Специфика учебных пособий по английскому языку для специалистов PR | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (441) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 13.11.2022

Статья просмотрена: 48 раз

Библиографическое описание:

Медведева, К. О. Специфика учебных пособий по английскому языку для специалистов PR / К. О. Медведева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 46 (441). — С. 121-123. — URL: https://moluch.ru/archive/441/96321/ (дата обращения: 19.10.2024).



На данный момент существует достаточно большое количество учебных пособий, предназначенных для будущих профессионалов по связям с общественностью. Проведённый анализ выявил, что абсолютное большинство пособий содержат тексты профессиональной направленности и лексические задания. Значительно меньше учебных пособий, включающих только лексические и грамматические упражнения, предназначенные для развития профессиональной компетентности. Также достаточно мало методических разработок, содержащих тексты профессиональной направленности и разнотипные (лексические и грамматические) упражнения. Мы полагаем, что наиболее эффективным подходом к обучению английскому языку специалистов PR является комплексный подход, предполагающий включение аутентичных или адаптированных профессионально-ориентированных текстов, словаря, системы грамматических и лексических упражнений, а также материалов для аудирования. Такой подход представлен в разработанном нами пособии. Его фундаментом являются аутентичные тексты, посвящённые различным вопросам в области связей с общественностью и предназначенные для формирования и развития способностей учащихся к реферированию и переводу, для совершенствования коммуникативных компетенций. Работая с предлагаемыми текстами, студенты овладевают аналитическими умениями, подразумевающими улучшение навыков конспектирования и смысловой обработки изученного материала, а также тезисного реферирования.

Ключевые слова: учебное пособие, специалисты PR, английский язык, связи с общественностью, программа курса.

В рамках современного мира неоспоримой является важность и значимость коммуникаций как глобального феномена межличностного и социально-ориентированного взаимодействия. В условиях возрастания роли английского языка как средства международного общения целесообразным представляется овладение им как средством налаживания контакта и получения обратной связи. Английский язык предстаёт как неотъемлемый атрибут компетентного специалиста PR.

На данный момент существует достаточно большое количество учебных пособий, предназначенных для будущих профессионалов по связям с общественностью. Проведённый анализ выявил, что абсолютное большинство пособий содержат тексты профессиональной направленности и лексические задания. Среди них — методические разработки К. Г. Апресяна [4], Е. В. Докучаевой [1], Е. В. Захаровой [5], О. К. Ильиной [6], Т. А. Легасовой [3], [8], О. В. Топорковой [9].

Так, пособие К. Г. Апресяна содержит тексты профессиональной направленности (Theory of communication, Mass Communications Technologies, PR and Advertising Technologies и др., а также перечень вопросов к ним) [4]. Ориентировано данное пособие на формирование навыков и умений по различным видам речевой деятельности в пределах предусмотренных программой тем.

Методическая разработка авторства Е. В. Докучаевой, Л. М. Лукиной, Э. Д. Акматовой и С. П. Салиевой включает тексты What are Public Relations?, Related Sciences (Advertising, Marketing and Journalism), The History of PR” и др. [1]. Она охватывает аутентичные тексты, так или иначе отражающие современные актуальные проблемы профессионального характера, а также разнотипные практические задания. Предлагаемые студентам задания предназначены для совершенствования их лексикона и формирования навыков работы с профессионально-ориентированными текстами во всём их многообразии, включая навыки разных видов чтения, владения монологической речью и ведения дискуссии.

Учебное пособие, подготовленное Е. В. Захаровой и Л. В. Ульянищевой, состоит из трёх разделов — Working with the Media, Advertising и Speakers and Speeches, каждый из которых, в свою очередь, включает несколько глав [5]. Кроме того, у книги есть аудиоприложение, содержащее различные диалогические и монологические тексты, начитанные носителями языка. К данному материалу прилагаются лексические упражнения, ориентированные на выявление степени понимания текстов и подразумевающие дальнейшее совершенствование коммуникативной компетенции.

Учебный комплекс О. К. Ильиной, А. А. Тычинского и Т. В. Яковенко включает методический справочник, представляющий собой подробное методическое описание каждого из уроков учебника, учебный курс, состоящий из уроков, расшифровки аудиосценариев и глоссария англо-русских лексических соответствий в области подъязыка PR [6]. Рассматриваются такие темы, как What is Public Relations?, The History of Public Relations, The Individual in Public Relations, Public Relations Departments and Firms и др. Каждый из уроков включает такие разделы, как «Предварительная дискуссия», «Аудирование», «Ответьте на вопросы», «Чтение», «Словарь», «Краткий пересказ», «Перевод» и «Решение профессиональной задачи».

Учебное пособие Т. А. Легасовой и А. А. Сахно включает несколько тематических разделов (Case Study, Successful Media Relations, Press Release, Crises Communications и др.), каждый из которых содержит разнотипные оригинальные тексты с соответствующими дотекстовыми и послетекстовыми заданиями лексического характера [8].

В пособии, подготовленном Т. А. Легасовой и Е. Б. Ходыревой, содержатся оригинальные тексты из периодической печати, Интернета и специальной литературы на темы PR and Social Network, Public Speaking Tips, Adaptability is the Key to Successful PR и др. [3]. Авторы отмечают, что данная методическая разработка ориентирована на развитие навыков чтения, говорения, реферирования, ведения дискуссии на базе отобранного языкового материала.

В пособии под редакцией О. В. Топорковой представлены современные аутентичные тексты, отражающие тематику сферы PR и рекламного дела — Communication and the Role of PR, Advertising in Our Life, Marketing, Publicity and Promotion и др. [9]. Они охватывают специализированный языковой и речевой материал, комплекс продуктивных упражнений, разнотипные учебные задания, дискуссии, проекты и ролевые игры, предназначенные для совершенствования лексических компетенций учащихся в профессиональном аспекте, а также совершенствование и развитие грамматических навыков.

Следует отметить, что пособий, содержащих только упражнения, а не тексты, значительно меньше. В качестве иллюстрации можно назвать методическую разработку Е. Г. Ляховой, О. В. Труновой и Н. В. Труновой [7]. Пособие состоит из пяти разделов, в которых собран аутентичный материал из различных источников — PR and CSR, Implementing CSR by PR-managers, Media and Politics, PR and Politics, CSR and Social Media. Авторы сосредоточились на подборе разнотипных упражнений, способствующих формированию требуемых профессиональных компетенций. Цель пособия представлена как развитие умений критического осмысления информации, исследовательской деятельности, развития лингвистической компетенции и применения этих профессиональной значимых умений для успешного решения профессионально-коммуникативных задач.

Также достаточно мало методических разработок, содержащих тексты профессиональной направленности и разнотипные (лексические и грамматические) упражнения. Таким является учебное пособие под редакцией Е. А. Нильсен [10]. Оно содержит такие шесть разделов, как Biography, Fact Sheet, Position Paper, News Release, Pitch Letter и Press Conference. Данное пособие содержит тексты на английском языке, лексические и грамматические упражнения, а также задания интерактивного характера, необходимые для успешного профессионального общения на иностранном языке будущих специалистов по связям с общественностью. Для каждого раздела пособия студентам предлагаются различные задания на самостоятельную работу, направленные либо на формирование навыков поиска и отбора запрашиваемой информации, либо на отработку умений использования полученных знаний на практике.

Мы полагаем, что наиболее эффективным подходом к обучению английскому языку специалистов PR является комплексный подход, предполагающий включение аутентичных или адаптированных профессионально-ориентированных текстов, словаря, системы грамматических и лексических упражнений, а также материалов для аудирования. Такой подход представлен в разработанном нами пособии «Английский язык для специалистов PR. Вводный курс» [2].

Данное пособие разработано на базе программных планов обучения английскому языку для высших учебных заведений. Его фундаментом являются аутентичные тексты, посвящённые различным вопросам в области связей с общественностью и предназначенные для формирования и развития способностей учащихся к реферированию и переводу, для совершенствования коммуникативных компетенций. Работая с предлагаемыми текстами, студенты овладевают аналитическими умениями, подразумевающими улучшение навыков конспектирования и смысловой обработки изученного материала, а также тезисного реферирования. Статьи, содержащиеся в пособии, взяты из современных электронных и печатных источников, так или иначе освещающих ключевые проблемы PR и смежных областей.

При работе с пособием подразумевается, что студенты будут осуществлять как самостоятельную, так и совместную работу со специализированными сайтами, содержащими профессионально-важную информацию. Во-первых, это позволяет существенно расширить общий кругозор учащихся, во-вторых, значительно повышает мотивацию к изучению английского языка. Предлагаемая в пособии система грамматических, лексических и коммуникативных упражнений обеспечивает активное расширение профессионального лексикона студентов, развивает навыки монологической и диалогической речи.

Подытоживая вышесказанное, отметим, что грамотное, методически правильное обучение будущих специалистов PR является залогом их успешной профессиональной деятельности. Английский язык — один из столпов их дальнейшей карьеры, поэтому всестороннее овладение им учащимися представляется совершенно необходимым. Именно поэтому разработка учебных пособий, соответствующих программному материалу и всем современным социокультурным особенностям и принципам, представляется совершенно необходимым для полноценного становления личности будущего профессионала.

Литература:

  1. Английский язык: методическая разработка для чтения специальных текстов для студентов бакалавриата 1‑2 курсов специальности «Реклама и связи с общественностью» / Сост. е.В. Докучаева, Л. М. Лукина, Э. Д. Акматова, С. П. Салиева. Бишкек: КРСУ, 2018.
  2. Английский язык для специалистов PR. Вводный курс: учебно-методическое пособие.
  3. Английский язык для PR-специалистов: учебно-методическое пособие / Сост. Т. А. Легасова, Е. Б. Ходырева. Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2012.
  4. Апресян К. Г. Реклама и связи с общественностью: практикум по английскому языку. М.: РУТ (МИИТ), 2017.
  5. Захарова Е. В., Ульянищева Л. В. Английский язык для менеджеров по PR и рекламе: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Омега-Л, 2011.
  6. Ильина О. К., Тычинский А. А., Яковенко Т. В. Английский язык для PR-профессионалов. М., 2008.
  7. Ляхова Е. Г., Трунова О. В., Трунова Н. В. Английский язык в сфере профессиональной коммуникации English in the sphere of professional communication: учебное пособие. М.: Мир науки, 2021.
  8. Связи с общественностью: Английский язык для PR-специалистов: учебно-методическое пособие / Сост. Т. А. Легасова, А. А. Сахно. Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2011.
  9. Топоркова О. В., Евтушенко О. А., Пахарукова В. А., Фоменко О. С. PR English in Use: учебное пособие по развитию профессиональной языковой компетенции в области массовых коммуникаций для магистрантов профиля «Корпоративная реклама и связи с общественностью». Волгоград: ВолгГТУ, 2015.
  10. Mastering PR Tools: учебное пособие / Под ред. Е. А. Нильсен. СПб: Изд-во СПбГЭУ, 2018.
Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, текст, CSR, пособие, профессиональная направленность, упражнение, учебное пособие, комплексный подход, методическая разработка, смысловая обработка.


Ключевые слова

английский язык, связи с общественностью, учебное пособие, специалисты PR, программа курса

Похожие статьи

Организационно-методические условия совершенствования творческих способностей при работе с текстом у студентов медицинского колледжа посредством создания ежемесячного электронного журнала

Введение. В данной статье обосновывается актуальность использования технологии работы с интерактивными методами (создание электронного журнала) в условиях изучения профильной лексики студентами медицинского колледжа. Это является своеобразным инструм...

Анализ учебников русского языка, предназначенных для китайских студентов-филологов

Данная статья посвящена анализу учебников русского языка для китайских студентов-филологов, обучающихся в китайских высших учебных заведениях, с точки зрения лингвокультурологического аспекта. Анализ данных учебников русского языка как основного сред...

Формирование англоязычной лексической компетентности средствами изобразительной наглядности для семантизации терминологических медицинских лексических единиц

Целью формирования англоязычной лексической компетенции будущих врачей является усвоение ими терминологической лексики, которая бы обеспечила взаимопонимания между специалистами соответствующей области в рамках совместных профессиональных тем и облас...

Эффективность использования отдельных аутентичных видеоматериалов канала YouTube в обучении иностранному языку

Данная статья посвящена изучению вопроса использования аутентичных видеоматериалов как разновидности аудиовизуальных средств при обучении иностранному языку. Авторы дают краткую характеристику, определяют основные принципы и особенности аудиовизуальн...

Тестирование как метод контроля и мониторинга знаний при обучении иностранным языкам в дистанционном образовании

Статья посвящена проверке качества контроля знаний при обучении иностранным языкам в современной системе образования. Метод тестирования позволяет не только закрепить полученные знания и навыки, но и выявить пробелы учащихся в пройденном материале, п...

Обучающий тренажер «Логико-структурный анализ»

Данная статья посвящена разработке программного обучающего тренажера для обучения логико-структурному анализу. Основное внимание уделяется исследованию возможных сценариев обучения, которое позволит определить требования к функциональности и структур...

Коммуникативный метод обучения французскому языку в университете

Французский язык является иностранным языком в Узбекистане, и его преподавание и изучение не могут проходить так же, как овладение первым или вторым языком. Чтобы иметь возможность взаимодействовать с носителями языка в реальном повседневном общении,...

Психолингвистическая основа интенсификации обучения иностранному языку в нелингвистических учреждениях

В рамках этой статьи мы попытались представить описание способов возможная психологическая активизация обучения иностранному языку, который может влиять на результат приобретения иностранного языка и способы его реализации в образовательных процесс в...

Влияние тематической дискуссии, ролевой игры и метода «вопрос — ответ» на эффективное применение устойчивых выражений при развитии навыков говорения на уроках английского языка в средней школе

В данной научно-практической статье содержится информация об исследовании, направленном на изучение различных активных методов выявление наиболее эффективного из них для применения на уроках английского языка в средней школе. Исследование урока было ...

Использование ПОПС-метода как интерактивного метода обучения профессиональному казахскому языку при формировании учебно-познавательной компетенции у студентов

Деятельностный характер образования позволяет говорить о необходимости формирования учебно-познавательной компетенции как об одном из основных направлений модернизации содержания образования и одной из основных составляющих профессиональной компетент...

Похожие статьи

Организационно-методические условия совершенствования творческих способностей при работе с текстом у студентов медицинского колледжа посредством создания ежемесячного электронного журнала

Введение. В данной статье обосновывается актуальность использования технологии работы с интерактивными методами (создание электронного журнала) в условиях изучения профильной лексики студентами медицинского колледжа. Это является своеобразным инструм...

Анализ учебников русского языка, предназначенных для китайских студентов-филологов

Данная статья посвящена анализу учебников русского языка для китайских студентов-филологов, обучающихся в китайских высших учебных заведениях, с точки зрения лингвокультурологического аспекта. Анализ данных учебников русского языка как основного сред...

Формирование англоязычной лексической компетентности средствами изобразительной наглядности для семантизации терминологических медицинских лексических единиц

Целью формирования англоязычной лексической компетенции будущих врачей является усвоение ими терминологической лексики, которая бы обеспечила взаимопонимания между специалистами соответствующей области в рамках совместных профессиональных тем и облас...

Эффективность использования отдельных аутентичных видеоматериалов канала YouTube в обучении иностранному языку

Данная статья посвящена изучению вопроса использования аутентичных видеоматериалов как разновидности аудиовизуальных средств при обучении иностранному языку. Авторы дают краткую характеристику, определяют основные принципы и особенности аудиовизуальн...

Тестирование как метод контроля и мониторинга знаний при обучении иностранным языкам в дистанционном образовании

Статья посвящена проверке качества контроля знаний при обучении иностранным языкам в современной системе образования. Метод тестирования позволяет не только закрепить полученные знания и навыки, но и выявить пробелы учащихся в пройденном материале, п...

Обучающий тренажер «Логико-структурный анализ»

Данная статья посвящена разработке программного обучающего тренажера для обучения логико-структурному анализу. Основное внимание уделяется исследованию возможных сценариев обучения, которое позволит определить требования к функциональности и структур...

Коммуникативный метод обучения французскому языку в университете

Французский язык является иностранным языком в Узбекистане, и его преподавание и изучение не могут проходить так же, как овладение первым или вторым языком. Чтобы иметь возможность взаимодействовать с носителями языка в реальном повседневном общении,...

Психолингвистическая основа интенсификации обучения иностранному языку в нелингвистических учреждениях

В рамках этой статьи мы попытались представить описание способов возможная психологическая активизация обучения иностранному языку, который может влиять на результат приобретения иностранного языка и способы его реализации в образовательных процесс в...

Влияние тематической дискуссии, ролевой игры и метода «вопрос — ответ» на эффективное применение устойчивых выражений при развитии навыков говорения на уроках английского языка в средней школе

В данной научно-практической статье содержится информация об исследовании, направленном на изучение различных активных методов выявление наиболее эффективного из них для применения на уроках английского языка в средней школе. Исследование урока было ...

Использование ПОПС-метода как интерактивного метода обучения профессиональному казахскому языку при формировании учебно-познавательной компетенции у студентов

Деятельностный характер образования позволяет говорить о необходимости формирования учебно-познавательной компетенции как об одном из основных направлений модернизации содержания образования и одной из основных составляющих профессиональной компетент...

Задать вопрос