Настоящая статья посвящена раскрытию правового регулирования договора лизинга. Практическое значение статьи состоит в том, что отдельные идеи правового регулирования договора лизинга, не смотря на стабильность существования данного института, требуют на данный момент реформирования, а также легального толкования.
Ключевые слова: лизинг, аренда, лизингополучатель, лизингодатель, концессия, финансовая аренда, потребительский лизинг.
В настоящее время можно утверждать, что одним из решающих условий эффективности экономической деятельности, в том числе и лизинговой деятельности, является правовое обеспечение деятельности хозяйствующих субъектов. Говоря о правовом регулировании лизинговой деятельности в России, необходимо отметить, что имеется большой массив специального законодательства, рассредоточенного в различных нормативно-правовых актах.
Лизинг включает в себя имущественные отношения, при которых одна сторона обращается к другой с просьбой приобрести необходимое оборудование и передать ей его во временное пользование. Эти отношения неразрывно связаны с отношениями по приобретению имущества, передаваемого в финансовую аренду. Статья 2 Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)» дает определение лизингу как совокупности экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга [1]. В связи с этим Закон о лизинге (ст. 4) выделяет в качестве субъектов лизинга лизингодателя, лизингополучателя и продавца. Однако не стоит путать стороны лизинга и договора лизинга, где сторонами выступают лишь лизингодатель и лизингополучатель.
Договор лизинга — договор, в соответствии с которым арендодатель (далее — лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (далее — лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем (ст. 665 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК), ст. 2 Закона о лизинге).
Таким образом, договор лизинга является самостоятельным по отношению к договору купли-продажи, заключаемым в связи с договором лизинга, не смотря на их тесную связь. Отношения, регулируемые договором лизинга, не охватывают отношения вытекающие из договора купли-продажи. Соответственно, продавец не может считаться субъектом договора лизинга. Договор лизинга также может происходить при сопутствии прочих договоров (абз. 3 п. 2 ст.15 ФЗ), например, частым является заключение договора страхования предмета лизинга. Соответственно, перечень субъектов лизинга может пополняться за счет этих договоров.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона о лизинге, любой из названных субъектов может быть резидентом или нерезидентом РФ. Но поскольку в этой работе рассматривается только внутренний лизинг, необходимо обратить внимание, что при осуществлении внутреннего лизинга лизингодатель и лизингополучатель являются резидентами РФ (п. 1 ст. 7 Закона о лизинге). Никаких специальных требований для сторон договора лизинга не предъявляется. Поскольку Закон о лизинге более не требует, чтобы этот договор преследовал только предпринимательские цели, то теперь его сторонами могут быть не только те субъекты, которые обладают правом на осуществление предпринимательской деятельности, например, учреждения, при соблюдении условий, предусмотренных в п. 2 ст. 1 названного того же Закона.
Как было отмечено ранее, под предметом договора понимаются определенные действия, которые стороны должны осуществить или воздержаться от осуществления. Несмотря на это, в законодательстве (в ГК РФ и в Законе о лизинге) используется термин «предмет» для обозначения имущества, которое может выступать в качестве объекта договора лизинга. Брагинский и Витрянский, говоря о таком имуществе, используют термин «объект», он также будет использован в этой работе, что представляется наиболее корректным с точки зрения терминологии [2].
Объект договора лизинга регулируется статьей 666 ГК и статьей 3 Закона о лизинге. В качестве объекта могут быть любые непотребляемые вещи, в число которых входят, в частности, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и прочее движимое и недвижимое имущество. Не может быть объектом данного договора имущество, запрещенное в обращении или в отношении которого установлен особый порядок обращения. В п. 2 ст. 3 Закона о лизинге установлен особый правовой режим для продукции военного назначения и технологического оборудования [3].
В отличие от договора аренды, земельные участки не могут выступать в качестве объекта договора лизинга (ст. 666 ГК, п. 2 ст. 3 Закона о лизинге). Однако, исходя из принципа единства юридической судьбы земельного участка и расположенного на нем здания, строения, сооружения (п. 4 ст. 35 Земельного кодекса РФ), этот запрет не распространяется на случаи, когда объектом лизинга служат здание (сооружение), предприятие, иной имущественный комплекс, что подтверждается судебной практикой.
Имущественные права не могут быть самостоятельным объектом договора лизинга, как это было предусмотрено ранее, поскольку они не относятся к категории вещей, однако могут передаваться лизингополучателю в составе имущественного комплекса предприятия (п. 2 ст. 132 ГК).
Ранее необходимым требованием для объекта лизинга было использование его для предпринимательских целей. Однако в 2010 году были внесены изменения в правовые нормы таким образом, что п. 1 ст. 665, ст. 666 ГК РФ и п.1 ст.3 Закона о лизинге больше не содержит такого указания. Данное изменение сделало возможным реализацию рекомендаций российских цивилистов, а именно:
А) участие учреждений в качестве субъектов договора лизинга;
Б) включение имущества, используемого в профессиональной деятельности, в перечень объектов лизинга;
В) потребительский лизинг [4].
Независимо от объектов, субъектов и сроков договора лизинга, он заключается в письменной форме (п. 1 ст. 15 Закона о лизинге). Права на имущество, передаваемое по договору лизинга подлежа государственной регистрации в случаях, предусмотренных законодательством, например, такое правило установлено в отношении недвижимости, морского и воздушного судна.
Лизинг обладает рядом преимуществ, в частности:
- он отличается разнообразием предметов, объектов, субъектов, сроков и других элементов лизинговых договоров;
- лизинговые выплаты не требуют значительного отвлечения финансовых ресурсов компании;
- использование полученного по лизингу имущества возможно сразу после внесения первого платежа, график которых рассчитан на длительный период времени;
- отнесение лизинговых платежей на себестоимость, не к доходам и возможность использования механизма ускоренной амортизации лизингового имущества снижают налоговую нагрузку, полученное имущество, как правило, не числятся на балансе у лизингополучателя, освобождая его от уплаты налога на это имущество;
- лизинговые платежи более выгодны по сравнению с кредитами (до 10 % экономии за весь период), у сторон есть возможность самостоятельно выработать удобную схему выплат;
- для лизингодателя плюсы заключаются в возможности контроля за лизинговым имуществом, которое является его собственностью, а также инвестирование непосредственно в имущество снижают риск невозврата средств.
Все подзаконные нормативные правовые акты, посвященные лизингу, не должны противоречить Федеральному закону от 11 сентября 1998 г. Это относится и к постановлениям Правительства РФ: постановление Правительства РФ «Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на осуществление финансовой аренды (лизинга)» № 1020 от 3 сентября 1998 г.; постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга специализированной техники и (или) оборудования» № 811 от 3 июня 2020 г.; постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям железнодорожного транспорта в целях финансового обеспечения затрат на уплату лизинговых платежей за железнодорожный подвижной состав» № 992 от 6 июля 2020 г.; постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий российским судоходным компаниям, осуществляющим морские и речные круизные перевозки, в целях компенсации их расходов по договорам, заключенным этими судоходными компаниями с российскими лизинговыми компаниями» № 1013 от 10 июля 2020 г.; постановление Правительства РФ «О совершенствовании лизинговой деятельности в агропромышленном комплексе» № 404 от 22 мая 2001 г.
Главным экономическим условием лизинговой сделки является возмещение лизингодателем всех инвестиционных издержек и получение вознаграждения (лизинговой комиссии). Правоприменительная практика зачастую не обеспечивает соблюдение этого принципа, что является следствием существенных пробелов и коллизий в законодательстве. Подтверждением описанной тенденции является арбитражная практика, например, по искам лизингополучателей к лизингодателям о неосновательном обогащении последних и возмещении сумм, уплаченных в составе авансовых платежей или выкупной стоимости. Арбитражная практика, формируемая ВАС РФ по таким спорам, приводит к нарушению баланса интересов сторон лизинговых правоотношений, ликвидации основной коммерческой цели лизинговой сделки и оправдания недобросовестного поведения лизингополучателя.
Основной путь решения этой проблемы — реализация на законодательном уровне и в правоприменительной практике сальдового метода расчета убытков лизингодателя при изъятии предмета лизинга. Соблюдение основного экономического условия лизинговой сделки — возмещение всех инвестиционных издержек лизингодателя, с одной стороны, и соразмерность правовых последствий поведению сторон и деловому содержанию их отношений по договору лизинга (принцип «баланса интересов»), с другой.
Таким образом, лизинг рассматривается как прогрессивный способ вливания денежных средств в производство, способный открыть организациям доступ к самой современной технике.
Рассмотрев некоторые вопросы, связанные с договором лизинга через призму российского гражданского права, можно подвести некоторые итоги. Отношения по внутреннему лизингу регулируются российским законодательством, а именно, прежде всего, Гражданским кодексом и Законом о лизинге. Поскольку договор лизинга является одним из видов договора аренды, то вопросы, прямо не урегулированные положениями о договоре финансовой аренды (лизинге), регулируются общими положениями о договоре аренды. Некоторые положения о договоре лизинга дублируют правила, предусмотренные для договора аренды, таким образом, было выявлено немало общего для этих двух договоров. Особенности правового регулирования договора лизинга проявляются в тесной связи с договором купли-продажи лизингового имущества. Участие продавца в отношениях между лизингодателем и лизингополучателем, несмотря на то, что он не является стороной договора между ними, влияет на права и обязанности сторон договора лизинга, а также на распределение ответственности между этими субъектами лизинга.
К факторам, препятствующим развитию рынка лизинга в РФ, относятся: несовершенство нормативно-правовой базы РФ, отсутствие органа, осуществляющего регулирование, контроль и надзор за лизинговыми компаниями, высокий уровень инфляции в РФ, экономический кризис в России, снижение платежеспособности лизингополучателей, неразвитость системы оценки надежности лизингополучателя средних и мелких лизинговых компаний, налоговые проблемы и иные.