На обложке
изображен Владимир Евграфович Татлин (1885–1953), мастер художественного
эксперимента, создатель авангардных работ в разных стилях и необычных
ходов для оформления спектаклей. Изобретатель и конструктор памятника
Третьему интернационалу — знаменитой башни Татлина.
Владимир Татлин
родился в Москве. Мать умерла, когда мальчику было четыре года. Вскоре
отец женился вновь, и семья переехала в Харьков. Владимир с детства
хорошо рисовал и, поступив в реальное училище, начал изучать основы
рисунка и живописи. Отношения с мачехой у него не сложились, и в
13 лет подросток сбежал из дома. Он нанялся юнгой на пароход, плывущий в Стамбул.
В Москву Владимир
Татлин вернулся, когда ему исполнилось 17 лет. Здесь он поступил в училище
живописи, ваяния и зодчества. Авторитет педагогов — известных русских
живописцев Константина Коровина и Валентина Серова — ничего не значил
для него. В 1903 году за плохую успеваемость и плохое поведение Татлина
отчислили. Он поступил в Одесское морское училище. Свой мореплавательный
опыт художник позже воплотил в своих акварельных композициях.
Вернувшись из
очередного морского плавания в 1905 году, Татлин отправился в Пензу: он
вновь поступил в художественное училище. Летние каникулы он проводил в Москве,
где познакомился с молодым художником-авангардистом Михаилом Ларионовым.
Благодаря ему
Татлин стал посещать собрания художников творческих объединений, а также
встречи поэтов-футуристов: братьев Бурлюков, Велимира Хлебникова, Владимира
Маяковского. Они провозглашали отказ от старых ценностей, эпатируя публику
стихами и скандальными театральными постановками.
В начале 1914 года
Владимир Татлин отправился в Берлин, затем в Париж: он мечтал
познакомиться здесь с Пикассо и изучить его работы. О том, как
Татлин попал в дом знаменитого мастера, доподлинно неизвестно. Существует
предположение, что встречу помог организовать Марк Шагал. По другой версии,
Татлин незаконно проник в дом Пикассо одним из поздних вечеров. Молодой
художник застал Пикассо за работой и был настолько потрясен его техникой,
что до конца дней считал его своим учителем.
После заграничной
поездки Татлин понял, что в изобразительном искусстве уже произошла
революция. Теперь в его основе — материал, объем и конструкция.
Эти три понятия объединялись в одно художественное направление —
конструктивизм. Татлин начал работать над собственным произведением в новом
стиле — контррельефом. Он представлял собой абстрактную
объемно-пространственную композицию из меди, железа и дерева.
Впервые Татлин
представил «Угловой контррельеф» на выставке 1914 года. Проект вызвал ярость
консерваторов, но стал настоящей сенсацией среди коллег. Вскоре вслед за
Татлиным начали экспериментировать и другие передовые художники того времени.
Революцию 1917
года Владимир Татлин принял с восторгом. Он стал председателем
художественной коллегии Наркомпроса, а затем — отдела материальной
культуры. В 1919 году отдел изобразительных искусств Народного комиссариата по
просвещению поручил Татлину создать проект памятника Третьему интернационалу. И художник
немедленно приступил к заданию.
Внешне памятник
напоминал башню. Несущую конструкцию архитектор вынес наружу, а функциональные
помещения из стекла подвесил внутри нее один над другим: куб, пирамиду, цилиндр
и полусферу. Башня стала одним из важных символов нового искусства и визитной
карточкой конструктивизма.
Однако проект башни
воплотился лишь в макете из дерева и металла. В конце 1920 года
художник представил его на VIII съезде Советов. Руководители страны башню не
оценили: Троцкому она напомнила каркас недостроенного здания, а Ленин
назвал ее уродливой.
В 1925 году макет
Татлина отправили на Всемирную выставку искусства в Париже. Башня
произвела там настоящий фурор. Осознание, что его башня так и останется
макетом, разрушило все надежды архитектора. Он стал вспыльчивым и неуравновешенным:
однажды сломал дверь в музей и с кулаками накинулся на Казимира
Малевича. Свои идеи Татлин берег с маниакальной бдительностью: он забил
окна мастерской фанерой и никого не впускал.
Параллельно Татлин
преподавал в учебных заведениях Москвы, Петрограда, Киева и Харькова.
В 1929 году
Владимир Татлин начал работу над новым проектом — летательным аппаратом. В своей
мастерской в колокольне Новодевичьего монастыря Татлин изучал чертежи да
Винчи и препарировал птиц.
Работа над махолетом
заняла четыре года. Татлинская конструкция-птица была выполнена из гнутого
дерева, тканевых бинтов, алюминия и кожи. У нее был 10-метровый
размах крыльев. Аппарат должны были опробовать под Звенигородом, но при
транспортировке птице повредили крыло. Месяц спустя аппарат подвесили под
потолком Московского музея изобразительных искусств. Поэт Велимир Хлебников
назвал конструкцию «летатлином».
В 1932 году
состоялась первая и последняя персональная выставка Татлина. Под
руководством Сталина советское искусство пошло по пути соцреализма, и Татлин
остался не у дел. «Это художник, умерший за 20 лет до своей смерти», —
позже писали о нем.
Владимир Татлин
умер у себя в мастерской 31 мая 1953 года. Художника кремировали и похоронили
в колумбарии Новодевичьего кладбища.