Данная статья рассматривает формирование иноязычной коммуникативной компетенции по средства коммуникативно-когнитивного подхода. Описывает основные принципы данного подхода и его ключевые положения.
Ключевые слова: изучение иностранного языка, коммуникативно-когнитивный подход, коммуникативная компетенция.
This article considers the formation of foreign language communicative competence by means of a communicative-cognitive approach. Describes the main principles of this approach and its key provisions.
Keywords: learning a foreign language, communicative-cognitive approach, communicative competence.
Современный мир, с присущими ему динамичными изменениями, затрагивающими все сферы общественной жизни, диктует необходимость изменения существующих и поиска новых методов обучения, в том числе, языкового обучения. В связи с постоянно растущими процессами международного взаимодействия значительную научную ценность приобретают проблемы функционирования языка в социуме, в процессе живого общения.
Несмотря на широкий спектр методических подходов в практике обучения иностранным языкам, наиболее приоритетным считается коммуникативно-когнитивный подход, который реализует осознанное изучение языковых явлений.
Рассматривая сущность речи, следует прежде всего учитывать, что говорящий производит речь, пропуская ее через призму своего субъективного психологического состояния. При этом, используются такие внешние средства как жесты, мимика, артикуляция и т. п. Понимание речи также связано с определенным психологическим состоянием слушающего: мыслями, чувствами и др. Именно коммуникативно-когнитивный подход к обучению иностранным языкам обуславливает осознанное совершенствование речи, с определенными целями и задачам. Следует согласиться с отечественным языковедом Т. Н. Ушаковой в том, что речевое поведение обучающихся в процессе естественной коммуникации представляет собой результат их субъективного восприятия. Выражаемые во вне сигналы используются не независимо, а в непосредственной взаимосвязи с субъективным состоянием говорящего (слушающего) [3, с. 22]. Осмысленность речи непосредственно связана с мыслительными процессами; речь — с эмоциями и т. д. По сути с помощью определенных механизмов вербальные процессы тесно переплетены с когнитивными процессами.
Это обуславливает траекторию образовательного процесса, делая упор на наглядности и визуализации обучения. Данные подходы позволяют активизировать познавательную и коммуникативную деятельность обучающихся, развивая интерес и мотивацию к учебе, знаниям, самостоятельному поиску информации. Различные визуальные опоры помогают обучающимся создавать соответствующие ассоциации, включая в работу когнитивные процессы. Коммуникативно-когнитивная составляющая процесса изучения иностранного языка также способствует развитию когнитивного сознания обучающегося, что, в свою очередь, влияет на личностный и смысловой аспект процесса коммуникации.
Освоение коммуникативной компетенции, согласно различных исследований в области психолингвистики, осуществляется с помощью обобщения вербальных явлений, совершенствуясь путем усложнения образов и представлений, соединяя их в группы по определенным признакам, способам и т. п. Исходя из вышесказанного, первостепенная задача обучения языкам состоит в раскрытии и совершенствовании когнитивного потенциала, который в последствии приведет к естественным языковым выводам в процессе применения изучаемого языка, и поможет систематизировать изначально имеющийся «облик» языка. Целью данного совершенствования способностей будет эффективное осуществление обучающимся коммуникации. Обучение вербальной коммуникации возможно представить, как формирование у обучающегося первичных когнитивных совокупностей, дающих индивиду возможность воспринимать, анализировать и интерпретировать поступающие к нему сигналы. При этом учитываются социокультурные, коммуникативные и ситуативные факторы.
Вследствие этого, предметом аналитического процесса является система динамических образов и ассоциаций, которые соответствуют значению языковых единиц и непосредственно зависят от когнитивной составляющей и индивидуальных особенностей обучающегося. Речевая деятельность представляется динамическим процессом, опирающимся на механизмы синтеза, обобщения и анализа информации, при которой ведущую роль играют условия представления процесса общения в наглядный коммуникативный процесс, а также совершенствования культуры и индивидуального речевого стиля участников коммуникации [2, с. 240].
В методике коммуникативно-когнитивного подхода к обучению языкам есть свои задачи и принципы. Последние можно разделить на:
1) Личностно-развивающие;
2) Совместный поиск решения задач, присущих освоению иностранного языка;
3) Развитие педагогической техники;
4) Использование общения, как одного из элементов индивидуальной культуры;
5) Рефлексия.
Принцип развития личности в рамках процесса обучения речевой деятельности реализуется посредствам организации учебного процесса таким образом, что для освоения говорения создаются облегченные условия, стимулирующие включение во взаимодействие и открытый диалог. Данные послабления обеспечивают переход от теоретического знания грамматических и лексических единиц к объективному знанию и восприятию себя и других. Сама сущность понятия «языковая деятельность» предполагает, что ее субъектом является сам индивид, по средствам осмысления и анализа языковых единиц. Представляя языковые единицы как систему, индивид успешно реализует коммуникацию.
Для обучения говорению и успешного освоения коммуникативной компетенции важное значение приобретает создание неформальной, естественной обстановки общения. Данные условия помогают обучающимся «разговориться», создают для самовыражения больше возможностей. Взаимодействие нескольких субъектов приводит к размышлению, которое в процессе общения влияет на индивида, по средствам сравнения и анализа различных точек зрения, культуры и духовно-нравственной составляющей говорящих. В данном случае индивидуально-личностное становление субъекта претерпевает объективацию. Затрагивая субъективную сферу обучающихся, коммуникативное воздействие обеспечивает актуализацию собственного потенциала для саморазвития каждого участника общения.
Принцип совместного поиска решения задач, в ходе освоения языка лежит в основе самого процесса обучения. Для педагогов присуще спонтанное решение речемыслительных задач в процессе взаимодействия с обучающимися. Проблемные ситуации возникают на любом этапе обучения и типичны для учебной деятельности в целом.
Проблемный характер диалога предполагает совместный поиск решений, ведет к необходимости обсуждения и, как следствие, развитию общения между участниками обучения. Данный процесс затрагивает культуру поведения субъектов общения, стимулирует творческое мышление обучающихся, приводит к неосознанному усвоению необходимого материала. Включая новые знания в процесс реального «живого» общения обучающиеся непроизвольно фокусируются на них. Данный процесс является более эффективным по сравнению с механическим запоминанием.
Третий принцип, развития педагогической техники, является основой успешной реализации профессиональной деятельности педагога. Техника речи и взаимодействия создают условия для реализации педагогического потенциала. В ходе совместной деятельности педагога и обучающегося формирующиеся отношения к предмету речевого взаимодействия и системе средств общения приобретают статус актуального осознания.
Язык неразрывно связан с культурой индивида. Вследствие этого общение предстает перед нами как элемент индивидуальной культуры, мировоззрения говорящих и слушающих. Отображая части культуры, которые скрыты в ситуации общения, говорящие осмысливают «социально-психологическую» природу стилистической вариативности речевой деятельности, что приводит к познанию внутренних систем ценностей индивида и к самоопределению. В этой связи важно помнить, что лишь с учетом личностного жизненного опыта обучающегося изучения языка приобретает для него индивидуальную ценность, помогает осмысленно подходить к процессу обучения.
Процесс рефлексии и саморефлексии является ключевым этапом в процессе обучения. Рефлексия является ключевым моментом развития когнитивных способностей индивида. Адекватное восприятие себя и других в процессе коммуникации, определяет эффективность обучения на его различных этапах. В связи с этим обучающиеся включаются в самопознание посредствам специальных упражнений, направленных на объективацию осознания собственных действий и их причин. У обучающихся необходимо развивать способность понимания других субъектов коммуникации, их чувств и эмоций, понимание себя, а также свое влияние на собеседников. Индивидуальная и групповая рефлексия обеспечивают накопление знаний о механизме межличностного познания и помогают определять правила эффективной коммуникативной деятельности [2, с. 243].
Учебный процесс, построенный на коммуникативно-когнитивном подходе, представляет собой переход обучающихся от естественного общения к анализу речевых средств, факторов, влияющих на язык, и, в дальнейшем, на формирование образа системы языка и использование этой системы на практике. В данном контексте прослеживается возможность интеграции методов филологического исследования и целей обучения иностранным языкам.
Литература:
- Ветчинова, М. Н. Изучение иностранных языков в эпоху глобализации и диалога культур / М. Н. Ветчинова. — Текст: непосредственный // Теория языка и межкультурная коммуникация. — 2014. — № 1 (15). — С. 20–26.
- Дмитрачкова, Л. Я. Языковое образование: коммуникативно-когнитивный подход / Л. Я. Дмитрачкова // Лингвокультурное образование в системе вузовской подготовки специалиста. — 2017. — № 2. — С. 236–245.
- Ушакова, Т. Н. Рождение слова. Проблемы психологии речи и психолингвистики / Т. Н. Ушакова. — Москва: Институт психологии РАН, 2011. — 524 c.