессуальной самостоятельности, не вправе давать органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, указания на необходимость проведения мероприятий посредством использования конкретных способов и средств. В поручении отражается лишь та информация, которая необходима следователю для расследования преступления. В ст. 38 УПК РФ указано, что органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, обязаны исполнять постановления о задержании, приводе, об аресте, об исполнении иных процессуальных решений.
Таким образом, заметим, что, во-первых, закон не дает исчерпывающего перечня процессуальных решений, которые могут быть поручены исполнением органу оперативно-розыскной деятельности. Во-вторых, закон наделяет следователя правом давать поручения о производстве процессуальных действий, направленных на исполнение процессуальных решений, и не уполномочивает органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, принимать по уголовному делу процессуальные решения.
Следователь может взаимодействовать с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, посредством:
- Совместного планирования (например, когда расследование какого-либо преступления осуществляется в составе следственно-оперативной группы);
- Обмена информацией в ходе расследования преступления;
- Совместного обсуждения результатов следственных и оперативно-розыскных действий, проводимых при расследовании преступлений;
- Совместного обсуждения профилактических мер, осуществляемых с целью предупреждения преступности и сокращения ее уровня;
- Проведения обоюдных консультаций по вопросам противодействия преступности, расследования преступлений и т. д.
При расследовании отдельных преступлений довольно часто в рамках взаимодействия следователя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, осуществляется планирование расследования преступления. Согласованность действий следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, при планировании позволяет выработать наиболее эффективный план процессуальной деятельности по установлению обстоятельств совершения преступного деяния и привлечения за это виновного лица к установленной законодательством ответственности. Совместное планирование хода расследования преступления осуществляется посредством первоначального составления плана производства следователем с последующим обсуждением и утверждением данного плана на межведомственном совещании с участием сотрудников (представителей) органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Литература:
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 года № 174-ФЗ // «Российская газета» от 22.12.2001 года № 249.
- Федеральный закон Российской Федерации от 12.08.1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // «Российская газета» от 18.08.1995 года № 160.
- Приказ Следственного комитета Российской Федерации от 15.01.2011 года № 2 «Об организации предварительного расследования в Следственном комитете Российской Федерации» // URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-sledstvennogo-komiteta-rf-ot-15012011-n-2-ob (дата обращения: 18.06.2022)
- Приказ МВД России № 776, Минобороны России № 703, ФСБ России № 509, ФСО России № 507, ФТС России № 1820, СВР России № 42, ФСИН России № 535, ФСКН России № 398, СК России № 68 от 27.09.2013 года «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или суд» // URL: http://base.garant.ru/70531824/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33 (дата обращения: 18.06.2022)
- Бахтеев Д. В., Драпкин Л. Я. Взаимодействие следователей органами дознания и другими участниками расследования преступлений / Д. В. Бахтеев, Л. Я. Драпкин // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. — 2017.
- Багиев Х. Б. Проблемы соотношения процессуальной самостоятельности следователя с процессуальным контролем руководителя следственного органа / Х. Б. Багиев // Вестник Краснодарского университета МВД России. — 2011. — № 1. — С. 50–55.
- Ветрова О. А. К вопросу о взаимодействии следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность при расследовании преступлений / О. А. Ветрова // Актуальные проблемы уголовного и гражданского судопроизводства. — 2016. — С. 31–38.
- Данилкин И. А. Проблемы совершенствования взаимодействия следственных и экспертно-криминалистических подразделений при расследовании преступлений: по материалам органов внутренних дел: автореферат дис.... кандидата юридических наук: 12.00.09 / Данилкин Игорь Анатольевич; [Место защиты: Волгогр. акад. МВД России]. — Волгоград, 2008. — 29 с.
- Ильясов А. И. Формы взаимодействия следователя с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность / А. И. Ильясов // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 200–202.
- Козловский П. В. Планирование расследования преступлений / П. В. Козловский // Вестник Волгоградской академии МВД России. — 2019. — № 3 (50). — С. 90–97.