В статье представлено основное содержание дисциплины и методы формирования дисциплинарных умении у курсантов. Обоснованы приемы и средства, которые необходимо применять в практике по предупреждению нарушений воинской дисциплины.
Ключевые слова: дисциплина, воинская дисциплина, коллектив, воинская служба.
Проблема дисциплины всегда занимала центральное место в учебно-воспитательном процессе и вызывала бесконечные споры в среде педагогов-практиков, методистов. В последствии проблема дисциплины снова поднимается в педагогической науке, поскольку наблюдается стремительное развитие демократических основ. Данный вопрос не в полной мере был решен в советской школе, следовательно, является актуальной и сегодня. Авторитарные методы представляют основную парадигму традиционного общества и заключаются в строгом сохранении устоев общества. Классическим примером авторитарного способа контроля являлись военизированные подразделения, что приводило к пассивному поведению личности и безрезультатных последствиях каких-либо действий.
Современная педагогика по большей части опирается на гуманистический подход воспитания личности. Так, в рамках гуманистического подхода могут быть решены современные проблемы воспитания, в том числе и проблемы дисциплины. Мы согласны с Шкиткиной Н. С., кандидатом педагогических наук, с тем, что данный подход имеет глубокие традиции в русской и советской педагогике, опирающиеся на демократические общественные силы.
В последнее время педагоги поднимают проблему, связанную с таким понятием, как дисциплинированность, в частности касающуюся в этом отношении будущих офицеров. В попытке объективно разобраться в теоретических основах по данному вопросу мы обратились к педагогическим разысканиям, размышлениям и выводам. Изучив теоретический материал по данной теме, мы обратили внимание на следующие положения: исследователи уверены, что необходимо отойти от традиционных методов решения при отработке навыков дисциплинированного поведения. При этом используются, с одной стороны, наглядность, напоминание, контроль и т. д.; с другой стороны — намечены попытки ориентироваться на западную, в частности, американскую школу [1].
В связи с этим возникает вопрос: насколько возможен порядок и дисциплина при демократии. Исследователи убеждают в том, что демократия — не является противоположностью порядка и дисциплины. В основе дисциплины лежит не неосознанное послушание, не бездумная исполнительность, а равноправие, полноправное участие всех членов общества в социально-общественных делах. Именно такой подход в педагогическом процессе приемлем для улучшения дисциплины в подразделениях: организованности, ответственности, порядка.
Исследователи признают: быть творческой личностью и организовывать учебно-воспитательный процесс в условиях недисциплинированного поведения, трудно. При этом отмечается, что демократия и дисциплина — явления не одного порядка: эти понятия не могут быть совместимыми, поскольку в основе дисциплины заложены нормы поведения, которые нужно соблюдать.
Педагоги единодушно отметил, что на современном этапе развития личности — необходимо формировать такое качество у него, как дисциплинированность [5].
На основе вышеуказанного, подготовка будущих офицеров к осуществлению поддержания воинской дисциплины в подразделениях подразумевает формирование необходимых для ее осуществления профессиональных умений, которые необходимо развивать в процессе психолого-педагогической подготовки.
Практика профессиональной деятельности офицера показывает, что они выполняют разные функции, среди которых выделяют и военно-педагогические. Офицер не только управленец, но и педагог, который выступает в качестве организатора обучения и воспитания.
Деятельность командиров в профессионально-педагогическом плане направлена на создание условий, позволяющих выполнять конкретные задачи, возложенные на офицерский состав, в частности в рамках профессионально-педагогической деятельности командиром поднимается проблема формирования дисциплинированности будущего офицера. Эта проблема нашла свое отражение в работах известных педагогов, к решению которой они подходили разносторонне.
Так, Кузьмина Н. В., Полякова Г. С., Сластенин В. А. и др. представили результаты по изучению структуры педагогической деятельности. Как управленческий аспект деятельности рассматривали Бабанский Ю. К., Конаржевский Ю. А., Шамова Т. П. Вербицкая А. А. Кулюткин Ю. Н., Кухарев Н. В. предложили собственную разработку научно-теоретических основ формирования личности учителя в процессе его профессиональной подготовки. Спирин Л. Р., Степинскин М. А., Фрумкин М. Л. провели комплексный анализ учебных ситуаций и предложили решение педагогических задач, исходя из собственного опыта. Сосредоточили свое внимание на творческом аспекте профессионально-педагогической деятельности Ю. Н. Кулюткин Ю. Н., М. М. Поташник М. М., Г. С. Сухобская Г. С., Н. М. Яковлева Н. М. и др. Как видим, поставленная проблема решалась многими педагогами-исследователями и находила свое выражение многоаспектно.
Обращаясь к опыту педагогов, мы обобщаем: дисциплинированность можно охарактеризовать по поведению, по определенным действиям, которые выполняются в процессе выполнения той или иной работы либо по личной необходимости, либо под влиянием авторитета командира. В любом случае дисциплина основана на знании норм, правил поведения курсанта, а также на внутреннем убеждении того, что будущий офицер, безусловно, должен принимать ее необходимость при наличии авторитета и ведущей роли преподавателя [2]. Таким образом, будущий офицер должен лично понимать важность дисциплинированности, что позволит четко решать любую поставленную перед ним задачу.
Педагоги находятся в постоянном поиске нового подхода к таким понятиям, как дисциплина и дисциплинированность. Так, в начале 70-х годов 20 столетия появляются работы, в которых авторы рассматривают понятие дисциплины в историческом развитии. Изучение литературы по данному вопросу также дает объективный обзор таких понятий, как поощрение и наказание в педагогике. В это время были намечены возможные пути изменения общения преподавателя с обучающимися. Именно в это время начали использовать на практике новый подход к одной из основных категорий дисциплины — требовательности. По мнению педагогов, эта категория в новом ключе предусматривает исключение авторитарного подхода к воспитанию и обучению.
Возможность исключения авторитарности нашла свое развитие в 80–90-е годы. В это время в трудах педагогов рассматривается идея сотрудничества, в это же самое время пересматривается взгляд на традиционный подход к пониманию дисциплинированности; устанавливаются исторические тенденции возникновения проблемы [3].
Для решения вышеуказанных проблем мы делаем акцент на контекстно-деятельностный подход диссертационной работы на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Н. С. Шкитиной. Она отмечает естественный переход с учебной деятельности на профессиональный, изменение, которые происходят в педагогической деятельности касаются определения мотивов, целей, приемов и результатов деятельности; разрешение ряда противоречий, которые могут возникнуть, в частности между конкретными знаниями и их применением в практической деятельности. Исследователь также выявляет возможные противоречия, которые могут возникнуть между индивидуальной работой курсантов и вовлеченности их в коллективную форму профессиональной деятельности, между устаревшими формами деятельности и новыми потребностями, которые направлены на развитие интеллектуальной деятельности курсанта.
Педагоги сходятся во мнении: необходимо создать новую систему подготовки к профессиональной деятельности, отличную от традиционной, такую, в которой используются различные формы, приемы и методы обучения для решения новых задач в условиях высшей школы. При этом, с одной стороны — еще нет контекстной подачи содержания образования, а в приоритете учебные процедуры академического типа, в переходе к профессиональной деятельности есть тематический и социальный контексты, в частности в виде деловой игры, с другой — противоположной стороны контексты тесным образом сочетаются с самой профессиональной деятельностью… [6].
Исследуя литературу по предложенной теме, мы можем заметить, что в основе педагогических идей лежит контекстное обучение. Так, в работах Янушевича Ф. и Вербицкого А. А. выделены основные технологии и методы обучения, изложена суть контекстного обучения. Вслед за исследователями мы определяем контекстное обучение как моделирование жизненной ситуации посредством системы языковых средств, а также текстов, содержание которых связанно с будущей профессиональной деятельностью офицера. В центре обучения не просто конкретная информация и знания по определенным предметам, а ситуация, созданная специально для погружения в реальность. Существуют различные методы и приемы, способствующие в процессе учебно-воспитательного процесса реализовать контекстное обучение. Среди разнообразных педагогических подходов, позволяющих реализовать это обучение, является деловая игра, поскольку через деловую игру возможно создание реальной ситуации, погруженность в реальные жизненные события.
Итак, основная цель сложившейся системы направлена на личное проявление у курсанта готовности к выполнению боевых задач, основанной на знаниях, комплексных умениях в соответствии с конкретными этапами деятельности преподавателя по формированию дисциплинированности в подразделении. При этом учитываются индивидуальные качества будущих офицеров, так называемые конструктивные дисциплинарные умения, а также организаторские дисциплинарные умения, проявляющиеся в уважении друг к другу, к старшим, в бытовом и официальном общении. Дисциплинированность также проявляется через передачу знаний, формирование умений, применение их в практической деятельности, или гностические дисциплинарные умения.
Как показывают исследования по данному вопросу, система находит свою реализацию в контекстных методах обучения: контекстом прочтении, активном слушании; методах конкретных ситуаций, приближенных к реальной обстановке; методах дискуссии, деловой игры; в микропреподавании; творческих заданиях и т. д.
Вся система подготовки основана на контекстно-деятельностном подходе и представляет собой целостную систему, в которой каждый решает определенную задачу. Система носит многоуровневый характер, проявляющийся в переходе от низкого уровневого характера до высокого. Эти уровни связаны между собой, при этом каждый предыдущий обуславливает последующий. В методических рекомендациях для подготовки будущего педагога к формированию дисциплинированности подчеркивается последовательный переход готовности будущего офицера к дисциплинарной деятельности: от одного уровня [4].
Таким образом, предложенная система имеет свои особенности, которые проявляются в целостности содержания подготовки, в практической реализации полученных сведений, в целой системе. Именно в ходе обучения формируются дисциплинарные умения высокого уровня, что свидетельствует об его эффективности. Мы также приходим к выводу, что, во-первых, в основе контекстно-деятельностного подхода, который позволяет эффективно включить обучаемых в реальность профессиональной деятельности, лежит теоретико-методологическая стратегия подготовки будущего офицера, которая направлена на формирование дисциплинированности курсантов; во-вторых, тактической моделью подготовки будущего офицера к формированию дисциплинированности в подразделениях является целая система, построенная на основе контекстно-деятельностного подхода, компоненты которой определяются целым комплексом умений, в частности конструктивные дисциплинарные умения; организаторские дисциплинарные умения; коммуникативно-эмпатические умения; гностические дисциплинарные умения; в-третьих, стоит отметить принятие комплекса педагогических условий: диагностику овладения курсантами военных вузов умениями формирования дисциплинированности, а также построение непрерывного процесса формирования дисциплинарных умений у курсантов военных вузов. Важным моментом для успешного развития и функционирования системы подготовки будущего офицера к повышению воинской дисциплины является актуализация знаний и умений формирования воинской дисциплины на практике.
Рассмотренная тема в рамках данной работы позволяет наметить дальнейшее ее развитие. Решение проблемы, заложенной в данной статье, может быть продолжено путем поиска, введения новых условий эффективной готовности будущего офицера к формированию воинской дисциплины; изучения интенсивности накопления опыта данной деятельности в условиях интегративных курсов, создающихся на стыке таких междисциплинарных предметов, как педагогика, психология, методика, дидактика; разработки единой линии: дисциплинированность — самодисциплинированность военнослужащих. Правильная организация учебно-воспитательного процесса, применение разнообразных педагогических приемов направлены на повышение дисциплинированности будущих офицеров.
Литература:
- Воинской дисциплине — научный подход и компетентное решение / Политическое управление ВДВ. — М., 1990. — 46 с.
- Методика проведения деловой игры на занятиях по педагогике // Формирование педагогической направленности у студентов. Тезисы к V межвузовской научно-практической конференции. — Челябинск, 1985. — С. 97–99 (в соавторстве).
- Некоторые аспекты решения дисциплинарных проблем в американской школе // Стандартизация образования в современной средней и высшей школе. Тезисы докладов международной научно-практической конференции, 12–14 мая 1997 г., Т.1. — Челябинск, 1997. — С. 53–54.
- Подготовка будущего учителя к формированию школьной дисциплинированности. Методические рекомендации для преподавателей педвузов, руководителей методических объединений. — Челябинск: Челябинский гос. педуниверситет, 1997.
- Формирование у школьников дисциплинированности и навыков культуры поведения в учебно-воспитательном процессе. Методические рекомендации для учителей, руководителей методических объединений, студентов педвузов и университетов. — Челябинск: Челябинский гос. пединститут, 1986.
- Шкитина Н. С., Подготовка будущего учителя к формированию школьной дисциплинированности автореферат диссертации кандидата педагогических наук, 13.00.01, Шкитина Наталья Сергеевна, Челябинск,1997.-21 с.