В статье рассмотрены основные подходы к пониманию «электронного правительства» как новой формы государственного управления, обосновывается вывод, что «электронное правительство» в России становится формой модернизации государственной власти, как принципиально нового способа организации государственного управления в новых общественных условиях.
Ключевые слова: электронное правительство, государственное управление, власть.
Вопросы информационных технологий в государственном управлении, в первую очередь, связываются с новейшим направлением в правовом и социально-политическом плане как электронное правительство. Поэтому многие российские специалисты отмечают, что «перевод термина «электронное правительство», как электронное государство более удачен и отражает содержание программ информатизации государств» [1, c.24].
Основная задача, в данной статье рассмотреть основные концептуальные подходы к пониманию электронного правительства в России.
Мировые тенденции глобализации и информатизации привели к возникновению и реализации практически во всех странах мира, а также на международном уровне концепции электронного правительства. Как отметил Тарасов А. М., «содержание понятия «электронное правительство» (далее — Electronic Government, E-Government, Э-правительство) сегодня заслуженно находится в одном ряду с понятием «эффективность государственного управления». В этом контексте данный термин все чаще используется в лексике руководителей органов государственной власти различного уровня». Взаимодействие органов государственной власти и общества посредством информационно-коммуникационных технологий нашло отражение в концепции электронного правительства (e-government, electronic government), которая возникла и приобрела известность в 1990-х годах [2, c. 98].
Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникационной сети Интернет вызвало необходимость, а также дало возможность модернизировать и упростить взаимодействие государства и социума. Информационно-коммуникационные технологии в современном мире играют определяющую роль не только в социальном и политическом разрезе улучшения взаимодействия между государственными (муниципальными) органами и гражданами, но и по мнению Дашян М. С. важно для «гармонизации культуры правовых отношений в обществе».
По мнению И. Л. Бачило понятие e-government может быть переведен «не только как электронное правительство, но и как электронная администрация или электронное управление» [3, c. 250–251]. Эту точку зрения разделяет и Э. В. Талапина, подчеркивая, что «электронное управление — это интерактивные взаимоотношения не только государства с гражданами и организациями, но и государственных органов между собой». В основном же, когда говорят об электронном правительстве, фактически подразумевают «электронное государство», то есть речь идет об электронной инфраструктуре, используемой государством для осуществления его исполнительных функций. Информационные технологии стали неотъемлемой частью жизни современного общества, превращая его в информационное, с совершенно новыми чертами. Также трансформируется и государство, приобретая прежде ему несвойственные способы взаимодействия с обществом. Исходя из выше сказанного, можно говорить о новом государстве периода информационного общества.
В этом случае под понятием «информационное общество» следует понимать непрерывно возрастающее количество людей, владеющих инновационными информационными и коммуникативными технологиями, возрастающую роль таких технологий в жизни современного общества и создание глобального информационного трансграничного пространства.
Впервые термин «информационное общество» прозвучал в Японии в беседе архитектора Кисё Курокава и антрополога Тадао Умесао в 1961 году. Позднее, начиная с 1990-х годов это понятие получило широкое распространение в западных странах [4, c. 48]. Достаточно часто термин «цифровой» употребляли в значении термина «электронный» («цифровые технологии», «цифровая связь», и т. д.), что является не совсем верным. Электронные или информационно-коммуникационные технологии включают в себя цифровые технологии, как одно из средств передачи сигнала.
Все многообразие значений электронного правительства можно классифицировать в 2 группы: в рамках первой группы понятие дается в узком смысле, в рамках второй группы в широком.
Первая группа отображает использование информационно-коммуникационные технологий в управлении центральными органами исполнительной власти (правительством), коммуникации между собой различных отраслей, управление финансами и т. д. Этот термин впервые стал использоваться администрацией Б. Клинтона, Президента США. Именно в этот период бурное развитие ИКТ придал компьютеризации и внедрению электронных способов управления в США стратегическое значение. В последствии в западных странах повсеместно стали появляться целевые программы, направленные на использование новых ИКТ в управлении государством (e-Europe, e-Austria, Indonesia National e-Strategy и т.п).
Изначально понятие «электронное правительство» принималось как средство повышения эффективности управления и прозрачности работы государственного аппарата, а также способ предоставления гражданам облегченного электронного доступа к программам, услугам и информационным ресурсам государственных и муниципальных органов власти. В широком значении трактовка термина «электронное правительство» представляет особый интерес для исследования.
Так как «электронное правительство» есть нечто большее, чем просто внедрение и использование ИКТ в целях повышения эффективности и предоставления услуг гражданам в режиме онлайн. Онлайн платформа является всего лишь одной из частей системы «электронное правительство». Прежде всего «Электронное правительство» — это новая концепция государственного управления, требующая глобального изменения на всех уровнях государственного управления. Данная концепция предполагает кардинальное изменение схемы взаимоотношений между государством и обществом, то есть реинжиниринг процессов управления, фундаментальное переосмысление, и радикальное перепроектирование бизнес-процессов.
Суть концепции «электронного правительства» состоит в переходе к новым, простым формам взаимодействия в системе государственного управления, к прозрачности государства, декоррумпированости и дебюрократизации. Эти цели невозможно достичь простым подключением к телекоммуникационной сети интернет. Акцент в претворении в жизнь этой концепции должен быть сделан на:
– Автоматизацию: перевод в автоматизированный режим функции связанных со сбором, хранением, обработкой и передачей информации. Переход на безбумажный принцип работы в органах государственного управления.
– Информатизацию: информационную поддержку реализуемых функций (создание автоматизированных систем поддержки управленческих решений в государственном секторе.
– Трансформацию: создание и поддержку новых функций, реализуемых с помощью ИКТ или выполняемые сотрудниками (развитие новейших методов предоставления государственных услуг с помощью интернет-технологий).
Электронное администрирование в широком смысле направлено прежде всего на оптимизацию внутренней работы органов государственного управления и относится к процессу трансформации внутренних взаимодействий в системе государственного управления, а в «Окинавской хартии глобального информационного общества» задачи и вопросы электронного правительства поднимаются на межгосударственном уровне.
Такие социально значимые сферы жизни как создание сети государственных учреждений и институтов, а также сокращение бедности, образование, здравоохранение и культура, включая школы, научно-исследовательские центры и университеты, нуждаются во внедрении информационных технологий для более эффективного функционирования. Также электронное правительство оценивается как эффективный инструмент борьбы с коррупцией». Главенствующую роль в задаче противодействия коррупции играет информационная открытость и доступность публичного управления для граждан. Указ Президента РФ от 8 июля 2013г. № 613 «Вопросы противодействия коррупции» определил порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Обратим внимание еще на один подход, выдвинутый Тарасовым А. М., «электронное государственное управление — это целенаправленное соучастие и воздействие субъектов всех ветвей и органов государственной власти на различные сферы общественной жизни с использованием информационно-коммуникационных технологий с целью повышения эффективности государственного управления, оперативного осуществления взаимодействия между государственными органами, а также упрощения процедур взаимодействия государства с неправительственными организациями, бизнесом, населением в сфере оказания электронных услуг. Электронное государственное управление направлено также на достижение таких весьма позитивных целей, как снижение уровня бюрократизации и коррупционности в системе государственной власти».
Мы разделяем мнение Федосеевой Н. Н., которая отмечает, что функций электронного государства «во многом зависят от уровня внедрения информационных технологий в обществе. Например, в России, где электронное правительство проходит начальный этап своего становления, это понятие сужается до совершенствования государственного управления с помощью использования новых информационно-компьютерных технологий, что, безусловно, должно повысить его эффективность; например, по словам одного из видных чиновников, «это неточный термин, мы не должны говорить об электронном правительстве, мы должны говорить о правительстве, которое использует информационные технологии. Мы должны говорить о Федеральном Собрании, которое использует информационные технологии. Мы должны говорить о судах, которые используют информационные технологии. Мы говорим о некой коммуникационной среде, которая позволяет структурам власти и структурам гражданского общества, бизнесу взаимодействовать в единых стандартах, понятных друг для друга» [5, c. 14].
По моему мнению, концепция «электронного правительства» несет в себе смысловую нагрузку не как формы модернизации государственной власти, но как принципиально нового способа организации государственного управления в новых общественных условиях. Для этого, информационные и телекоммуникационные технологии призваны стать средством повышения эффективности управления, обеспечить помощь государству в выполнении его функций и услуг. Кроме того, Концепция «электронного правительства» несет в себе смысловую нагрузку не как формы модернизации государственной власти, но как принципиально нового способа организации государственного управления в новых общественных условиях. Для этого, информационные и телекоммуникационные технологии призваны стать средством повышения эффективности управления, обеспечить помощь государству в выполнении его функций и услуг.
Литература:
- Жарова А. К. Теоретические основания правового регулирования создания и использования информационной инфраструктуры Российской Федерации: автореферат дис.... доктора юридических наук. М. 2020. — С. 24.
- Тарасов А. М. Электронное правительство и информационная безопасность [Текст]: учебное пособие для образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России / А. М. Тарасов. — Санкт-Петербург: Галарт, 2011. — 646 с.
- Бачило И. Л. Государство и право XXI в. Реальное и виртуальное. — М. Юридическое издательство «ЮРКОМПАНИ», 2012. — С. 250–251
- Сагынбекова А. С. Цифровая экономика: понятие, перспективы, тенденции развития в России // Теория, практика, инновации. — 2020. — № 4. — С. 48.
- Туровец В. В. Преобразование информационной системы государственного управления на основе концепции электронного правительства: автореф. дис….канд. юрид. наук. — СПб., 2005. — С. 14.