Методические особенности проведения Всероссийских проверочных работ по биологии в 6-м классе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (440) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 14.11.2022

Статья просмотрена: 2533 раза

Библиографическое описание:

Исаева, А. А. Методические особенности проведения Всероссийских проверочных работ по биологии в 6-м классе / А. А. Исаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 45 (440). — С. 370-374. — URL: https://moluch.ru/archive/440/96283/ (дата обращения: 17.10.2024).



В статье автор рассматривают примерные задания всероссийских проверочных работ по биологии для 6 класса

Ключевые слова: Всероссийские проверочные работы (ВПР), методические особенности, подготовка

Всероссийские проверочные работы (ВПР)– это разновидность внешнего контроля качества образования по единым для всей России правилам проведения.

ВПР по биологии направлены на оценку уровня подготовки обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Контрольно-измерительные материалы ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов обучения, в том числе овладение межпредметными понятиями и способность использования УУД в учебной, познавательной и социальной практике.

Актуальность заключается в том, что в школах в обязательном порядке водят всероссийские проверочные работы, которые отражаются в рейтинге школы. И на основе результатов, выданных учениками образовательно учреждение получает баллы в рейтинговую карту. Но результаты не всегда бывают положительными, это зависит от некоторых причин. Одной из причин является то, что программа рассчитана на 34 часа, и многие занятия пропадают по различным причинам, вторая причина заключается в том, что задания КИМа не соответствуют программе, например ВПР по биологии для 8 класса основывается на разделе «Ботаника», хотя учащиеся изучают раздел «Анатомия». Поэтому при подготовке к ВПР необходимо учитывать специфику заданий

Алгоритм подготовки к ВПР

  1. Изучить перечень проверяемых предметных и метапредметных действий
  2. Предоставить обучающимся несколько контрольно-измерительных материалов (КИМ), чтобы ученики познакомились с заданиями, и чтобы была возможность вместе обсудить правильность выполнения работ.
  3. Провести анализ выявленных пробелов обучающихся, провести работу над ошибками.
  4. Обратить особое внимание не только на предметные знания, но и на метапредметные УУД.

Организация подготовки следует начать с изучения инструктивно-методических материалов по подготовке и проведению ВПР: порядка проведения ВПР, спецификации работы по предмету, демоверсии работы по предмету, методических рекомендаций по подготовке к проведению ВПР и другими материалами

ВПР по биологии за 6 класс ориентируется на изученный материал в течение года по разделу «Ботаника». Для достижения результатов ученикам предоставляются задания, состоящие из нескольких блоков (разделов), предоставлены в таблице 1. [2]

Таблица 1

Блок

Пример заданий

1.1. Выделение существенных признаков процесса

1.2. Определение области биологии, в которой изучается процесс

1.3. Выявление механизма протекания процесса

В ходе какого процесса возник наблюдаемый результат?

Знание в области какой ботанической науки позволяет изучить данный процесс?

Что обеспечивает изображенный процесс в жизни растения?

В изображённом на рисунке опыте экспериментатор поместил в стеклянную колбу ветку с листьями, не отрезая ее от растения. Горлышко колбы закрыл ватой.

2.1. Определение важнейших структур растительного организма

2.2. Определение функций структур растительного организма

В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.

Целое

Часть

Покровная ткань

пробка

Механическая ткань

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) кожица 2) сосуды

3) ситовидные трубки 4) колленхима

В ответе укажите номер правильного ответа.

Какую функцию выполняет пробка у растений?

3.Работа с текстом биологического содержания

Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на места пропусков в тексте.

Растения

Самые древние растения на земле — это _______(А). Преимущественно они обитают в _______(Б). Эти организмы, несмотря на свои возможные огромные размеры, не имеют ни стеблей, ни корней, ни листьев. Поэтому они относятся к _______(В) растениям.

Список слов:

1) Цветковые

2) Низшие

3) Почва

4) Вода

5) Водоросли

6) Высшие

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. В ответе перечислите номера без пробелов.

Ответ:

А

Б

В

4 (4.1, 4.2, 4.3)

Работа с биологическими объектами и их частями

Покажите стрелками и подпишите на рисунке чашелистик, пыльник, завязь.

Какую функцию в цветке выполняет завязь?

Назовите клетку, которая образуется в завязи.

Рассмотрите изображение цветка и выполните задания.

5. Описание биологического объекта по имеющимся моделям (схемам)

Рассмотрите изображение листа сирени и опишите его по следующему плану: форма листа, жилкование листа, тип листа по соотношению длины и ширины листовой пластинки (без черешка) и по расположению наиболее широкой части. Используйте при выполнении задания линейку и карандаш.

Впишите в таблицу номера выбранных ответов под соответствующими буквами.

А

Б

В

6. Определение строения и функции отдельных тканей, органов цветкового растений

Что из перечисленного относят к видоизменённым побегам?

1) клубеньки 2) корневой клубень

3) корнеплод 4) луковица

В ответе укажите номер правильного ответа

7. Органы цветкового растения. Микроскопическое строение растений

Рассмотрите рисунок растительной клетки. Какая структура клетки обозначена на рисунке 1 буквой А?

Каково значение этой структуры в жизнедеятельности клетки?

Ольга рассмотрела ткани стебля под микроскопом и сделала рисунок. Что она изобразила на рисунке 2 под цифрой 4?

Рис 2

Рис. 1 Рис 2

8. (8.1, 8.2) Анализ виртуального эксперимента

Влияние какого фактора на образование корней у растения иллюстрирует этот опыт?

С какой целью Александр налил масло в одну из банок при проведении этого опыта?

Какие дополнительные условия необходимы для правильного развития корней? (Укажите не менее двух условий).

Александр, будучи членом биологического кружка, поставил опыт с растением традесканция. Для этого он взял два срезанных побега растения и поместил их в стеклянные прозрачные банки с водой. При этом в одну из банок он налил немного растительного масла. Примерно через неделю в банке без масла на той части побега, которая находилась в воде, стали образовываться придаточные корни.

9. Работа с информацией, представленной в табличной форме

Используя таблицу «Состав семян», ответьте на вопросы.

Состав семян

Семена

Содержание веществ, в %

Вода

Белки, жиры, углеводы

Минеральные соли

Пшеница

13,4

84,7

1,9

Подсолнечник

6,7

89,8

3,5

Горох

14,0

83,6

2,4

Лён

8,0

87,4

4,6

В семенах какого растения содержится больше всего минеральных солей?

В семенах каких растений содержится более 10 % воды?

В семенах какого растения содержится большего всего белков, жиров и углеводов?

Приемы выращивания, размножения растений и ухода за ними

Растения по-разному относятся к свету, теплу и влаге, и это учитывается цветоводами при разведении различных растений.

Опишите особенности растений агавы и фиалки, которые необходимо учитывать при их разведении в домашних условиях, используя для этого таблицу условных обозначений.

По каким из приведённых в описании позиций агава и фиалка имеют одинаковые характеристики?

При организации работы по биологии происходит компетентностно-ориентированные и разноуровневые задания, направленные на формирование умений работы с различными источниками информации, представленной в различных формах (текстовой, графической, табличной), усвоение понятийного аппарата, терминологии, установление последовательности и причинно-следственных связей и т. д. [1]

Особое внимание следует уделять заданиям на установления соответствия и сопоставление биологических объектов, процессов, явлений, и конечно, на задания со свободным развернутым ответом, требующих от учащихся умений обоснованно и кратко излагать свои мысли, применять теоретические знания на практике.

При подготовке к Всероссийским проверочным работам можно использовать разные источники информации, в том числе и с интернет-ресурсами.

Таким образом в школе проводят подготовку к ВПР, решая пробные варианты и разбирая непонятные вопросы. Степень подготовленности школьников зависит от программы конкретной школы. ВПР в 6 классе посвящена теме «Царство растений». При этом не все школьные программы предусматривают изучение растений в 6 классе.

Литература:

  1. Николаева Л. Организация работы учителя по подготовке обучающихся к выполнению заданий ВПР по биологии.
  2. Электронный -ресурс https://bio6-vpr.sdamgia.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): задание, работа, растение, биология, какая функция, какое растение, класс, особое внимание, ответ, подготовка, правильный ответ, растительный организм, рисунок, таблица, цветковое растение.


Ключевые слова

подготовка, Всероссийские проверочные работы (ВПР), методические особенности

Похожие статьи

Методика подготовки младших школьников к Всероссийской проверочной работе по русскому языку

Статья посвящена методике подготовки младших школьников к Всероссийской проверочной работе по русскому языку, проведен анализ тренировочных работ обучающихся, показаны статистические данные улучшения среднего показателя после основательной подготовки...

Курс внеурочной деятельности по математике «Задачи с параметрами» для учащихся 8–9-х классов

Статья посвящена описанию курса внеурочной деятельности по математике «Задачи с параметрами» для обучающихся основной школы.

Алгоритм разработки рабочей учебной программы по предмету

В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с разработкой рабочей учебной программы по биологии.

Методика проведения курса по выбору «Решение задач с экономическим содержанием» для учащихся 10-го класса

В статье освещаются общие вопросы постановки математических курсов по выбору; рассматриваются такие аспекты как история возникновения и развития школьных факультативных занятий; цели проведения таких занятий; приведены критерии отбора содержания тако...

Развитие математической грамотности учащихся 9-го класса в процессе подготовки к ОГЭ

В данной статье рассмотрены основные требования во взаимодействии ученика с учителем. Выделены основные проблемы при подготовке по математики к ОГЭ. Рассмотрена математическая культура ученика 9 класса.

Контроль учебных достижений учащихся пятого класса по биологии: проблемы и поиск решений

В статье представлен опыт организации контроля учебных достижений учащихся 5 класса, обучающихся по программе линейного курса биологии основной школы Н. И. Сонина и В. Б. Захарова.

Рабочая тетрадь как средство формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса на уроках математики

В статье рассматриваются вопросы использования рабочей тетради на уроках математики с целью формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса. Описывается эксперимент, в ходе которого проводятся занятия с использованием разработанной рабочей...

Анализ вопроса организации психофизиологических исследований учащихся во внеурочной деятельности при изучении раздела «Человек»

В статье рассматриваются вопросы анализа организации психофизиологических исследований учащихся во внеурочной деятельности при изучении биологии 8 класса. В результате проведенного исследования выявлены рабочие программы школьных кружков по биологии ...

Особенности поиска информации и условия формирования у младших школьников умения осуществлять поиск информации (на примере дисциплины «Литературное чтение»)

В данной статье рассматривается проблема формирования и развития умения осуществлять поиск информации как компонент читательской компетентности. Авторы статьи рассматривают цель, этапы работы формирования умения осуществлять поиск информации, конкрет...

Использование лабораторных работ при формировании системы универсальных учебных действий в курсе биологии 5 класса

В статье раскрыты результаты исследования, связанного с использованием лабораторных работ при формировании системы универсальных учебных действий школьного курса биологии 5 класса.

Похожие статьи

Методика подготовки младших школьников к Всероссийской проверочной работе по русскому языку

Статья посвящена методике подготовки младших школьников к Всероссийской проверочной работе по русскому языку, проведен анализ тренировочных работ обучающихся, показаны статистические данные улучшения среднего показателя после основательной подготовки...

Курс внеурочной деятельности по математике «Задачи с параметрами» для учащихся 8–9-х классов

Статья посвящена описанию курса внеурочной деятельности по математике «Задачи с параметрами» для обучающихся основной школы.

Алгоритм разработки рабочей учебной программы по предмету

В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с разработкой рабочей учебной программы по биологии.

Методика проведения курса по выбору «Решение задач с экономическим содержанием» для учащихся 10-го класса

В статье освещаются общие вопросы постановки математических курсов по выбору; рассматриваются такие аспекты как история возникновения и развития школьных факультативных занятий; цели проведения таких занятий; приведены критерии отбора содержания тако...

Развитие математической грамотности учащихся 9-го класса в процессе подготовки к ОГЭ

В данной статье рассмотрены основные требования во взаимодействии ученика с учителем. Выделены основные проблемы при подготовке по математики к ОГЭ. Рассмотрена математическая культура ученика 9 класса.

Контроль учебных достижений учащихся пятого класса по биологии: проблемы и поиск решений

В статье представлен опыт организации контроля учебных достижений учащихся 5 класса, обучающихся по программе линейного курса биологии основной школы Н. И. Сонина и В. Б. Захарова.

Рабочая тетрадь как средство формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса на уроках математики

В статье рассматриваются вопросы использования рабочей тетради на уроках математики с целью формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса. Описывается эксперимент, в ходе которого проводятся занятия с использованием разработанной рабочей...

Анализ вопроса организации психофизиологических исследований учащихся во внеурочной деятельности при изучении раздела «Человек»

В статье рассматриваются вопросы анализа организации психофизиологических исследований учащихся во внеурочной деятельности при изучении биологии 8 класса. В результате проведенного исследования выявлены рабочие программы школьных кружков по биологии ...

Особенности поиска информации и условия формирования у младших школьников умения осуществлять поиск информации (на примере дисциплины «Литературное чтение»)

В данной статье рассматривается проблема формирования и развития умения осуществлять поиск информации как компонент читательской компетентности. Авторы статьи рассматривают цель, этапы работы формирования умения осуществлять поиск информации, конкрет...

Использование лабораторных работ при формировании системы универсальных учебных действий в курсе биологии 5 класса

В статье раскрыты результаты исследования, связанного с использованием лабораторных работ при формировании системы универсальных учебных действий школьного курса биологии 5 класса.

Задать вопрос