Автор статьи поднимает проблему использования татуировки в качестве символа социальной идентичности и культуры. Прежде всего, автор обращается к генезису формирования спектра функций татуировки, где потребность в социальной идентификации на визуальном уровне играла ключевую роль. Постепенно техника нанесения тату совершенствовалась; менялись и общественные взгляды, связанные с непосредственным восприятием обществом татуировок — от одобрения до полного запрета. Этим и объясняется связь татуировки как символа культуры. В настоящее время татуировка действительно стала полноправным символом культуры, что обусловлено ее включением в одно из направлений искусства, в рамках которого художники используют вместо полотна человеческое тело.
Ключевые слова: татуировка, социальная идентичность, культура, социальная принадлежность
The author of the article raises the problem of using tattoos as a symbol of social identity and culture. First of all, the author refers to the genesis of the formation of the spectrum of tattoo functions, where the need for social identification at the visual level played a key role. Gradually, the technique of tattooing was improved; public views related to the direct perception of tattoos by society were also changing — from approval to a complete ban. This explains the connection of tattoos as a symbol of culture. Currently, the tattoo has really become a full-fledged symbol of culture, which is due to its inclusion in one of the directions of art, in which artists use a human body instead of a canvas.
Keywords : tattoo, social identity, culture, social affiliation
Далекое этническое прошлое таит в себе необъяснимые параметры, которые у доисторических людей были предметом споров и дискуссий. Появление и создание процесса нанесения татуировки является частью этого неизвестного. На многих уровнях, потому что, хотя это кажется безобидным, ценность этого искусства загадочность возрастает, когда люди связывают тату с племенными, религиозными или художественными действиями первобытных людей.
Эти народы из очень далекого прошлого были частично покрыты татуировками. Посуда, которую, возможно, использовали для нанесения татуировок, статуэтки, украшенные удивительными узорами, позволяют предполагать, что за несколько столетий до этого этот процесс уже был раскрыт. В соответствии со своим магическим символом, доисторическая татуировка больше, чем любая другая, окружена загадками и секретами, которые она скрывает.
Человек заметил, что старые раны, нанесенные животным или противником и непреднамеренно загрязненные различными веществами, больше не исчезают. Эти тонированные следы даже лучше, чем клеймо, демонстрировали боевую доблесть охотника, который их носил. В конечном итоге они становятся социальным знаком, определяющим положение в сообществе, в то же время они вызывали смерть по вполне понятным современному человеку причинам — заражение раны.
Позже, когда человек обнаружил идею божественной власти, татуировки стали магически-религиозным талисманом, способным сохранить и направить татуированного на сакральный и духовный путь. Таким образом, и в этом отношении тату являлись символом определенной социальной идентичности [1, c. 757].
На протяжении тысячелетий, будь то раскрашенные или нарисованные, эти жертвенные следы, символы силы и храбрости, стали ритуальными и намеренно делаются во время церемонии инициации.
Ученые не могут ответить на вопрос, как и по какому случаю человек обнаружил этот внешний вид украшения тела. Из-за отсутствия материальных подтверждений время стерло малейшие следы этих символических начал. Однако некоторые авторы, эксперты в области татуировки, относят начало процесса использования татуировка как символа социальной идентичности и культуры к ориньякской эпохе (30 000 г. до н. э.) на основании находок пуансонов, игл для татуировки из оленьего рога или даже кремня с острыми шипами в некоторых исторических местах. Эти предметы достоверно свидетельствуют о том, что они использовались для процесса нанесения татуировки, поскольку рядом были найдены чашки, наполненные минеральными красителями из этой посуды.
Обширные археологические исследования подтверждают, что в этот период мертвые, во всяком случае, оказывались лежащими на покрытом охрой ложе красного цвета и иногда посыпанные этим же красителем. Это позволяет предположить, что этому цвету, возможно, приписывались сверхъестественные силы, которые до сих пор часто используются у современных сохраняющих свой традиционный жизненный уклад народов в качестве символа жизненной силы и плодородия. Эти откровения, по-видимому, подтверждают ранние религиозные обычаи и, возможно, надежду на бессмертие тела, поскольку, окрашивая эти тела, тату придавали мертвым вид живых.
Как свидетельствуют обширные исследования в Швейцарии, России и в долине Дуная, красная охра по-прежнему используется в погребальных обрядах, но несколько иным образом: после смерти тела лишаются плоти, а затем кости окрашиваются в разные оттенки, в основном охрой, но иногда также порошками азурита или малахита, как в турецкой Анатолии. Краска для тела видоизменилась, сохранив свой магический и тотемный облик, но, похоже, она также стала превентивной, своего рода ритуальным символом социальной идентичности и принадлежности к определенной культуре [2, c. 93].
Можно было бы говорить о множестве других примеров, которые не дали бы новых зацепок в поиске ответов на ключевой вопрос: в чем смысл маркировки тела в нашем современном обществе? Почему люди нуждаются в оставлении неизгладимых следов на их телах, но при этом причинить себе такие страдания? Некоторые клиенты с повышенным порогом боли утверждают, что боль от татуировки эквивалентна порезу кожи лезвием бритвы. Но татуированный человек не воспринимает это как непреднамеренную внешнюю агрессию боли, эквивалентную прикосновению лезвия бритвы, разрывающего кожу. Немыслимо, чтобы человек с чистой совестью причинял себе боль, не думая о его отношение к безумию, мазохизму или извращенности. Но не все люди с татуировками сумасшедшие, мазохисты или извращенцы. При этом татуировки часто стоят довольно дорого. Но для людей современной культуры, которая является культурой образов, важно использовать тату в качестве символа социальной идентичности и культуры [3, c. 249].
Для современного человека тело продолжает оставаться средством коммуникации, более или менее доступным в зависимости от общества и характерных для него социальных устоев. Тело несет в себе признаки, которые являются результатом развития определенных форм социализации. В наши дни этот вопрос продолжает оставаться предметом споров и разногласий. Пример мужчин показывает, что татуировка остается глубоко укоренившимся признаком идентичности, о чем свидетельствует тот пыл, с которым они хотят вернуть себе исключительное право на нанесение татуировки. Кстати, спустя столетия после операции татуировка все еще используется для идентификации человека. Татуировка, сильный маркер идентичности, стала известна неспециалистам благодаря повествованиям и объектам, которые окончательно сформировали взгляд Запада на особенности традиционной культуры. Сегодня распространение этих предметов по всему миру посредством продаж и выставок материализует передачу знаний предков [4, c. 89].
Действительно, воспринимавшиеся как курьезы до 1920-х годов, теперь они рассматриваются как искусство. С появлением кубизма, дадаизма и сюрреализма, благодаря изменению восприятия другого, татуировка получила новую жизнь в качестве инструмента для проведения социальной идентификации. Восприятие народов-антиподов и их обычаев будет меняться со временем и в соответствии со свидетельствами, которые будут поступать от моряков, миссионеров или администраторов, у каждого из которых свой дискурс. В настоящее время развиваются инновационные стили, где объектами изображения могут становиться симбиоз техники и человеческого тела. Параллельно проводятся тату-салоны и фестивали. Наконец, татуировку можно найти на некоторых средствах массовой информации, связанных с рекламой или туризмом: она снова стала настолько сильным символом, что ее достаточно для обозначения представления не только о конкретной социальной идентичности, но и культуры, построение которой осуществляют современные тату-мастера, работающие в настоящее время в рассматриваемой индустрии.
Литература:
- Тищенко И. А. Мотив самоидентификации при нанесении татуировок // Модернизация российского общества и образования: новые экономические ориентиры, стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кадров. — 2021. — С. 756–759.
- Воробьёва Е. С. О теоретических основаниях изучения современного татуирования: опыт типологизации // Вопросы социальной теории. — 2018. — С. 90–100.
- Шанк Р. Тату как философия телесности современного человека // Потенциал российской экономики и инновационные пути его реализации. — 2021. — С. 247–250.
- Макарова Е. А., Тищенко И. А. Татуировка как одна из модификаций тела и мотивационные установки для ее нанесения // Вестник Таганрогского института управления и экономики. — 2021. — № 2 (34). — С. 88–92.