В статье авторы пытаются представить подходы к определению понятия социального интеллекта и выявить специфику социального интеллекта у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Ключевые слова: социальный интеллект, театрализованная деятельность.
На сегодняшний день проблема социально–эмоционального развития младших школьников с умственной отсталостью выступает основной проблемой образовательного процесса, поскольку социально–эмоциональное развитие позволяет ребенку объективно оценивать различные жизненные ситуации, поведение окружающих, а также правильно применять различные эмоции с позиции уместности.
Существует несколько определений социального интеллекта. Э. Торндайк определяет его как способность к пониманию и управлению людьми [2, 7].
Ф. Мосс и Т. Хант считают, что социальный интеллект можно определить, как: «Способность, лежащую в основе коммуникативных и организационных возможностей индивида в профессиональной деятельности, а именно «человек–человек» [1, с. 172].
Г. Олпорт говорит о социальном интеллекте как о: «Возможности индивида прогнозировать поведение других людей, верно судить о них и обеспечивать человеку адекватное приспособление в межличностных взаимодействиях [4, с. 3034].
А. И. Савенков рассматривает социальный интеллект как: «Специфическую способность человека, обеспечивающую его успешное взаимодействие с другими людьми, умение предвидеть поведение других» [5, с. 28].
Ю. Н. Емельянов считает: «важной когнитивную составляющую, так как способность понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события основана на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социального опыта» [6, с. 26].
Проблема социального интеллекта в последнее время привлекает все большее внимание ученых и исследователей в контексте исследования становления и развития социального интеллекта у умственно отсталых детей.
Умственно отсталые дети — это дети, у которых стойко нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения головного мозга.
Специфика социального интеллекта младших школьников с умственной отсталостью характеризуется следующими особенностями: плохое понимание связи поведения человека и дальнейших последствий; не способность правильно оценивать состояние, чувства и намерения партнеров по общению по жестам, мимике и поведению; бедный словарный запас, не понимание вербальных сигналов и многозначных слов; слабая способность понимать логику развития различных ситуаций и причин проявления тех или иных действий со стороны окружающих; слабая способность предвидеть результаты своего поведения; неудовлетворительная способность понимать изменение значения сходных вербальных реакций другого человека [8].
В процессе развития социального интеллекта младших школьников с умственной отсталостью особое внимание уделяется театрализованной деятельности. Представленный вид деятельности представляет собой разыгрывание детьми определенных ролей, чаще всего ролей литературных героев [60].
Применение театрализованной деятельности в развитии социального интеллекта младших школьников с умственной отсталостью позволяет: пробуждать эмоциональную отзывчивость у детей; развивать мышление, воображение, внимание, память; формировать представления об объективности применения эмоций в конкретных ситуациях; определять особенности эмоционального поведения окружающих и т. д.
Театрализованная деятельность позволяет школьникам выражать свои чувства, а также связывать их с представлениями об окружающем мире. С этой позиции в процессе применения театрализованной деятельности дети формируют умения строить определенные образы, фантазировать, что положительно отражается на становлении и развитии социального интеллекта [3].
Театрализованная деятельность позволяет также использовать разнообразные формы воздействия на детей, что также улучшает показатели эмоционального интеллекта.
Эффективность театрализованной деятельности обусловлена тем, что детям предлагается передать особенности эмоционального образа того или иного героя, а также придумать собственный образ, отражающий поставленную цель работы в процессе реализации представленного вида деятельности.
Стоит также обратить внимание и на то, что в контексте применения театрализованной деятельности важно ориентироваться на условия, отражающие процесс приобщения детей к специфике использования данного вида деятельности в рамках социально–эмоционального развития младших школьников с умственной отсталостью средствами театрализованной деятельности.
Обобщая вышесказанное, можно констатировать, что у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью проявляется общий сниженный уровень социального интеллекта.
С позиции развития социального интеллекта у представленной категории детей особое внимание акцентируется на применении театрализованной деятельности. Применение театрализованной деятельности позволяет младшим школьникам формировать необходимые социальные представления, что положительно сказывается на становлении спектра эмоций, используемых в различных социальных ситуациях.
Литература:
- Борисенкова, М. В. Социальный интеллект как основополагающий критерий социальной зрелости личности старшеклассников / М. В. Борисенкова. — Текст: непосредственный // Новый этап развития науки: Сборник статей по материалам международной научно–практической конференции, Калининград, 07 апреля 2017 года. — Калининград: Общество с ограниченной ответственностью «Научное партнерство «Апекс», 2017. — С. 170–177.
- Гилфорд, Дж. Структура интеллекта / Под ред. А. М. Матюшкина. М.: Прогресс, 2018. — 456 с. — Текст: непосредственный
- Голышева, И. А. Театрализованная деятельность как средство духовно–нравственного воспитания младших школьников / И. А. Голышева, Е. С. Сбитнева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27. С. 659–662.
- Корнейчук, Т. Д. Проблема развития социального интеллекта в трудах отечественных и зарубежных психологов / Т. Д. Корнейчук. — Текст: непосредственный // Дни науки студентов Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых: Сборник материалов научно–практических конференций, Владимир, 12 марта — 06 2018 года. — Владимир: Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, 2018. — С. 3033–3037.
- Лунева, О. В. Социальный интеллект и социально–психологическая адаптация: что общего? / О. В. Лунева. — Текст: непосредственный // Прикладная юридическая психология. — 2018. — № 2(35). — С. 21–32.
- Микляева, Н. В. Социальный интеллект как фактор социальной адаптации, социализации и профессиональной ориентации / Н. В. Микляева. — Текст: непосредственный // Социализация детей дошкольного и младшего школьного возраста как инвестиция в будущее: сборник научных статей по материалам межрегиональной дистанционной научно–практической конференции, посвященной 120–летию со дня рождения Л. С. Выготского, Москва, 01 декабря 2016 года. — Москва: ООО «Издательство «Спутник+", 2016. — С. 26–37.
- Савенков, А. И. Структура социального интеллекта / А. И. Савенков. — Текст: непосредственный // Современная зарубежная психология. — 2018. — Т. 7. — № 2. — С. 7–15.
- Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. — М., Ин–т психологии РАН, 2017. — 178 с. — Текст: непосредственный.