В судебной практике в мотивировочных частях судами часто применяется понятие о недопустимости (или нет) условий договора, но недавно такие условия установлены законодателем. Так, в начале 2021 года законодатель уже внес изменения в законодательство о защите прав потребителей [1], которые касались продажи товаров через интернет-сервисы (например, требования о подробном ознакомлении с характеристиками и запрете продажи дополнительных товаров и услуг), а уже в начале осени 2022 года были внесены существенные изменения также в отношении оказания услуг потребителям (новеллы касаются при реализации потребителю товаров и услуг).
Ключевые слова: потребитель, внесение изменения, недопустимое условие договора, закон о защите прав потребителей.
Закон напрямую устанавливает недопустимые условия договора, заключенного с потребителем, которые, фактически, укрепляют права потребителей и, как следствие, уменьшают права исполнителя. Тем не менее, данная норма служит защите «слабой» стороны договора, которой является потребитель вследствие того, что он буквально подписывает проект договора, предложенного исполнителем и без внесения соответствующих правок, изъятий.
Как следовало из пояснительной записки законопроекта от 01 июня 2021 года № 5244п-П12 «О внесении изменения в статью 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» законопроект разработан был именно для пресечения действий недобросовестных исполнитель при взаимоотношениях с потребителями, а также для защиты от принудительного собора персональных данных (здесь следует отметить, что законодательно было синхронизировано внесение изменений в законодательство о персональных данных — Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части четырнадцатой статьи 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», по которому оператором признаются все, кто в той или иной степени обрабатывает персональные данные, даже в целях заключения договора, и несет необходимость уведомлять об обработке Роскомнадзор). Федеральный закон «О внесении изменения в статью 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 01.05.2022 N 135-ФЗ, кроме запрета о сборе избыточных персональных данных потребителя, указанных выше, внес изменения в статью 16 Закона и был разработан и предложен Роспотребнадзором и предусматривает тринадцать недопустимых условий положений договора, заключенного с потребителем. Рассмотрим их подробнее.
Так, с сентября 2022 года не допускается одностороннее изменение договора исполнителем или отказ от его исполнения, когда исполнитель просто заявляет, что не будет исполнять свои обязательства по договору (что случается достаточно часть на практике). По нашему мнению, это значительно будет способствовать защите прав потребителей в сфере финансовых продуктов, так как часто именно кредитные организации устанавливают в договоре возможность изменения условий просто по уведомлению потребителя или размещению соответствующего уведомления на сайте. Однако отметим, что и как сложилась судебная практика, такое изменение не будет касаться договоров, направленных на инвестиционный доход физического лица-потребителя, так как отдельного закрепления положения не получили, а договоры, по которым получает потребитель толкуются судами, как договоры, направленные на получение прибыли (то есть занятие предпринимательской деятельностью [2]), а, следовательно, и нормы законодательства о защите прав потребителей не распространяются на них. Также укрепит права потребителя при регулировании споров, вытекающих из публичных оферт, которые масштабно используются маркетплейсами и различными платформами, в которых потребитель просто не имеет возможности влиять на условия такой публичной оферты. Таким образом, фактически, закреплено право потребителя на получение услуги.
Для потребителя, напротив, закрепляется право на отказ от услуги в любое время (что было ранее установлено в статье 31 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300–1 (ред. от 14.07.2022) «О защите прав потребителей»), но сейчас напрямую установлен запрет на установление в договоре какого-либо штрафа при таком отказе, кроме оплаты именно за фактически оказанные услуги.
В законодательство о защите прав потребителей внесено уточнение, что исполнитель не вправе навязывать какие-либо дополнительные услуги, обуславливать приобретение основных услуг дополнительными или оказывать дополнительные услуги по дополнительной оплате — что представляется логичным шагом, так как, к примеру, в отношениях, регулируемых гражданским законодательством (между заказчиком и потребителем) установлен прямой запрет требовать у заказчика оплату за дополнительные работы, если такие работы напрямую не были согласованы с заказчиком (а молчание не признается согласием — к такому выводу давно приходят суды и напрямую уже закреплено в нормах [3]). Несмотря на то, что до принятия нововведений навязывание дополнительных услуг не допускалось, однако до момента установления такого прямого запрета в норме, на практике часто именно в финансовой сфере (при банковском обслуживание) кредитными организациями навязывались дополнительные услуги (например, страхование выданного кредита и т. п.), поэтому будем надеяться, что прямой запрет будет способствовать новым практическим реализациям.
Законодатель Федеральным закон «О внесении изменения в статью 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 01.05.2022 N 135-ФЗ также устанавливает запрет на ограничение потребителя в средствах и способах восстановления нарушенных прав. Так, зачастую исполнителями устанавливалась в договоре территориальная подсудность спора по месту своего нахождения, то есть обычно указывался суд, где исполнителю будет удобнее участвовать в судебном разбирательстве. Сейчас законодательно такое положение договора, заключенного с потребителем, будет являться неправомочным (ничтожным).
Недопустимыми также будет являться ограничения ответственности перед потребителем (то есть убытки должны взыскиваться в полном объеме, а размер законной неустойки не подлежит снижению), ограничения по форме принятия оплаты от потребителя. Также нельзя требовать от потребителя соблюдать претензионный порядок, перекладывать на потребителя бремя доказывания (которое законом возлагается на исполнителя), устанавливать условия выполнения от договора от других факторов (например, не связанных с исполнением договора).
То есть, обобщая можно говорить, что под ничтожными условиями договора, заключенного с потребителем, будут признавать такие положения договора, которые противоречат законодательству о защите прав потребителей, а включенные такие недопустимые условия должны быть изъяты из договора по первому обращению потребителя.
Действительно, мы надеемся, что такие изменения буду способствовать снижению количеству злоупотребления права со стороны исполнителей и устранит уязвимость потребителя перед недобросовестными хозяйствующими субъектами, как слабой стороны договора. Однако отметим и минусы, которые могут сложиться на практике.
Так, Роспотребнадзор в качестве санкции за нарушение запрета о включении в договор недопустимых условий вводит ответственность исполнителя в виде возмещения убытков потребителя в полном объеме, которые понес последний ввиду наличия таких положений в договоре, установлен конкретный максимальный срок для компенсации таких убытков в 10 дней.
Однако сама по себе обязанность компенсации убытков потребителя и так возлагалась на исполнителя в случае нарушения норм права, поэтому, по нашему мнению, такая ответственность недостаточна, так как может быть выявлена только при возникновении диспозиции и переходе спора в судебное разбирательство, что на практике зачастую будет выявлено редко ввиду того, что достаточно распространенным явлением является нежелание самого потребителя тратить время и ресурсы на судебные разбирательства. В случае же самого судебного процесса может возникнуть трудность рассмотрения такого нарушения из-за того, что суды должны рассматривать исковое заявление по существу [4], а неуказание требования о пересмотре положений договора, которые в связи с нововведениями будут ничтожными, приведет к тому результату, что будет заявлено требования об убытках (в лучшем случае) [5] на иных основаниях. Между тем, как представляется законодательство о потребителях должно «работать» без специальных знаний (например, от юридических консультантов).
Тем не менее, их явных плюсов можно отметить, что закон имеет регрессивное действие [6], то есть договоры, заключенные до момента новеллы, также будут разрешаться на основании новых положений и что недопустимыми могут признаваться все условия договора, которые противоречат законодательству о защите прав потребителей. Таким образом, учитывая, что исполнители работают зачастую по шаблону договора, рекомендовали бы всем хозяйствующим субъектам учесть новеллу законодателя, чтобы не попасть под меры ответственности, установленные частью 2 статьи 14.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Литература:
- Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». — Текст: электронный // Консультант Плюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_373622/ (дата обращения: 13.11.2022).
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» — пункт 1. — Текст: электронный // Консультант Плюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131885/ (дата обращения: 13.11.2022).
- «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022)/ — пункт 4 статьи 157.1. — Текст: электронный // Консультант Плюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131885/ (дата обращения: 13.11.2022).
- Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации № 13 от 26.06.2008 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции». — Текст: электронный // Консультант Плюс: [сайт]. — URL: https://www.vsrf.ru/documents/own/8144/ (дата обращения: 13.11.2022).
- Закон РФ от 07.02.1992 N 2300–1 (ред. от 14.07.2022) «О защите прав потребителей» — статья 13. — Текст: электронный // Консультант Плюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/5311cc4c47a088e5ebc6a23b15f59fa70221f8ce/ (дата обращения: 13.11.2022).
- Федеральный закон «О внесении изменения в статью 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 01.05.2022 N 135-ФЗ — статья 2. — Текст: электронный // Консультант Плюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_416194/ (дата обращения: 13.11.2022).