В статье исследуется понятие термина «хрущевская оттепель» и ее проявление на примере литературного пространства СССР.
Ключевые слова: массовое сознание, советская литература, Россия, Союз писателей, период оттепели, произведение, шестидесятник.
2016 год в России был посвящен исторической памяти событий 1956 года, а именно началу новой эпохи, где особое значение придавалось событиям в духовно-нравственном, художественном, культурном контексте.
Термином «оттепель» обозначают новую ветвь в правлении, связанным с эпохой Никиты Сергеевича Хрущева. Сам термин появился благодаря И. Эренбургу, который создал рассказ «Оттепель», опубликованный в журнале «Новый мир». Основной мыслью было то, что при И. В. Сталине в государстве была «зима», а при Н. С. Хрущеве началась «весна» — «оттепель».
Современные исследователи нередко характеризуют начало оттепели, как «золотой век» советской культуры. Особая значимость в национальной культурной памяти одного года, 1956, обусловлена тем, что в массовом сознании — и глобализирующемся мире, и в России как его неотъемлемой составляющей — образы недавнего прошлого нашей страны различны, конфликтны, соблазнительны и отвратительны [1 c.328]. Понятие и феномен оттепели остается в массовом сознании современной России важнейшим для нации.
В период «оттепели» по-прежнему сохранялась социалистическая идеология в культуре. Глава партии — Н. С. Хрущев считал, что партии необходимо держать под контролем все сферы социокультурной жизни, в особенности словесность: «Партия, которая ясно осознает огромное значение художественной литературы в жизни советского общества и в образовании советских людей, может и никогда не согласится от направления литературы, от направления становления нашего искусства в энтузиазмах борьбы за коммунизм [2 с.201].
Изобличения XX Съезда привели к пересмотру тех великих ценностей, перед которыми могли устоять не все публицисты культуры. После пленума А. А. Фадеев, который являлся первым председателем Союза писателей СССР, а также автор традиционных произведений советской литературы «Поражение», «Молодая гвардия» покончил жизнь самоубийством. Партия определила литературу начала эпохи «оттепели» как неудовлетворительную и не соответствующую реальному положению дел.
К 1954 году советская литература достигла удовлетворительных результатов в своем становлении. Многие народы Советского Союза имеют свою национальную литературу, свидетельства которых можно наблюдать в записке Управления науки и культуры ЦК КПСС «О подготовленности ко Второму Всесоюзному пленуму советских писателей». Они показали, что за последние двадцать лет в нашей стране создана постоянная, большая и сплоченная советская многонациональная литература, несущая яркие образы правды о великих идеях социализма. До Первого пленума писателей у многих народов Союза еще не было своей великой литературы, но под положительным влиянием русской литературы оказались такие великие литературные жанры, как проза, роман, трагедии, ставшие достоянием всех советских народов. Результатом явилась реализация национальной политики правящей партии.
Эпоха «оттепели» характеризуется появлением множества талантливых поэтов, например: Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина, Р. Рождественский; поколение интеллектуалов 1950–1960-х гг., именуемых «шестидесятники», характерной чертой которых являлось то, что это были люди, рожденные в конце 1930–1940-х гг. Наиболее значимыми представителями были: В. Высоцкий, Р. Рождественский, И. Бродский, Е. Евтушенко, П. Литвинов, Б. Окуджава, Б. Ахмадуллина и др.
Большинство шестидесятников были комиссарскими детьми или детьми репрессированных, выросли они в хорошо образованных семьях, так как их родители были в основном либо партийными функционерами, либо представителями интеллигентных профессий [3 с.348]. Поколение шестидесятников активно поддерживали «возвращение к ленинским нормам», из этого идет противопоставление В. И. Ленина в стихах А. Вознесенского, Е. Евтушенко, в пьесах М. Шатрова, прозе Е. Яковлева как противника И. В. Сталина, а также романтизация Гражданской войны у Ю. Трифонова, Б. Окуджавы, А. Митта.
Шестидесятники выступали за умеренные демократические реформы в рамках социализма, их идеалом был демократический социализм и коммунизм. Из этих рядов вышли советники высших руководителей СССР, писатели, кинорежиссеры, журналисты. Шестидесятники — это поколение убежденных интернационалистов и сторонников мира без границ. Культовыми фигурами для них были революционеры в политике и искусстве — В. Маяковский, Ф. Кастро, В. Мейерхольд, Б. Брехт, Э. Хемингуэй и Э. М. Ремарк.
Главным журналом шестидесятников был либеральный «Новый мир», редактором которого был Александр Твардовский с 1958 по 1970 год. Этот журнал был невероятно популярен в своей среде и стойко исповедовал либеральные взгляды. Твардовский, пользуясь своим авторитетом, последовательно публиковал литературу и критику, свободные от соцреалистических установок. Это были в основном произведения о войне молодых авторов, которые именовались «лейтенантской прозой». Сюда относятся: «Пядь земли» Григория Бакланова, «Батальоны просят огня» Юрия Бондарева, «Мёртвым не больно» Василия Быкова, «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова. Огромное значение имела публикация мемуаров И. Эренбурга, но, очевидно, что главным событием была публикация повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» (1962 г.) — первого произведения о сталинских лагерях. Данная публикация была таким же переломным моментом, как и ХХ Съезд.
Шестидесятниками ценились многие зарубежные писатели, такие как Ремарк, Сэлинджер, Хемингуэй. Читали также вестников своего поколения — Братьев Стругацких, А. Галича, поэтов-шестидесятников (Рождественский, Ахмадуллина, Евтушенко). Важнейшими книгами для них были «Люди, годы, жизнь» Ильи Эренбурга, воспоминания о встречах с известными современниками, размышления о времени и о себе и «Одноэтажная Америка» Ильфа и Петрова, где глубоко раскрывается обычная жизнь американцев того времени, а также знакомят со многими американскими знаменитостями [4 с.167]. Помимо этого, огромную роль для шестидесятников играли театр, музыка, в особенности джаз и барды, туризм.
Ключевую роль в развитии шестидесятничества играла поэзия. Сильнейший духовный подъем был, вызвал надеждой на перемены, все это вдохновляло шестидесятников на стихи. Поэзия впервые после Серебряного века вновь стала одним из важнейших аспектов социальной жизни страны. Стихами начали увлекаться люди, прежде не интересовавшиеся ни поэзией, ни вообще литературой. В различных конторах и учреждениях по всей Москве печатные машинки были очень сильно загружены, потому что все перепечатывали стихи для себя или друзей.
Таким образом, можно выделить как положительные, так и отрицательные моменты в развитии литературного направления в период оттепели. Позитивной стороной являлось желание передать жизнь без наигранности, народности и шумихи, жизнь обычных граждан с их каждодневными проблемами; подчеркивание авторами в своих произведениях темы деревни, обращение внимания к нравственности крестьянской жизни, на труд и традиции крестьян; создание произведений о рабочем классе, в контексте превозношения рабочего; новый подход к описанию действий в Великой Отечественной войне. Так, авторы в своих произведениях стремились осветить и подчеркнуть не только нравственность героизма, но и передать все сложности войны. А также появление гражданской и лирической поэзии; активное появление писателей и поэтов; проведение так называемых вечеров поэзии в Политехническом музее.
К негативным тенденциям развития литературы в период оттепели можно отнести следующее: все же действовали границы критики существующего строя; исключение из Союза писателей Б. Л. Пастернака за публикацию за границей романа «Доктор Живаго»; изгнание из Союза писателей и тех, чье творчество выходило за рамки соцреализма (например, А. А. Вознесенский, Д. А. Гранин, Е. А. Евтушенко).
Литература:
- Злотникова Т. С. Культурная память нации в массовом сознании современной России / Ярославский педагогический вестник. 2016. № 3 С. 328
- Медведев, Р. А. Никита Хрущев. Отец или отчим советской «оттепели»: научная литература / под ред. Р. А. Медведева. 5–699–15685–2 Москва Эксмо, 2016. 476
- Алексеева, Л. М. Поколение оттепели. Воспоминания / под ред. И. Богат 5–8159–0603–4 Москва Захаров, 2006. 432
- Прохоров, А. Унаследованный дискурс. Парадигмы сталинской культуры в литературе и кинематографе «оттепели» / А. Прохоров. 978–5-7331–0361–7 Санкт-Петербург ДНК, 2007. 344