Служба в правоохранительных органах всегда была и остается одной из наиболее ответственных и трудоемких, а также требующих максимальной самоотдачи и выдержки от сотрудников. При этом, несмотря на специфику данной службы, которая характеризуется высокой степенью сложности с каждым годом количество сотрудников слабого пола только возрастает.
Так, по статистическим данным количество женщин в некоторых подразделениях МВД России доходит до 30–50 % [1], при этом в некоторых учебных заведениях МВД России нередко количество девушек-курсантов (слушателей) в подразделениях превышает количество мужчин.
Восстановление гендерного баланса в МВД, путем активного привлечения на службу женщин вызывает необходимость в обращении особого внимания на систему организации физической подготовки в органах внутренних дел с учетом физиологических и психических особенностей женщин.
Что касается общей физической подготовки, то преподаватели, приступая к проведению занятий с курсантами (слушателями) — женщинами должны принимать во внимание, что у женщин, как правило, хуже развиты скоростные и силовые двигательные качества, однако они превосходят мужчин в гибкости и выносливости. Таким образом, преподавателю необходимо учитывать как сильные, так и слабые стороны и тщательно подбирать упражнения по разделам физической подготовки, чтобы не вызвать дисгармонической гипертрофии отдельных мышечных групп.
Стоит отметить, что по мнению ряда исследователей занятия общей физической подготовкой способны повысить работоспособность женщин-сотрудников, укрепить их здоровье, а также избавиться от нейропсихического стресса.
Таким образом, на наш взгляд, занятиям общей физической подготовкой при работе с курсантами (слушателями)- женщинами стоит обращать особое внимание, включая в занятия упражнения, развивающие мускулатуру брюшного пресса, гибкость и координацию движений, а также целесообразно в структуру занятий включать бег, принимая во внимание то, что женский организм расположен к выносливости [2].
Переходя к анализу особенностей организации специальной физической подготовкой, заключим, что, по нашему мнению, несмотря на то что курсант (слушатель) — женщина является полноправным сотрудником органов внутренних дел, овладение и в дальнейшем применение ею боевых приемов борьбы кажется нам весьма нецелесообразным.
Основная проблема кроется в физической и психической неспособности большинства женщин-сотрудников к силовому противоборству с правонарушителями [3].
На наш взгляд, женщины-сотрудники не в состоянии эффективно применять весь арсенал боевых приемов борьбы в связи с тем, что большинство из них (для эффективности их применения) требуют значительной физической силы, массы тела и роста, чем чаще всего не обладают сотрудники-женщины в силу объективных причин.
Более того, с точки зрения субъективных причин для того, чтобы применить боевой прием борьбы в отношении человека необходим ряд психологических факторов, которые бы позволили применить в отношении иного лица физическую силу, к чему женщины также часто бывают не готовы.
Ввиду ранее изложенного, мы считаем, что необходимо кардинально пересмотреть подход к методике преподавания специальной физической подготовки курсантам (слушателям) женщинам. Бесполезно требовать от сотрудников-женщин успешного выполнения бросков или иных приемов, залогом успеха которых выступают значительный вес, рост и сила.
По нашему мнению, целесообразнее для сотрудников-женщин определить перечень приемов, суть которых заключается в физическом воздействие на болевые центры организма человека, что в экстремальной ситуации, связанной с применением физической силы, может дать женщинам-сотрудникам явное преимущество перед правонарушителем.
В целом на человеческом теле насчитывается около 70 болевых точек, при воздействии на которые противник чаще всего оказывается в затруднительном положении. На наш взгляд, именно изучение приемов, направленных на воздействие наиболее уязвимых мест (голень, колено, мышцы бедра, пах, солнечное сплетение, пальцы рук, горло, нос, глаза, уши) будет актуальным и эффективным средством защиты для женщин-сотрудников.
Кроме того, при оценивании отработки и сдачи нормативов по специальной физической подготовке, по нашему мнению, наибольшую роль для экзаменатора должна играть ни правильность выполнения приема, а его эффективность. Т. е. сотрудникам необходимо донести, что при возникновении ситуации, связанной с применением физической силы, правильность выполнения норматива (со всеми требованиями, указанными в различных наставлениях и методиках) уходит на второй план. Оставаясь один на один с правонарушителем любое действие сотрудника должно быть выполнено максимально эффективно для того, чтобы защитить себя и обезвредить противника, однако добиться этого можно лишь в ходе ежедневных тренировок, выполняемых с полной самоотдачей.
Таким образом, мы убеждены, в необходимости анализа всех физиологических и психических особенностей женщин с целью разработки наиболее эффективной программы по физической подготовке. При этом особое внимание мы предлагаем уделить общей физической подготовке, поскольку ее результаты являются залогом для успешного выполнения сотрудниками — женщинами своих служебных обязанностей.
Что же касается специальной физической подготовки, то здесь мы предлагаем пересмотреть всю методику ее преподавания также исходя из физиологических и психических особенностей женского пола. Мы убеждены, что это необходимо для повышения эффективности применения физической силу сотрудниками-женщинами.
Литература:
- РИА Новости. URL: https://ria.ru/20160902/1475976531.html (дата обращения: 10.11.2022).
- Славко, А.Л. «Совершенствование процесса физической подготовки сотрудников органов внутренних дел» / Славко А. Л., Витютнев Е. Е. Вестник Краснодарского университета МВД России. № 2 (40). 2018. С. 125–128.
- Хороших, В. И. Специфика физической подготовки женщин — сотрудников ОВД / Хороших В. И., Балашов А. В. № 7 (34).2019. С. 315–320.