В данной статье рассмотрены признаки, по которым можно судить о поджоге автомобиля. Проведено исследование автомобильной покрышки различными инструментальными, полевыми и лабораторными методами с целью выявления легковоспламеняющейся жидкости на её поверхности, а также определён выбор более оптимального метода для проведения исследования.
Ключевые слова: газо-жидкостная хроматография (ГЖХ), флуоресцентная спектроскопия (ФС), горюче-смазочные материалы (ГСМ), автомобильная покрышка, светлые нефтепродукты.
This article discusses the signs by which it is possible to judge the arson of a car. The study of a car tire by various instrumental, field and laboratory methods was carried out in order to identify a flammable liquid on its surface, and the choice of a more optimal method for conducting the study was determined.
Keywords: Gas-liquid chromatography (GLC), fluorescence spectroscopy (FS), petroleum products (PP) fuels and lubricants (POL), automobile tire, light oil products.
Автомобиль является довольно специфическим и достаточно сложным объектом для исследования и установления причины пожара.
Причины возникновения пожаров на автотранспортных средствах можно разделить на следующие:
1) при эксплуатации — наиболее частыми причинами пожаров автомобилей являются неисправности топливной и электрической систем автомобиля, реже пожары возникают в результате нарушения герметичности элементов выпускной системы двигателя и гидравлического оборудования;
2) при проведении ремонтных работ — из-за неосторожного обращения с огнем, нарушения правил пожарной безопасности в технологических процессах, в результате несоблюдения правил пожарной безопасности при проведении сварочных работ, незнания лицами, производящими ремонт или обслуживание, конструктивных особенностей автомобиля; на стоянках (в гаражах) — в результате неосторожного обращения с огнем, нарушения правил пожарной безопасности при пуске двигателя, эксплуатации теплогенерирующего и электрооборудования;
3) пожары, вызванные поджогами — причиной является занесенный источник открытого огня, как правило, с применением инициирующих горение жидкостей (легковоспламеняющихся или горючих).
Признаками, по которым можно судить о поджоге автомобиля, являются нахождение автомобиля на стоянке при выключенном двигателе и отключенном электрооборудовании, нахождение очага пожара, как правило, оно находится внутри салона, багажного отделения автомобиля или снаружи автомобиля. При этом, сам по себе автомобиль имеет в свой комплектации множество легко воспламеняемых и горючих жидкостей, которые при возникновении пожара, независимо от места расположения его очага (моторный отсек, салон, багажный отсек и т.п), могут попадать (стекать) на резиновые автопокрышки (колёса), которые в свою очередь, при расследовании причин пожара могут дать информацию об инициаторах горения, используемых поджигателем, при рассмотрении причины пожара — поджог.
Анализ причин пожаров в автотранспортных средствах показывает, что они в первую очередь характеризуются своей быстротечностью. Это обусловлено применением при изготовлении и эксплуатации автомобилей большого количества легкогорючих материалов, таких как: моторное топливо (бензин, дизельное топливо, сжиженный газ), смазочные материалы (различные масла), резинотехнические изделия (уплотнения, шины, коврики и др.), облицовочные, обивочные и изоляционные материалы (органическое стекло, полистирол, пенополиуретан, полиэтилен, винилискожа, бумажно-слоистый пластик и др.).
Поджоги, чаще всего, совершаются с использованием доступных легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, таких как бензин, дизельное топливо и их смеси. Нередко возникают проблемы дифференциации основных версий возникновения горения, связанных с воспламенением интенсификатора горения от источника открытого огня и загорания автомобиля в результате разгерметизации его топливной системы. Установление причины возникновения пожара в данном случае сопряжено с рядом трудностей, обусловленных уничтожением объектов и признаков, способствующих исследованию его причины, а также разнообразием моделей автомобилей, имеющих определенные особенности компоновки, устройства технических систем, влияющих на возникновение и распространение пожара [1].
Зачастую в литературе описываются случаи, в которых при расследовании пожаров, было установлено, что при поджогах жидкий интенсификатор горения был привнесён внутрь салона автомобиля после разбития одного из ограждающих его стекол, как правило, боковой двери, либо снаружи на капот, на середину или низ ветрового стекла, реже — на крышу автомобиля, крышку багажника, заднюю дверь, под заднее крыло или вовсе под сам автомобиль, в некоторых случаях одновременно в два и более мест [2].В работе [3], в серии экспериментов было проведено моделирование разлива легко воспламеняющихся и горючих жидкостей при совершении поджога путем выплескивания на автомобиль жидкости в объеме от 1 до 10 литров с разных положений (на лобовое стекло, капот, сбоку, на заднее стекло). Было установлено, что основное количество жидкости отводится сливными каналами и стекает на грунт в районе передних колес автомобиля, часть жидкости стекает по капоту и крыльям [4].Вместе с тем, при стекании идентификатора горения на грунт в районе передних колес автомобиля, его часть, логически, может попадать на поверхность резиновых автопокрышек автомобиля. При этом следы идентификатора горения могут быть выявлены при исследовании фрагментов резиновых автопокрышек в лабораторных условиях испытательных пожарных лабораторий.
В связи с вышеизложенным, объектом исследования была выбрана всесезонная не шипованная радиальная резиновая бескамерная шина для легкового автомобиля.
В то же время стоит упомянуть о том, что на практике, у экспертов, при производстве экспертиз по пожарам, ввиду компактности расположения узлов и агрегатов, быстротечности процесса горения, а также из-за сильного повреждения, а порой и полного уничтожения следов на объектах–носителях, возникают серьезные трудности.
Из различных фракций нефти, путем дополнительного разделения и химической переработки разной степени глубины (крекинг, риформинг, платформинг и др.), получают жидкие нефтяные топлива (бензины, дизельные топлива и т. п.), масла, растворители для лаков, красок и пр. Все они являются легковоспламеняющимися или горючими жидкостями и потому на стадиях возникновения и развития горения выполняют функции топлива.
В экспертной практике чаще всего приходиться сталкиваться с нефтепродуктами, полученными из легких нефтяных фракций (моторными бензинами и бензинами-растворителями), а также керосинами и дизельными топливами, полученными из среднедистиллятных фракций нефти. Они применяются злоумышленниками в качестве доступных и эффективных средств поджога, их непреднамеренный розлив или утечка также могут привести к образованию взрывоопасной паровоздушной среды и возникновению пожара (взрыва).
При экспертном исследовании остатков легковоспламеняющихся жидкостей после пожара решаются, как известно, диагностические и идентификационные задачи. Диагностические задачи подразумевают, во-первых, обнаружение на месте пожара следов легковоспламеняющихся жидкостей, а во-вторых, установление их групповой принадлежности, типа, марки.
Идентификационные задачи включают подробный анализ химического состава обнаруженных легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, и сравнение его с конкретными аналогами для установления их общности.
Для исследования остатков легковоспламеняющихся жидкостей, использованных в качестве средств поджога, в лабораторных условиях применяют различные инструментальные методы [6, 7].
Наиболее часто в качестве средства поджога поджигатели используют легковоспламеняющиеся и горючие жидкости — так называемые «традиционные» инициаторы горения. Инициаторы горения условно разделяются на две группы: легковоспламеняющиеся и горючие жидкости; специальные составы.
Целью работы явилась диагностика различных отдельно взятых образцов легковоспламеняющихся жидкостей, обнаруживаемых на фрагментах резиновой автопокрышки различными инструментальными полевыми и лабораторными методами.
Как было описано выше, наиболее часто встречаемые очаги возгораний при поджогах автомобилей, регистрируются в их моторных отсеках, при этом в подавляющем большинстве случаев, жидкость, используемая при поджоге, представляет собой светлые нефтепродукты (бензин, дизельное топливо), и, может частично попадать (оставлять следы) на внутреннюю часть передних колёс. При этом, автомобильную покрышку, в целом, саму по себе сложно поджечь, т. к. температура, при которой может произойти воспламенение, составляет 330−350°С, самовоспламенение автопокрышек практически невозможно. Исходя из этого, при проведении экспертиз по пожарам (поджогам) автомобилей, при диагностике различных типов легковоспламеняющихся жидкостей, обнаруживаемых на поверхности резиновых автопокрышек, целесообразно предполагать, что:
1) предположительно поджигатель использовал светлые нефтепродукты;
2) целесообразно исследовать газо-воздушную смесь в их зоне внутренней части передних колес автомобиля, для подтверждения первоначальной гипотезы о природе инициатора горения;
3) целесообразно подготавливать объекты для исследования из внутренней поверхности автомобильных покрышек передних колес автомобиля. При этом, логично обозначать места верхнего края автомобильной резиновой покрышки мелом на объекте-носителе непосредственно на месте пожара (поджога) при осмотре автомобиля. Это позволит оптимизировать и наиболее эффективно организовать работу по подготовке объектов для исследования после транспортировки автомобиля с места пожара (поджога).
4) при горении резиновые автопокрышки, как и любые изделия из углеводородов распадаются, образуя в основном углекислый газ, воду и неактивный осадок, исходя из чего, при полном их сгорании, исследовать места их былого расположения как объект исследования — не целесообразно.
При проведении экспериментальных исследований, по диагностике различных типов легковоспламеняющихся жидкостей, обнаруживаемых на поверхности резиновых автопокрышек, были выбраны два типа легковоспламеняющихся жидкостей: бензин АИ 92 и зимнее дизельное топливо, также для исследований были применены следующие методы:
метод исследования фотоионизационным детектором «Колион-1В»;
метод исследования газоанализаторами, работающими по линейно-колористическому принципу (стеклянные индикаторные трубки;
метод исследования спектрофлуориметром «Флюорат Панорама»;
метод исследования газовым хроматографом «Хроматэк Кристалл 5000.2».
Объектом исследования была выбрана всесезонная не шипованная радиальная резиновая бескамерная шина марки Medved с маркировкой Я-537 195 R14 106/104P, для легкового автомобиля произведённая в ОАО «Ярославский Ордена Ленина и Ордена Октябрьской Революции шинный завод» — крупнейшем производите шин центрального региона России, ведущем предприятии Холдинга ОАО «СИБУР –Русские шины» (далее — резиновая автопокрышка).
При подготовке к исследованиям резиновая автопокрышка была разделена на ряд фрагментов одинакового размера (шириной 10 см и длиной 12 см).
Для проведения практической части были взяты следующие жидкости:
Гексан химический чистый (C 6 H 14 ) (гексан ОСЧ) компании производителя Криохром — ТУ 2631–001–80529938–2015 (далее — гексан ОСЧ);
неэтилированный бензин марки Регуляр-92 по ГОСТ Р 5105–97 (автомобильный бензин АИ-92-К5) производитель АО «ННК –Хабаровский НПЗ»;
топливо дизельное ЕВРО класс 2 — вид III — зимнее ГОСТ Р 52368–2005 (ЕН 590:2009) с изменением 1 ТР ТС 013/2011 производитель АО «ННК –Хабаровский НПЗ».
В ходе проведения исследования, было выявлено, что, при диагностике легковоспламеняющихся жидкостей обнаруживаемых на поверхностях резиновых автопокрышек, при проведении экспертиз по пожарам, некоторые методы исследования являются не информативными. Так например, метод спектрофлуорисценции, по положению и соотношению максимумов флуоресценции показывает практически полное совпадение спектров легковоспламеняющихся жидкостей со спектром резины, из которой состоит сам объект исследования. Хотя проведённые первоначально методы исследования паровоздушной смеси над объектом исследования — резиновой автопокрышкой, выдают реакцию приборов, указывая на наличие тех самых легковоспламеняющихся жидкостей. Метод же хроматографического анализа, явился абсолютно эффективным из всех роводимых в рамках настоящей дипломной работы.
При проведении экспертиз по расследованию пожаров автомобилей, при диагностике различных типов легковоспламеняемых жидкостей, обнаруживаемых на поверхности резиновых автопокрышек, логичным было бы исключать метод спектрофлуорисценции и, не теряя драгоценного для эксперта времени, после этапа исследования паровоздушной смеси, и обнаружения паров каких-либо нефтепродуктов, незамедлительно переходить к этапу хроматографического анализа, для их идентификации.
В целом, процесс диагностики различных типов легковоспламеняющихся жидкостей, обнаруживаемых на поверхности резиновых автопокрышек при расследовании пожаров автомобилей усложнён по ряду причин. Во-первых автомобиль сам по себе является объектом быстрого распространения огня, так как имеет в своей комплектации множество горючих веществ и материалов. Во-вторых, по статистике, на момент прибытия первых боевых пожарных расчётов на место возгорания, зачастую автомобиль выгорает практически полностью, при этом, естественно, резиновые автопокрышки подвергаясь горению выгорают полностью, образуя в основном углекислый газ, воду и неактивный осадок. Исходя из чего, при полном их сгорании, исследовать места их былого расположения как объект исследования — не целесообразно. В-третьих в подавляющем большинстве случаев, местами поджогов автомобилей являются места расположенные вблизи моторного отсека и салона автомобиля. Установленным же очагом возгорания автомобиля, таким как резиновая автопокрышка, по статистике, насчитываются относительно крайне мало случаев. Вероятно, это связано с тем, что сама по себе резиновая автопокрышка не является быстро возгорающимся предметом, а место её расположения в конструкции автомобиля, является таковым, что, по близости практически отсутствуют жидкости, способные привести к быстрому воспламенению от инициатора горения. Исходя из этого, инициаторы горения в большинстве случаев, могут лишь частично попасть (стечь) на резиновые автопокрышки.
Несмотря на все возникающие сложности, диагностика различных типов легковоспламеняющихся жидкостей, обнаруживаемых на поверхности резиновых автопокрышек при расследовании пожаров автомобилей имеет важное значение в работе специалиста-эксперта.
Литература:
- Чешко И. Д., Скодтаев С. В. Формирование электронной базы данных экспертных исследований пожаров автомобилей // Вестник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. 2016. № 2. С. 61–65.
- Плахов С. И. Об особенностях осмотров мест происшествий и фиксации следов по случаям пожаров автомобилей, в которых имеется подозрение на умышленную организацию пожара // Теория и практика судебной экспертизы. 2010. № 4 (20). С. 284–292.
- Елисеев Ю. Н., Чешко И. Д., Соколова А. Н. Экспертная дифференциация поджога и загорания автомобиля в результате утечки топлива // Пожарная безопасность. 2007. № 1.С. 97–104.
- Паньшина Н.В., Шеков А.А., Зырянов В. С. Растекание горючих жидкостей при поджогах автотранспортных средств полукапотной компоновки //https://cyberleninka.ru/article/n/rastekanie-goryuchih-zhidkostey-pri-podzhogah-avtotransportnyh-sredstv-polukapotnoy-komponovki/viewer
- Скотский Е. В.. Щур Е. Н., Сергеева И. А. Пожарная опасность веществ, применяемых в автомобилях// Рекомендации для сотрудников федеральной противопожарной службы, дознавателей и следователей мвд, ск. 2017. Б. — 21 с.
- Отчетная справка СЭУ ФПС ИПЛ по Амурской области по теме № 2–2016 «Обобщить результаты исследования в 2016 г. пожаров автотранспортных средств». 2017. Б. — 52 с.
- Отчет СЭУ ФПС ИПЛ по Амурской области о научно-исследовательской работе по теме «Формирование и пополнение базы хроматографических и спектральных данных по потенциальным средствам поджога (лвж и гж). Мониторинг средств и методов поджога, выявляемых в ходе исследования пожаров». 2015. Б — 24 с.