При оценке конкурентоспособности винтокрылых летательных аппаратов выбор соответствующих критериев и показателей весьма актуален. Основной проблемой при проведении данных оценок является переход от сравнения отдельных характеристик сравниваемых аппаратов к комплексным показателям конкурентоспособности. Авторами разработан методический подход, позволяющий провести позиционирование рассматриваемых образцов и выработать рекомендации по достижению заданного уровня превосходства по выбранным показателям.
Ключевые слова: винтокрылый летательный аппарат, конкурентоспособность, критерии, показатели, позиционирование.
Наиболее распространенный и, в первом приближении, достаточно наглядный подход при сравнении различных винтокрылых летательных аппаратов (ВКЛА) заключается в представлении табличного или графического вида отдельных летно-технических и тактико-технических характеристик этих аппаратов (табл. 1, рис. 1).
Далее делается вывод по каким из характеристик рассматриваемый образец превосходит сравниваемых конкурентов, а по каким уступает (как правило, это: статический и динамический потолок, максимальная и крейсерская скорость, масса полезной нагрузки, пассажировместимость, дальность и продолжительность полета и др.).
Таблица 1
Сравнительные характеристики вертолетов промежуточного класса
Тип вертолёта |
Н-155В1 |
Н-145 |
AW-169 |
S-76D |
Максимальная взлетная масса, кг. |
4920 |
3650 |
4500 |
5300 |
Масса пустого, кг |
2620 |
1804 |
2936 |
3243 |
Масса груза на внешней подвеске, кг. |
1600 |
1500 |
1700 |
1500 |
Масса топлива в основных баках, кг. |
993 |
703 |
888 |
870 |
Кол-во и мощность двигателей, л.с. |
2х612 |
2х612 |
2х653 |
2х599 |
Максимальная пассажировместимость ***, чел. |
12 |
9 |
10 |
12 |
Стандартная пассажировместимость, чел. |
9 |
8 |
8 |
8 |
Дальность при максимальной пассажировместимости, км. |
407 |
482 |
360 |
425 |
Практическая дальность (30 мин.рез.), км. |
760 |
620 |
820 |
750 |
Максимальная продолжительность полета (30 мин. рез.), час. |
3,5 |
3,3 |
4,3 |
3,5 |
Практический потолок** (Gmax, ISA), м. |
4570 |
5165 |
4572 |
4570 |
Потолок висения OGE (Gmax, ISA), м. |
0 |
3000 |
3360 |
1524 |
Крейсерская скорость, км/ч. |
265 |
243 |
268 |
287 |
Непревышаемая скорость, км/ч. |
324 |
269 |
306 |
287 |
Высота пассажирской кабины, м. |
1,34 |
1,28 |
1,32 |
1,35 |
Ширина пассажирской кабины, м. |
1,8 |
1,4 |
2,03 |
1,93 |
Длина пассажирской кабины, м. |
2,56 |
2,25 |
2,16 |
2,41 |
Объём пассажирской кабины, м.куб. |
6,6 |
4,05 |
6,32 |
5,8 |
Объём багажника, м.куб. |
2,5 |
1,34 |
1,4 |
1,08 |
Рис. 1. Основные сравнительные характеристики вертолетов промежуточного класса
При таком подходе остается открытым наиболее важный вопрос — какой из рассматриваемых аппаратов наиболее полно выполняет возлагаемые на него задачи в соответствии с его предназначением и, таким образом, наиболее конкурентоспособен по сравнению с аналогами.
Более детальная оценка влияния показателей летно-технических характеристик (ЛТХ) на повышение интереса потребителей для различных вариантов применения ВКЛА предполагает использование методических подходов по оценке функциональных свойств вертолетов с использованием их обликовых характеристик [1], а также современных методов оценки эффективности ВКЛА при решении совокупности задач, с учетом условий их решения и заданных ограничений [2–5].
В соответствии с [1] наиболее универсальным и общим критерием эффективности применения летательного аппарата является соотношение между полезной работой, им выполняемой, и суммарными затратами на создание и эксплуатацию такого аппарата.
Однако такую широкую оценку вновь создаваемого ВКЛА не всегда возможно осуществить. Поэтому наряду с наиболее общими критериями, с точки зрения оценки проекта, существуют также и частные.
В практике работы конструкторских бюро и организаций заказчика сложилась система понятий и критериев, используемых для оценки эффективности и конкурентоспособности рассматриваемых ВКЛА конкретного назначения.
Так, исходя из основного назначения транспортных ВКЛА можно оценивать их по средней производительности, т. е. по выполненной работе в единицу времени
,
где — произведенная работа,
- среднее значение перевозимого груза,
— суммарная дальность всех рейсов.
— суммарное календарное время, затраченное на выполнение работы А.
Если заменить суммарное календарное время, которое учитывает все составляющие транспортной операции (в том числе погрузку, выгрузку, техобслуживание, простои и т. д.) только на полетное время, то можно использовать понятие максимальной производительности ЛА как такового:
,
где – максимальный груз, перевозимый на заданную дальность,
— крейсерская скорость полета,
— коэффициент скорости по расписанию.
Для сравнения различных ВКЛА применяется также удельная производительность
,
или
,
где — масса пустого снаряженного аппарата.
Для учета экономичности грузовых перевозок применяется критерий себестоимости перевозки 1т * км, определяемый через отношение стоимости летного часа к летной производительности
.
Соответственно, для учета экономичности пассажирских перевозок применяется критерий себестоимости 1 чел * км, определяемая через отношение стоимости летного часа к произведению количества перевезенных пассажиров на скорость их перевозки
.
Далее рассмотрены примеры сравнения вертолетов по приведенным критериям при решении типовых расчетных задач.
- Эффективность вертолетов при решении типовой задачи перевозки заданного количества пассажиров.
Рис. 2. Схема решения задачи перевозки заданного количества пассажиров
Таблица 2
Сравнение вертолетов при проведении транспортной операции по перевозке пассажиров
Тип вертолета |
Проект ПМВ |
AW-189 |
Bell-525 |
Airbus H-175 |
Airbus H-215 |
Количество пассажиров на борту, чел |
24 |
18 |
20 |
18 |
22 |
Количество рейсов |
5 |
7 |
6 |
7 |
6 |
Крейсерская скорость, км/ч |
297 |
287 |
296 |
276 |
252 |
Стоимость летного часа, тыс. руб. |
250 |
384 |
400 |
361 |
503 |
Полетное время, час |
11,8 |
17,1 |
14,2 |
17,8 |
16,7 |
Себестоимость единицы транспортной работы, руб./человек*, км |
35 |
74 |
68 |
73 |
91 |
Стоимость перевозки, млн. руб. |
2,946 |
6,556 |
5,676 |
6,409 |
8,383 |
*На обычной буровой платформе, как правило, работают 120 человек: 2 бригады по 60 человек.
Смена вахты проводится через 3 недели (21 день).
- Эффективность вертолетов при решении типовой задачи перевозки заданной массы груза.
Рис. 3. Схема решения задачи перевозки заданной массы груза
Таблица 3
Сравнение вертолетов при проведении транспортной операции по перевозке грузов
Тип вертолета |
Проект ПМВ |
AW-189 |
Bell-525 |
Airbus H-175 |
Airbus H-215 |
Масса груза, перевозимого на внешней подвеске, т |
4,0 |
4,5 |
3,1 |
3,0 |
4,5 |
Количество рейсов при перевозке 9 т. груза |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
Крейсерская скорость, км/ч |
297 |
250 |
290 |
262 |
252 |
Стоимость летного часа, тыс. руб. |
250 |
384 |
400 |
361 |
503 |
Полетное время, час |
7,5 |
5,6 |
7,2 |
8,0 |
5,6 |
Себестоимость единицы транспортной работы, руб. /т.*км |
224 |
341 |
445 |
459 |
444 |
Стоимость перевозки, млн. руб. |
1,882 |
2,150 |
2,897 |
2,894 |
2,794 |
Разработанный методический аппарат позволяет так же провести оценку влияния основных параметров ВКЛА на показатели конкурентоспособности и выработать рекомендации по достижению заданного уровня превосходства по выбранным показателям.
На рис. 4, 5 приведены зависимости стоимости выполнения транспортной операции по перевозке пассажиров от пассажировместимости и крейсерской скорости полета перспективного ВКЛА.
Рис. 4. Зависимость стоимости выполнения транспортной операции по перевозке пассажиров от пассажировместимости
Как следует из приведенной зависимости, для рассматриваемого примера в диапазонах пассажировместимости 16–17, 18–19 и 20–23 человек при перевозке общего числа пассажиров 120 человек, количество рейсов, и, соответственно, стоимость операции, не уменьшаются. При этом даже при минимальной вместимости 16–17 человек перспективный ВКЛА будет конкурентоспособен по сравнения с аналогами в данном классе.
Рис. 5. Зависимость стоимости выполнения транспортной операции по перевозке пассажиров от крейсерской скорости
В диапазоне скоростей перспективного ВКЛА 250–350 км/ч стоимость транспортной операции изменяется на ~ 30 %, однако данная оценка в рассматриваемом примере является несколько условной, так как такой упрощённый подход не учитывает, что стоимость летного часа аппарата, имеющего крейсерскую скорость около 350 км/ч, будет выше этого показателя обычного ВКЛА, как и стоимость самого аппарата и это необходимо учитывать при более детальных исследованиях параметров и характеристик перспективных ВКЛА.
Таким образом, предполагается, что разработанный методический аппарат позволяет перейти от сравнения отдельных характеристик сравниваемых ВКЛА к комплексным показателям конкурентоспособности и отражает способность аппаратов наиболее эффективно выполнять возлагаемые на них задачи в соответствии с предназначением, а также вырабатывать рекомендации по достижению заданного уровня превосходства по выбранным показателям.
Литература:
- М. Н. Тищенко, А. В. Некрасов, А. С. Радин. Вертолеты, выбор параметров при проектировании. Москва: Машиностроение, 1976. 365 стр.
- ИКАО Dос.8168.ОРS — Производство полетов воздушных судов. Правила производства полетов. 5-е издание. Москва. 2006.
- ИКАО Приложение 6. Эксплуатация воздушных судов. Часть III. Международные полеты. Вертолеты. 7-е издание. Москва. 2010 г.
- Conklin&deDecker Life Cycle Cost. 2019. 23.02.2019, 15.10.2022.
- Разработка независимого технического заключения по вопросу исследования вариантов замены вертолетного парка. Москва. ФГУП ГосНИИ ГА. 2015. 383 стр.