В условиях динамичной бизнес-среды и постоянной борьбы за выживание на рынке инновации становятся основным фактором роста и развития предприятия. А именно, это всегда приводит к новым решениям, новым идеям и новым способам ведения бизнеса. Основное конкурентное преимущество каждого современного предприятия отражается в его способности внедрять инновации в свой собственный бизнес.
Ключевые слова: инновация, конкурентоспособность, инновационные проекты, предприятия.
В эпоху быстрого технологического прогресса, когда научно-технические достижения пронизывают все аспекты человеческой жизни, наука, технологическое развитие и инновации играют важную роль в стимулировании экономического развития. Инновационная деятельность считается главным фактором стабильной экономики, основанной на знаниях, которая стала основой конкурентоспособности и динамичного развития. Экономике необходимо признать, что инновации — это единственный способ выживания в динамичной бизнес-среде, и что систематические инновации, которые найдут свое место на рынке, могут быть достигнуты только в сотрудничестве с научными организациями.
Если предприятие хочет существовать и развиваться, оно должно принять характеристики текущего экономического развития. Необходимо постоянно думать, планировать, организовывать, выполнять, контролировать и совершенствовать бизнес-процесс, чтобы максимально полно удовлетворять потребности рынка, и постоянно разрабатывать новые продукты или услуги. Современные предприятия сталкиваются с серьезными вызовами: расширение глобальной экономики, борьба за долю рынка, резкое сокращение жизненного цикла продукта, уменьшение размеров и т. д. Чтобы справиться с этими вызовами, предприятия должны постоянно быть инновационными, потому что императивом современного бизнеса является совершенствование этих компонентов структуры предприятия и бизнеса.
В настоящее время существует ярко выраженная тенденция к тому, чтобы все инновации реализовывались через проекты, независимо от области, к которой они относятся, или размера и структуры организации. Успешное управление инновационными проектами включает в себя заранее определенный план действий, сроки выполнения задач, так называемые контрольные точки, планирование ресурсов и т. д. Организации часто сталкиваются с неожиданными трудностями и проблемами, тем самым подвергая риску достижение своих целей. Чтобы избежать этих рисков, процесс управления следует разбить на три этапа (рис.1):
Рис. 1. Этапы процесса управления
Этап предпроектного управления включает в себя выбор и оценку проектной идеи, и самое начало реализации проекта. Однако иногда отсутствует адекватная необходимая информация и знания, что может привести к плохой оценке идеи, возможностей и возможностей организации реализовать эту идею и т. д. Наиболее эффективным способом избежать этого риска является разработка стратегического подхода к процессу.
Второй этап включает в себя интеграцию различных возможностей и ресурсов. Самой большой проблемой в этом процессе, особенно для организаций, которые все еще находятся в стадии разработки, является поиск компетентной команды, которая может выработать соответствующий подход к процессу управления и профессионально и эффективно реагировать на проблемы реализации проекта.
Этап постпроектного управления относится не к разработке самого проекта, а к долгосрочной устойчивости и дальнейшему совершенствованию после завершения проекта. Крайне важно извлекать уроки из этого опыта и хорошо знать саму организацию. Измерение текущей стоимости инновационных проектов очень сложно из-за неопределенности и требует более систематических и профессиональных усилий, и все это указывает на то, что значительный процент организаций не может полностью реализовать инновационные проекты.
Инновации становятся основополагающим фактором жизнеспособности предприятия и его дальнейшего развития в условиях глобализации экономики. Во времена глобального экономического кризиса инвестиции в инновации — лучший способ преодолеть его.
Инновация успешна, если есть возможность через коммерциализацию вернуть средства, вложенные в ее разработку, и получить определенную прибыль. Для успешной инновации требуется правильное сочетание стратегии, структуры, системы, персонала и окружающей среды. Производительность, которая способствует экономическому прогрессу, сводится к экономическому росту, а характеристики общества являются ключевым фактором, который стимулирует экономический рост посредством инноваций. Инновационность подразумевает создание эффективных механизмов для передачи инноваций в экономике и обществе. Кроме того, очень важен промежуток времени между внедрением инновации и достижением ее полной производительности. Однако изобретения относительно медленно становятся практикой. Для того чтобы различные изобретения могли быть внедрены и распространены по всей экономике, факторы, участвующие в производственном процессе, должны быть подвергнуты изменениям.
Успех инноваций определяется значительным количеством факторов. Инновационные продукты и процессы являются ключевыми для выживания предприятия и его развития. Организация становится чувствительной к требованиям и изменениям в окружающей среде, и, следовательно, она вынуждена постоянно внедрять инновации как в продукты, так и в процессы. Если организация хочет быть инновационной, она должна постоянно учиться. Инновационно структурированные организации позволяют осуществлять инновационную деятельность. Они способны мобилизовать и поддержать креативность и предпринимательство и позволяют своим менеджерам играть активную роль в этом процессе. В высокоинновационных организациях персонал организован таким образом, чтобы поддерживать инновации. В дополнение к изменениям в организационном поведении и культуре, инновационная организация стимулирует технологические инновации как предпосылку для повышения технологической эффективности и улучшения результатов бизнеса. Все это подразумевает, что существует прямая связь между организационным уровнем, то есть степенью инновационного развития организации, и эффективностью применения новой технологии. Инновационные организации оказывают множество положительных воздействий, которые можно разделить на четыре группы (рис. 2).
Рис. 2. Факторы, оказываемые инновационными организациями
Нет никаких сомнений в том, что организационная культура влияет на функциональность и успех предприятия. Это влияет на стратегические решения, включая решение о внедрении инноваций. Организационная культура определяет возможности предприятия адаптироваться к требованиям окружающей среды. Создавая инновационную культуру, руководство способствует постоянному росту инноваций и их реализации.
Таким образом, инновационная деятельность стала основой конкурентоспособности и динамичного развития и считается основными факторами стабильной экономики, основанной на знаниях. В условиях глобализации окружающей среды приобретенные позиции предприятия не являются постоянными. А именно, легкодоступная и недорогая информация о конкурентных предложениях позволяет потребителям легко получать необходимые данные и выбирать предложение, которое наилучшим образом соответствует их запросам. Поэтому организации должны постоянно инвестировать в инновации, чтобы более адекватно реагировать на изменения и вызовы, возникающие в бизнес-среде.
Литература:
- Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. Молчановой О. П. — М.: Вита-Пресс, 2001;
- Бургельман, Р.А. и Майдик, М.А. 1988. Стратегический менеджмент технологии и инновации. Хоумвуд, Иллинойс: Ирвин;
- Тротт, П. (2005). Менеджмент и разработка новых продуктов. Pearson Education Limited.