Эффективность реализации национального проекта «Образование» в Республике Башкортостан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №45 (440) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 14.11.2022

Статья просмотрена: 414 раз

Библиографическое описание:

Заборовская, С. Г. Эффективность реализации национального проекта «Образование» в Республике Башкортостан / С. Г. Заборовская, Г. Ф. Гималтдинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 45 (440). — С. 284-286. — URL: https://moluch.ru/archive/440/96272/ (дата обращения: 16.10.2024).



Раскрыта сущность, национального проекта «Образование», утвержденного президентом России В. В. Путиным. В работе отражены задачи, механизмы стимулирования необходимых системных изменений в образовании и направления развития системы образования. Приводится краткий обзор промежуточных результатов реализации национального проекта «Образование» в Республике Башкортостан.

Ключевые слова : национальный проект, образование, материально-техническая база, обновление, технопарк.

The essence of the national project «Education», approved by the President of Russia V. V. Putin. The work reflects the tasks, mechanisms for stimulating the necessary systemic changes in education and the direction of development of the education system. A brief overview of the intermediate results of the implementation of the national project «Education» in the Republic of Bashkortostan is given.

Keywords: national project, education, material and technical base, renovation, technopark.

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в 2018 г. утвердил национальный проект «Образование», представляющий собой инициативу, которая направлена на достижение двух ключевых задач [1]. Суть первой задачи заключается в необходимости обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Суть второй задачи заключается в необходимости воспитать гармонично развитую и социально ответственную личность на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации [2].

В основе национального проекта «Образование» лежат два механизма, стимулирующих необходимые системные изменения в образовании. Первый механизм направлен на выявление и приоритетную поддержку лидеров — «точек роста» нового качества образования. В рамках данного механизма государством стимулируются те учреждения и целые регионы, которые внедряют инновационные программы и проекты, поощряются лучшие учителя, выплачиваются премии талантливой молодежи. Второй механизм направлен на поощрение государством тех, кто может и хочет работать. Это касается и учащихся школ, и студентов вузов, и преподавателей. В рамках данного механизма поддержку получат образовательные практики, которые максимально эффективны и востребованы, иными словами, являются образцами качественного образования, обеспечивающего прогресс и профессиональный успех [3].

Национальный проект «Образование» предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования, связанных с: обновлением его содержания; созданием необходимой современной инфраструктуры; подготовкой соответствующих профессиональных кадров, их переподготовкой и повышением квалификации; также созданием максимально эффективных механизмов управления этой сферой [3].

Бюджет проекта составил 784,5 млрд. руб. и был направлен на внедрение во всех школах новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, повышающих мотивацию и вовлеченность детей в учебу, а также на обновление содержания и изменения методов обучения [4].

Бюджет проекта в Республике Башкортостан составил 17507 млн. руб., из них:

– 8924 млн. руб. из федерального бюджета;

– 8415 млн. руб. из консолидированного бюджета Республики Башкортостан;

– 171 млн. руб. из внебюджетных источников [1].

Отметим, что в составе национального проекта «Образование» сосредоточены восемь региональных проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность».

Промежуточные результаты реализации проекта «Образование» в Республике Башкортостан указывают на ее эффективность. Так в Башкирии благодаря национальному проекту в 2020 г. доля детей от 5 до 18 лет, которые занимаются в кружках и секциях, выросла до 78,75 %, в 2019 г. данный показатель составлял — 78,55 %. Такие результаты были достигнуты благодаря созданию мобильных технопарков «Кванториум Башкортостана», который представляет собой уникальную среду для ускоренного развития ребенка по актуальным научно-исследовательским и инженерно-техническим направлениям, оснащенная высокотехнологичным оборудованием. Отличительной особенностью является не только обучение детей инженерному образованию, но и проектной деятельности, ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), 4К-компетенциям (коммуникация, креативность, командное решение проектных задач, критическое мышление) и решение реальных производственных задач в сопровождении опытных наставников, в том числе представителей научной школы, промышленности и бизнеса.

В свою очередь, дети из сельских районов Республики Башкортостан, где нет станций юных техников, смогли получить дополнительное образование по программам естественно-научной и технической направленности за счет средств республиканского бюджета.

Благодаря реализации проекта «Образование» в Башкирии школьники получили возможность обучаться на инновационном высокотехнологичном оборудовании на уроках «Технологии» и занятиях по техническому творчеству, вовлечься в мероприятия, проводимые с участием мобильного технопарка «Кванториум Башкортостана. Занятия проходили и проходят по сей день по специальному графику, а летом на профильных сменах, на базе летних оздоровительных лагерей и дневного пребывания.

Так же анализ промежуточных результатов реализации проекта «Образование» в Республике Башкортостан показывает, что количество учеников, занимающихся по программам цифрового и гуманитарного профилей в Башкирии в 2020 г. достигло 179 тыс. чел. (в 2019 г. их число составляло 60 тыс. чел.).

В 2019 г. были созданы 133 центра образования цифрового и гуманитарного профилей на базе школ Башкирии для развития современных компетенций по «Технологии», «Информатике», «Основам безопасности жизнедеятельности», а также по другим предметам и курсам. На эти цели Башкирия получила субсидию в размере 208,5 млн. руб. Общий объем финансирования центров «Точка роста», включая республиканский бюджет, составил 212,7 млн. руб. Так же полагается, что до 2024 г. в Башкирии появится 798 таких центров на базе школ в селах и малых городах с охватом не менее 350 тысяч детей [5].

В рамках реализации данного проекта в 2019 г. 54 района Башкирии получили субсидии на обновление материально-технической базы для формирования у учеников современных технологических и гуманитарных навыков. Было закуплено оборудование для классов обеспечения безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), информатики и технологии. В 2019 г. в 48 сельских школах Башкирии, в которых учатся 5,5 тыс. детей, обновили спортзалы и закупили спортинвентарь для занятий физкультурой и спортом.

В 2020 г. была проведена инвентаризация инфраструктурных, материально-технических и кадровых ресурсов организаций разного типа, в том числе образовательных, научных организаций, организаций культуры, спорта и реального сектора экономики, потенциально пригодных для реализации предметной области «Технология» и других предметов.

Благодаря нацпроекту «Образование», и региональному проекту «Поддержка семей, имеющих детей», родителям стало доступнее психологическая и консультативная помощь педагогов. В настоящее время в Башкирии работают 605 консультационных центров. В 2019 г. они оказали не менее 2 тыс. консультаций. К 2024 г. количество услуг должно достичь 20 тыс. За счет привлечения грантов на оказание услуг будет создана сеть психологической помощи, и появится возможность получать ее по видеосвязи, по телефону, либо с выездом специалиста. Увеличение количества услуг планируется достичь за счет привлечения специалистов из других центров [5].

В 2019 г. три детских сада из г. Уфы, г. Бирск и г. Стерлитамак получили грант в размере 23,11 млн. руб. из федерального бюджета для оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи гражданам, имеющим детей.

Реализация проекта «Образование» предполагает, что к 2024 г. в Башкирии 95 % школ, будут использовать Федеральную информационно-сервисную платформу цифровой образовательной среды. В настоящее время идет разработка платформы. В 63 муниципалитетах Башкирии на реализацию мероприятий по внедрению целевой модели «Цифровая образовательная среда» направлено в среднем по 2 млн. руб. субсидий [5]. Платформа будет проходить тестирование. Предполагается, что она будет содержать в себе сведения об учениках и собирать их портфолио.

В 2019 г. на базе шести колледжей Башкирии открылись 30 мастерских, созданных по стандартам World Skills. На эти цели Уфимский колледж технологии и дизайна, Башкирский колледж архитектуры, строительства и коммунального хозяйства, Уфимский машиностроительный колледж, Аксеновский агропромышленный колледж, Стерлитамакский многопрофильный профессиональный колледж, Уфимский колледж радиоэлектроники, телекоммуникаций и безопасности получили порядка 138 млн. субсидии из федерального бюджета, из республиканского бюджета 37,8 млн. и из внебюджетных средств 10 млн. — всего 206,6 млн. руб.

На базе мастерских повышают квалификацию сотрудники предприятий, студенты колледжей, школьники и простые жители. Также в мастерских проводятся профессиональные пробы, профориентационные мероприятия для учеников, в том числе для получения первой профессии. Педагоги, которые работают в мастерских, проходят курсы повышения квалификации, получают сертификат эксперта и могут оценивать демонстрационные экзамены.

Таким образом, ключевой задачей национального проекта «Образование» является создание условий, в которых детям и взрослым будет комфортно развиваться. Это позволит достичь максимального уровня вовлеченности в мировой рынок распределения труда, технологическая зависимость перестанет быть критичной, а страна станет значимым производителем технологий и открытий в науке. Несомненно, реализация национального проекта «Образование» в Республике Башкортостан за 2019–2020 гг. показала свою эффективность:

– появились мобильные технопарки «Кванториум Башкортостана»;

– открылись центры образования цифрового, естественно-научного и гуманитарного профилей «Точка роста»;

– районы Башкирии получили субсидии на обновление материально-технической базы для формирования у учеников современных технологических и гуманитарных навыков;

– благодаря национальному проекту «Образование», и региональному проекту «Поддержка семей, имеющих детей», родителям стали доступнее психологическая и консультативная помощь педагогов.

Литература:

  1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rg.ru/2018/05/08/presidentukaz204-site-dok.html.
  2. Корнетов, Г. Б. Национальный проект «образование»: инновационный контекст / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — С. 7–14.
  3. Сайт Министерства просвещения Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://edu.gov.ru/national-project/.
  4. Сайт Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://government.ru/rugovclassifier/833/events/.
  5. Сайт Министерства образования и науки Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://education.bashkortostan.ru/.
  6. https://www.bashinform.ru/longreads/longreads/2019–08–05/natsionalnyy-proekt-obrazovanie-v-bashkirii-tsifry-i-fakty-1995225
Основные термины (генерируются автоматически): национальный проект, Башкортостан, Башкирия, гуманитарный профиль, материально-техническая база, Поддержка семей, ребенок, республиканский бюджет, Российская Федерация, федеральный бюджет.


Похожие статьи

Реализация инновационных проектов — важное звено в реиндустрилизации региона (на примере Пензенской области)

Приводится анализ работы органов государственной власти в Пензенской области по развитию инновационных проектов и производств. Указываются этапы развития инновационной инфраструктуры области.

Качество подготовки специалистов дорожной отрасли как результат работы краевой инновационной площадки

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Использование эффективных инструментов оценки качества подготовки специалистов дорожной отрасли» на базе КГБ ПОУ ХАМК (г. Хабаровск). Описана ресурсная база для реализации КИП,...

Эффект, достигнутый при внедрении стандарта развития конкуренции в Республике Башкортостан

В статье показан эффект, достигнутый при внедрении стандарта развития конкуренции в Республике Башкортостан. Исследована деятельность органов исполнительной власти Республики Башкортостан по реализации положений Стандарта развития конкуренции в субъе...

Тенденции инновационного развития, региональный аспект (на примере Республики Хакасия)

В настоящее время для перехода экономики страны на инновационный путь развития необходимо усилить региональный аспект развития инноваций. Во всем мире именно регионы рассматриваются как двигатель инновационной деятельности и развития всей страны. В д...

К вопросу о выполнении «дорожной карты» по оплате труда на примере сферы государственного здравоохранения Санкт-Петербурга

Для исполнения указа «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Президента Российской Федерации, в Санкт-Петербурге принята Программа развития здравоохранения Санкт-Петербурга до 2020 года. Важным пунктом является выполнение ц...

Концепция социально-экономического развития города Красногорска

Научная статья посвящена разработке концепции социально-экономического развития муниципального образования на примере города Красногорск. Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования основы устойчивого развития города Красногорск...

Направления совершенствования государственной политики по развитию конкуренции в Республике Башкортостан

В статье показан эффект, достигнутый при внедрении стандарта развития конкуренции в Республике Башкортостан. Исследована деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления Республики Башкортостан по реализации положений Стандарта ра...

Проектный подход к формированию региональной программы импортозамещения на примере Московской области

В настоящей статье, на основе общего анализа импорта и его структуры, показана значимость формирования и реализации программ импортозамещения в РФ на современном этапе. Рассмотрев модели промышленной политики, сформулированы основные положительные ас...

Стратегические приоритеты развития территорий опережающего социально-экономического развития в г. о. «Город Лесной»

В статье анализируются потенциал развития территории ГО «Город Лесной», причины специфики его развития и возможности опережающего социально-экономического развития. Исследуются ключевые стратегические приоритеты для муниципального развития, такие как...

Основные цели и задачи развития физической культуры и спорта на муниципальном уровне на примере г. Октябрьский Республики Башкортостан

В статье названы основные цели и задачи управления вопросами развития отрасли физической культуры и спорта на уровне муниципалитета, на примере города Октябрьского Республики Башкортостан. В работе рассмотрены основные программные документы, на котор...

Похожие статьи

Реализация инновационных проектов — важное звено в реиндустрилизации региона (на примере Пензенской области)

Приводится анализ работы органов государственной власти в Пензенской области по развитию инновационных проектов и производств. Указываются этапы развития инновационной инфраструктуры области.

Качество подготовки специалистов дорожной отрасли как результат работы краевой инновационной площадки

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Использование эффективных инструментов оценки качества подготовки специалистов дорожной отрасли» на базе КГБ ПОУ ХАМК (г. Хабаровск). Описана ресурсная база для реализации КИП,...

Эффект, достигнутый при внедрении стандарта развития конкуренции в Республике Башкортостан

В статье показан эффект, достигнутый при внедрении стандарта развития конкуренции в Республике Башкортостан. Исследована деятельность органов исполнительной власти Республики Башкортостан по реализации положений Стандарта развития конкуренции в субъе...

Тенденции инновационного развития, региональный аспект (на примере Республики Хакасия)

В настоящее время для перехода экономики страны на инновационный путь развития необходимо усилить региональный аспект развития инноваций. Во всем мире именно регионы рассматриваются как двигатель инновационной деятельности и развития всей страны. В д...

К вопросу о выполнении «дорожной карты» по оплате труда на примере сферы государственного здравоохранения Санкт-Петербурга

Для исполнения указа «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Президента Российской Федерации, в Санкт-Петербурге принята Программа развития здравоохранения Санкт-Петербурга до 2020 года. Важным пунктом является выполнение ц...

Концепция социально-экономического развития города Красногорска

Научная статья посвящена разработке концепции социально-экономического развития муниципального образования на примере города Красногорск. Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования основы устойчивого развития города Красногорск...

Направления совершенствования государственной политики по развитию конкуренции в Республике Башкортостан

В статье показан эффект, достигнутый при внедрении стандарта развития конкуренции в Республике Башкортостан. Исследована деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления Республики Башкортостан по реализации положений Стандарта ра...

Проектный подход к формированию региональной программы импортозамещения на примере Московской области

В настоящей статье, на основе общего анализа импорта и его структуры, показана значимость формирования и реализации программ импортозамещения в РФ на современном этапе. Рассмотрев модели промышленной политики, сформулированы основные положительные ас...

Стратегические приоритеты развития территорий опережающего социально-экономического развития в г. о. «Город Лесной»

В статье анализируются потенциал развития территории ГО «Город Лесной», причины специфики его развития и возможности опережающего социально-экономического развития. Исследуются ключевые стратегические приоритеты для муниципального развития, такие как...

Основные цели и задачи развития физической культуры и спорта на муниципальном уровне на примере г. Октябрьский Республики Башкортостан

В статье названы основные цели и задачи управления вопросами развития отрасли физической культуры и спорта на уровне муниципалитета, на примере города Октябрьского Республики Башкортостан. В работе рассмотрены основные программные документы, на котор...

Задать вопрос