Сущность и значение понятий административная опека, административное попечительство. Особенности регулирования административной опеки и административного поручительства.
Ключевые слова: административная опека, административное попечительство.
The essence and meaning of the concepts of administrative custody, administrative guardianship. Features of regulation of administrative guardianship and administrative surety.
Keywords: administrative custody, administrative guardianship.
Какие же имеются особенности в правовом регулировании общественных отношений, связанных непосредственным образом с такими понятиями как административная опека, а также административное поручительство.
Для того, чтобы начать разбираться в вышеуказанном вопросе, следует обратиться для начала к теории, к истокам. Иными словами: что же представляют собой такие понятия, как административная опека и административное поручительство, каковы их признаки и сущностное значение.
Стоит отметить, что в действующем российском законодательстве не имеется определений по вышеуказанным понятиям. Исходя из этого, следует обратиться к научным, доктринальным, теоретическим позициям ученых и правоведов в области юриспруденции. Одним из них является Демьян Николаевич Бахрах. Под административной опекой он понимал систему государственной помощи, непосредственно не связанной с трудом, службой лиц, которым она предоставляется [1].
Анализируя вышеуказанное определение, следует выделить основные его сущностные признаки. Итак, во-первых, это административная опека — это определенным образом выделенная и закрепленная система. Во-вторых, данная система является некой государственно й помощью, иными словами поддерживается и функционирует за счет принимаемых в отношении нее нормативных правовых актов, а также деятельности различных органов государственной власти и местного самоуправления, и входящих в нее должностных лиц. В-третьих, рассматриваемая административная опека, ее система непосредственным образом не связана с какой-либо трудовой деятельностью, самим трудом. И наконец, в-четвертых, все та же изучаемая система прямым образом не связана со служебной деятельности лиц, которым она предоставляется.
Следует отметить, что понятие административное попечительство, как в российском, так и в зарубежном праве, не является выделенным проработанным.
Если обратиться к действующему федеральному законодательству, то можно отметить, что определения понятий опека и попечительство в нем имеются. Так, в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»: «опека — форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия» [2].
Под следующим пунктом той же статьи, того же нормативного правового акта является определение термину «попечительство». Под ним понимается форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исходя из рассмотренных в российском законодательстве двух понятий, следует отметить, что по своему сущностному значению, а также иным характеристикам они являются во многом схожими.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что понятия, как административная опека, так и административное попечительство являются во многом схожими и аналогичными между собой.
Как ученые-теоретики, так и практики заостряют внимание на том факте, что рассматриваемые в данной научной работе два явления, термина должны всегда отличаться от иных похожих и аналогичных на первый взгляд понятий. К ним следует отнести опеку и попечительство из гражданского законодательства.
Ведь сущность данных гражданских понятий в основном сводится к воспитанию, нематериальной помощи нуждающимся субъектам в нашем государстве, в то время как административные понятия, термины в основном сводятся именно к материальной, выраженной в том числе в денежной форме, системе, которая конечно же, оказывается самим государством, его органами и входящими в них должностными лицами.
В административном праве Франции и ряда других стран в понятие «административная опека» вкладывается иной смысл. Она понимается как государственный контроль за законностью и целесообразностью деятельности автономных по отношению к центральной власти публичных органов, учреждений.
Когда речь идет об административной опеке следует учесть, что ответственность несет государство, а в случае с гражданско-правовой — назначенный опекун.
Административная опека подразумевает ежемесячные выплаты пенсий малоимущим слоям населения, в гражданско-правовой же подразумевается создание благополучных условий для развития личности, находящейся под опекунством. Его развитие, обучение и т. д.
Как видно из вышеперечисленного, административная опека отличается от гражданско-правовой опеки своей глобальностью, которая захватывает все слои населения, т. к. идет ответственность за большую часть населения государства. Что касается гражданско-правовой опеки способ восполнения дееспособности и защиты прав и интересов несовершеннолетних и недееспособных лиц.
Ту же аналогию можно и провести между попечительством из гражданского оборота и административным.
К основным законодательным нормативным правовым актам об административной опеке и административном попечительстве следует относить уже ранее упомянутый ФЗ «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008г. 48-ФЗ, конечно же, КоАП России, Конституцию России, различные нормативные и нормативные правовые акты министерств и ведомств, а также всё-таки хотелось бы отнести, хотя, возможно, это не совсем и правильно, как с точки зрения теории права, так и практики, — Гражданский Кодекс, поскольку у него все же имеется много важных аспектов, благодаря которым мы можем понимать, что из себя представляет система опеки и попечительства.
Таким образом, подводя итог по всей научной работе, хотелось бы сделать несколько основных выводов. Во-первых, понятия административная опека и административное попечительство являются между собой идентичными. Под ними принято понимать помощь нуждающимся субъектам со стороны государства, которая прямым образом не связана с трудом, службой лиц, которыми она предоставляется. А во-вторых, говоря об особенности правового регулирования административной опеки и попечительства, следует сделать вывод, что у неё имеется достаточно обширная, но в тоже время не структурированная и до конца не разработанная законодательная база.
Литература:
- Бахрах Д. Н. Учебник Административное право России / М.: НОРМА, 2002.
- Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» // Российской газета. 30.04.2008. N 94.