На сегодняшний день государственные служащие представляют собой важный элемент государственного устройства, поскольку именно от них, по сути, и зависит качество выполняемых государством обязанностей. Несмотря на всю важность рассматриваемого вопроса, не только исследователями, но и самими практиками отмечается факт того, что правовой статус государственных служащих определен не до конца. Необходимо проанализировать эту проблему и предложить пути ее решения.
Ключевые слова: государственный служащий, служба, правовой статус.
Государственная служба — это профессиональная деятельность лиц, которые занимают должности в государственных органах и их аппарате по практическому выполнению задач и функций государства и получают за это заработную плату за счет государства [4, С. 24]. Уже из указанной дефиниции можно заметить уровень важности людей, замещающих данные должности и именно по этой причине законодатель предусмотрел особые условия работы и их особый правовой статус.
Во-первых, государственная служба призвала обеспечивать исполнение всех полномочий государственных органов.
Во-вторых, это является связующим звеном между гражданином и самим государством, посредством чего реализуется Конституционное предписание статьи 2 о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства [1].
Соответственно, можно сказать о том, что существующие на сегодняшний день недоработки и проблемные вопросы в данной области препятствуют нормальному развитию не только института государственной службы, но и самого государства.
Впервые сам термин «государственная служба» появился в правовом поле России еще в 90-е годы. В те года стали активно разрабатываться документы, в которых присутствовал данный термин. До введения таких документов, служащие государственных органов рассматривались все вместе, без особого разделения [5, С. 196].
Согласно Федеральному закону от 27.05.2003 «О системе государственной службы Российской Федерации», государственная служба представляет собой трехзвенную систему:
- Государственная гражданская служба,
- Военная служба,
- Государственная служба иных видов [2].
Первое, с чем можно столкнуться при анализе данной темы, является факт того, что на сегодняшний день не создано единого специализированного акта, в котором были бы объединены все правоохранительные органы в единый вид государственной службы.
Еще одной проблемой является факт того, что законодатель не дает легального определения «правового статуса» государственного служащего. В теории права есть масса высказываний относительно данного понятия, но тем не менее, все они приблизительно одинаковы. Целесообразно рассмотреть данный вопрос через призму правового статуса личности. Так, Н. И. Матузов в своей работе делает вывод о том, что правовой статус личности «представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, признаваемых и гарантируемых государством» [6, С. 54].
Вместе с тем, проанализировав действующие нормативно-правовые акты, можно прийти к выводу, что правовой статус государственного служащего значительно шире.
В общем виде правовой статус государственного служащего представляет собой совокупность его прав, различных обязанностей, ограничений, запретов, социальных гарантий, обязательств, которые связаны непосредственно с государственной службой. Сюда также относятся вопросы порядка поощрения служащих, привлечение их к ответственности и разрешение служебных споров. Это межотраслевой статус, который включает в себя большое количество положений.
Например, Федеральный закон от 27 июля 2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в главе перечисляет вопросы правового положения (статуса) гражданского служащего. Многие исследователи говорят о необходимости включения в данную главу вопросов касаемо правовых гарантий служащих [3].
Государственные гарантии государственного служащего — это его важнейший способ обеспечения социальной защищенности, механизма защиты прав и свобод, соблюдение законных интересов служащих. Становится не ясно, почему законодатель проигнорировал их, поскольку социальные гарантии в некоторых случаях отличаются от мер, установленных в Трудовом кодексе Российской Федерации.
Как и любая социально-значимая деятельность, вопрос правового статуса государственного служащего требует постоянного совершенствования. В последнее время можно заметить, что начинают предприниматься попытки для того, чтобы разработать какой-то универсальный подход для понимания правового статуса государственного служащего, что нельзя не отметить, как положительную тенденцию.
Ряд исследователей среди проблем, существующих в России в профессиональной деятельности госслужащих, обозначают проблему их правового положения: «правовой статус не обеспечивает эффективной работы государственной службы, так как у государственных служащих существует значительное число избыточных функций, и неэффективные механизмы их реализации являются серьезным препятствием для нормальной работы государственных органов, что в свою очередь ведет к подрыву доверия населения к государственной власти» [7, С. 85].
Таким образом, можно сказать о том, что на сегодняшний день многие аспекты правового статуса государственного служащего решены, однако некоторые из них требуют своей разработки и на основе чего можно сделать вывод о не полностью сформированной системы законодательства в рассматриваемой сфере.
Законодателю необходимо продолжать совершенствование данной темы, поскольку от этого зависит и качество деятельности государственной власти, которая выступает от его имени. Только совместная деятельность непосредственно граждан, государственных служащих и самого государства может выстроить стройную систему правового регулирования, в которой бы были учтены все интересы.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2020. N 31. Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (с изм. от 02.07.2021 № 351-ФЗ) // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.
3. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изм. от 30.12.2021 № 437-ФЗ) // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215
4. Антипов Д. В. Правовой статус государственного служащего: проблемы реализации / Д. В. Антипов // Сборник научных работ серии «Право». — 2019. — № 1(13). — С. 24–34.
5. Максудова Э. П. Правовой статус государственных служащих в Российской Федерации / Э. П. Максудова // NovaUm.Ru. — 2019. — № 21. — С. 195–198.
6. Матузов Н. И. Теория государства и права: учебник / Н. И. Матузов А. В. Малько.: Юристъ, 2004. — 245 c.
7. Мацакова О. В. Правовой статус государственного служащего в Российской Федерации / О. В. Мацакова // Матрица научного познания. — 2020. — № 9–1. — С. 83–86.