В статье затрагивается тема, касательно повышения мотивации младших школьников при раннем обучении английскому языку.
На начальном этапе обучения иностранному языку можно отмечать высокую заинтересованность обучающихся, что, как правило, вызвано новизной предмета. Перед преподавателем, соответственно, стоит задача поддержать этот интерес, используя современные методики, стимулирующее взаимодействие между всеми участниками учебного процесса. Учитывая сложившуюся ситуацию, был разработан ряд критериев, которые стимулируют повышение мотивации при раннем обучении иностранному языку.
В последнее время иностранный язык стал очень важной частью жизни каждого человека, и, конечно же, не вызывает сомнения тот факт, что именно английский язык пользуется наибольшей популярностью среди остальных. Можно много говорить о значимости иностранного языка для коммуникации, изучения новых культур, путешествий, но для любого школьника иностранный язык — это, прежде всего урок. Слушая рассказы старшего поколения, становится удивительно, как они могли изучать иностранный язык, не имея под рукой компьютера, видео и аудио материалов. Сегодня это неотъемлемая часть учебного процесса. И если сравнительно недавно ученики могли пользоваться исключительно стандартным словарем и учебником, то сегодня у них есть возможность воспользоваться онлайн-переводчиками, безграничными технологическими ресурсами, а также великим многообразием литературы. Наряду с этим мы сталкиваемся с тем, что у учащихся значительно падает мотивация к изучению иностранного языка и обучению в целом.
На сегодняшний день можно говорить о совершенно инновационной методологии в изучении иностранных языков. Главенствующей целью изучения любого иностранного языка является формирование коммуникативной компетенции. Наша задача научить учащихся воспринимать иностранный язык не как учебную дисциплину, а как неотъемлемую часть современной жизни.
Сегодня во многих видах учебной деятельности у обучающихся можно наблюдать не желание преодолевать пассивность, лень и минимализм в работе. Преподавание иностранного языка в школе требует определенной доработки, которая могла бы способствовать разрешению стереотипов пассивного обучения. Урок в рамках ФГОС заставляет учеников мыслить, совместно с учителем искать ответы на определенные вопросы.
На начальном этапе обучения иностранному языку можно отмечать высокую заинтересованность обучающихся, что, как правило, вызвано новизной предмета. Перед преподавателем, соответственно, стоит задача поддержать этот интерес, используя современные методики, стимулирующее взаимодействие между всеми участниками учебного процесса.
Информационная социализация, к которой быстро приобщаются современные дети, вынуждает нас — педагогов — все чаще обращаться к вариативной, мотивирующей педагогике. Связано это также с тем, что ребенок сегодня знает и умеет, но не хочет. Поэтому без системы мотивации к познанию обучение не будет результативным. В условиях российской массовой школы до сих пор не было найдено эффективной методики, позволявшей ребенку к окончанию школы овладеть иностранным языком на уровне, достаточном для адаптации в иноязычном обществе.
Учитывая сложившуюся ситуацию, был разработан ряд критериев, которые стимулируют повышение мотивации при раннем обучении иностранному языку.
1) Связь с потребностями.
Чтобы повысить мотивацию при изучении какого-то материала. Он должен быть значимым для школьников. В ходе преподавания необходимо показать, зачем это понятие нужно ученикам в рамках обучения в школе, как оно связано с другими понятиями в рамках одной дисциплины, в междисциплинарном плане. Обучающиеся должны понимать, зачем это понятие нужно человеку в жизни, т. е. как с его помощью могут удовлетворяться иные значимые эмоциональные потребности личности человека. Иными словами, на каждом занятии через конкретный материал, и формы его подачи, через изучаемые понятия необходимо мотивировать ученика на изучение данного материала, формируя у него ответы на вопросы: «Где и зачем мне это пригодится?» Нужно наличие творческих, практических примеров, заданий и упражнений, которые учат применять полученные знания в жизни.
2) Эмоциональная насыщенность приводимых примеров.
Преподавание новых понятий через эмоционально-насыщенные примеры-события (опыты, наглядную демонстрацию, соучастие учеников в показе и пр.), обеспечивает более высокий уровень запоминаемости материала. Приводимые примеры по теме урока или используемые формы работы должны вызывать эмоциональный отклик у учащихся.
В качестве примера, можно показать эмоциональное видео по теме урока, привести примеры из жизни по теме урока, которые вызывают эмоциональное отношение к теме (это стимулирует повышение активности, бурное обсуждение, формированием своего отношения к теме урока). Также стоит привлекать самих учащихся в активном содействии при проведении урока (подготовка презентаций, видеороликов). Нужно применять активные формы работы — диспуты, ролевые игры и т. д. В этом случае можно наблюдать живую заинтересованность учащихся, их активное и эмоциональное участие.
3) Задействование при преподавании максимального количества каналов восприятия.
Для формирования чувственного опыта у школьников относительно преподаваемых понятий (их образов, их свойств и пр.) в процессе преподавания должны быть задействованы максимальное количество каналов восприятия:
- Зрительный: увидеть образ.
- Аудиальный: услышать образ.
- Осязательный (кинестетический, тактильный): пощупать на ощупь.
- Обонятельный: ощутить запах.
- Вкусовой: попробовать на вкус.
В результате каждое вновь вводимое понятие после обучения должно рождать в сознании у школьников четкий образ, сформированный через их чувственное восприятие. На любом уроке учитель задействует слуховой и зрительный каналы. Сегодня этого становится недостаточно. Следует задействовать еще как минимум 1 канал восприятия.
Минимальное количество научных понятий.
Любой вновь вводимый специальный термин по той или иной дисциплине должен быть тщательно рассмотрен на предмет его необходимости. Особенно это касается младших школьников. Это обеспечивает адекватное усвоение того объема знаний, который определен в рамках ФГОС, школьных программ для обучения по различным предметам в различных классах.
Любые сложные научные термины должны быть объяснены в ходе урока и использоваться только в тех случаях, когда без них невозможно передать суть предмета. Если же без сложного термина можно обойтись, он должен быть заменен на более понятный и простой. Излишнее «занаучивание» урока создает ощущение «умного учителя», но при этом существенно снижает понимание и запоминаемость материала. Например, можно сказать «спецификация», а можно просто «список», «перечень», и смысл от этого не поменяется.
4) Задания на самостоятельный поиск информации.
В процессе преподавания, мы должны помнить — все, что ученик нашел сам, запоминается лучше, чем любые знания, которые он получил в готовом виде от учителя. Поэтому уроки по наиболее важным темам предмета должны предусматривать формы заданий и приемы на самостоятельный поиск, и структурирование информации школьниками. Например, при работе над грамматическим материалом во время урока мы используем подход в организации кооперативного обучения, который был назван Jigsaw (в дословном переводе с английского — ажурная пила, машинная ножовка). Данный метод дает возможность полного включения всех учащихся в процесс обучения, а также самостоятельный поиск информации.
Литература:
- Бим И. Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам // ИЯШ. 2001–4. — С. 5–7.
- Колкер Я. М., Устинова Е. С. Как достигается сотрудничество преподавателя и обучаемого // Иностранные языки в школе. — 2000. — № 11. — C. 65.
- Лесохина Т. Б., Симакова Е. Ю. О преемственности между средней школой и вузом в контексте современной письменной коммуникации.//ИЯШ. 2003. — 5. — С. 4–6.
- Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучению иноязычному говорению. — М.: Высшая школа, 2001. — C. 144–145.