Государственная структурно-инвестиционная политика: основные тенденции и проблемы реализации в современных условиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №45 (440) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 11.11.2022

Статья просмотрена: 194 раза

Библиографическое описание:

Набиуллина, Р. А. Государственная структурно-инвестиционная политика: основные тенденции и проблемы реализации в современных условиях / Р. А. Набиуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 45 (440). — С. 301-302. — URL: https://moluch.ru/archive/440/96212/ (дата обращения: 16.11.2024).



Опираясь на Федеральный закон № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», можно дать следующее определение понятиям «инвестиции» и «инвестиционная деятельность». Инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Инвестиционная деятельность — вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Таким образом, инвестиции являются важным двигателем экономического роста, способствующим более эффективному функционированию экономики.

Инвестиционные вложения направлены на развитие инфраструктуры, создание новых рабочих мест, модернизацию производств, улучшение качества жизни населения, способствуют росту производительности труда, являются своеобразным топливом для научно-технического прогресса, предоставляют возможности для расширения рынка и выхода на мировую арену.

Государственная инвестиционная политика направлена на привлечение, регулирование и реализацию инвестиционных потоков. Неотъемлемым элементом привлечения инвестиций является создание благоприятных условий в стране и ее регионах как для осуществления самих проектов, так и для сотрудничества с инвесторами. Прежде всего необходимо определить ключевые параметры инвестиционной привлекательности, среди них возможны как богатые сырьевыми ресурсами местности, перспективные неосвоенные территории, объекты государственного стратегического назначения, подлежащие модернизации, так и рекреационные ресурсы. Также, возможна разработка готовых решений для презентации потенциальным инвесторам. Чтобы донести существующую ценность, необходимо организовывать, а также посещать соответствующие презентационные мероприятия. Помимо определения преимуществ вложения инвестиций в проекты государства/региона, необходимо так же позаботится об инвестиционном климате. Инвестиционный климат — это комплекс политических, географических, экономических, социальных и других условий, характерных для конкретной территории в определенное время, которое оказывает влияние на возможности существования инвестиций и на их результаты с точки зрения инвесторов [1, c 24]. Улучшение инвестиционного климата происходит путем обеспечения правовой стабильности, облегчения налогового бремени, снижения таможенных пошлин, совершенствования управления инвестиционным процессом [2]. Одной из ключевых составляющих являются меры государственной поддержки, определённые для каждого отдельного проекта, что оказывает воздействие на принятие решения инвесторами. Со стороны органов исполнительной власти немаловажным фактором является предоставление качественных коммуникаций, к которым относятся создание рабочих групп, проведение совместных совещаний (в том числе для рассмотрения предложений со стороны инвесторов), оперативная работа по предоставлению запрашиваемой информации и ведению проектов, закрепление определенных сотрудников за территориями. Все вышеперечисленные меры способствуют более продуктивному сотрудничеству между органами государственной власти и инвесторами, что в свою очередь обеспечивает более интенсивный приток инвестиционных ресурсов и является основными тенденциями в современных условиях.

Также к основной тенденции государственной структурно-инвестиционной политики в современных условиях можно отнести необходимость совершенствования структурно-инвестиционной политики, которая представляет собой совокупность мер воздействия федерального центра и региона на обеспечение структурных преобразований в регионе в соответствии с разработанной долгосрочной стратегией его развития.

При разработке методологии структурно-инвестиционной политики исходят из того, что современные макроэкономические системы функционируют как системы региональные. Регион обладает определенной степенью свободы выбора стратегии и приоритетов развития в национальной макроэкономической системе и формирования в рамках своей компетенции инвестиционных механизмов, обеспечивающих их реализацию [3, 449–453].

Несмотря на определенную свободу регионов в регулировании инвестиционной деятельности важно помнить, что регионы являются составляющими частями государства, что объясняет необходимость в своей деятельности опираться на федеральное законодательство и работать в структуре, не становясь обособленным субъектом. Для избегания проблем неравенства инвестиционного развития каждого региона, необходимо учитывать и делиться опытом каждого из них. Перенимая опыт более успешных регионов, изучая их инновационные решения, более отсталые регионы могут догонять более успешные, что будет способствовать сокращению разрыва в показателях, которое наблюдается сейчас в Российской Федерации.

Слаженная работа необходима не только среди регионов, но и среди органов исполнительной власти каждого отдельного региона. Так как инвестиции охватывают большое количество сфер, таких как, например, промышленный, научно-технологический, сельскохозяйственный, здравоохранительный и прочие секторы, для эффективного и оперативного предоставления информации и взаимодействия с заинтересованными лицами необходимо в каждом из органов исполнительной власти определить ответственных сотрудников по вопросам инвестиционной деятельности. В круг обязанностей таких сотрудников необходимо включить постоянно взаимодействие между собой, информирование о новых готовых решениях в подведомственных сферах, оперативную обратную связь для заинтересованных лиц. Все это поможет ускорить работу, увеличить качество предоставленной информации, а также увеличить конверсию положительно принятых решений со стороны инвесторов.

Немаловажными факторами привлечения инвестиций в регионы является разработка и утверждение региональных инвестиционных программ, а также прямая и косвенная финансовая поддержка инвестиционной деятельности в форме предоставления льготных налоговых и инвестиционных кредитов, бюджетных инвестиций частным инвесторам, льгот по налогам и прочее.

Регионом со своей стороны не стоит забывать, что возможно использовать не только уже существующие ресурсы для привлечения инвестиций, но также и самостоятельно создавать почву из благоприятных условий для увеличения заинтересованности в каждом отдельном регионе со стороны инвесторов. К таким инструментам можно отнести улучшение логистики, разработку маркетингового плана региона, упрощение бюрократической системы, создание привлекательных условий для притока населения, упрощение коммуникации между инвестором и органом исполнительной власти и прочее.

Решение вышеперечисленных проблем в результате даст толчок к решению острых проблем региональной экономики — преодолению кризисных тенденций и выход на траекторию устойчивого развития и притока инвестиций как в регионы, так и, соответственно, в страну в целом.

Литература:

  1. Кравченко Н. А. Инвестиционный анализ / Н. А. Кравченко. — М.: Дело, 2007. — С.24
  2. Постановление Правительства РФ от 28.04.1995 N 439 «О Программе Правительства Российской Федерации «Реформы и развитие российской экономики в 1995–1997 годах».
  3. Пржедецкая Н. В., Шевелева В. В., Кулькова Е. П. Инвестиционная политика российского региона на современном этапе // Фундаментальные исследования. — 2016. — № 6–2. — С. 449–453
Основные термины (генерируются автоматически): инвестиционная деятельность, исполнительная власть, регион, инвестиционный климат, сторона инвесторов, отдельный регион, полезный эффект, привлечение инвестиций, Российская Федерация, структурно-инвестиционная политика.


Похожие статьи

Эффективность управления инвестиционной деятельностью в Республике Казахстан: анализ, проблемы и основные тенденции

Современная финансовая политика России: проблемы и перспективы

Западноевропейская экономическая интеграция: особенности и перспективы развития в условиях глобального финансово-экономического кризиса

Эволюция внешнеполитического имиджа Республики Крым: основные этапы и проблемы

Рынок факторинга в России: теоретические основы, особенности делового оборота и перспективы развития

Эволюция производственных коллективов в России и ее особенности (на примере промышленных предприятий) (часть 3)

Банковское ипотечное жилищное кредитование: оценка состояния и перспектива развития на примере Сбербанка России

Правовые отношения и развитие акционерных обществ в современных условиях РФ

Региональная налоговая политика: проблемы и перспективы реализации на примере Республики Дагестан

Правовое регулирование осуществления государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации: проблемы и перспективы совершенствования

Похожие статьи

Эффективность управления инвестиционной деятельностью в Республике Казахстан: анализ, проблемы и основные тенденции

Современная финансовая политика России: проблемы и перспективы

Западноевропейская экономическая интеграция: особенности и перспективы развития в условиях глобального финансово-экономического кризиса

Эволюция внешнеполитического имиджа Республики Крым: основные этапы и проблемы

Рынок факторинга в России: теоретические основы, особенности делового оборота и перспективы развития

Эволюция производственных коллективов в России и ее особенности (на примере промышленных предприятий) (часть 3)

Банковское ипотечное жилищное кредитование: оценка состояния и перспектива развития на примере Сбербанка России

Правовые отношения и развитие акционерных обществ в современных условиях РФ

Региональная налоговая политика: проблемы и перспективы реализации на примере Республики Дагестан

Правовое регулирование осуществления государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации: проблемы и перспективы совершенствования

Задать вопрос