Автором статьи приведено понятие гражданства в Российской Федерации как элемент государственности и как конституционное право гражданина. Проведен анализ признаков гражданства по сравнению с иными формами правовой связи с государством — подданством. Выявляются сходство и различия гражданства и подданства, сформулирован вывод об основных отличиях гражданства от подданства.
Ключевые слова : конституционное право, гражданство, подданство, правовая связь с государством.
The author of the article presents the concept of citizenship in the Russian Federation as an element of statehood and as a constitutional right of a citizen. The analysis of the signs of citizenship in comparison with other forms of legal connection with the state — citizenship is carried out. The similarities and differences of citizenship and citizenship are revealed, the conclusion about the main differences between citizenship and citizenship is formulated.
Keywords: constitutional law, citizenship, citizenship, legal relationship with the state.
Гражданство как особый институт имеет особое значение для конституционного права любого современного демократического государства в связи с тем, что состояние в гражданстве определяет специфику правового статуса гражданина [1, с. 58]. Значимость гражданства проявляется в том, что на основании признака гражданства на территории конкретного государства объединяется его население.
Право на гражданство отнесено к основополагающим правам человека и гражданина и закреплено на международном уровне. Право на гражданство отражено в таких основополагающих международных документах как Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. (п. 1 ст.15) [2], Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. (п. 3 ст. 24) [3], Конвенция о правах ребёнка от 20 ноября 1989 г. (п. 2 ст. 7) [4], Европейская конвенция о гражданстве от 6 ноября 1997 г. (п. «а» ст. 4) [5].
Право на гражданство закреплено и в национальном законодательстве, на конституционном уровне — в основном законе государства (Конституции Российской Федерации). Право на гражданство является базовой составляющей правового статуса личности и гарантируется конституционными положениями: никто без выражения согласия не может быть лишен гражданства, либо оно подвергнуто изменениям (ч. 3 ст. 6 Конституции РФ) [6]. Гарантии права на гражданство воплощены в виде совокупности норм, имеющих конституционное происхождение, назначением которых является обеспечение реального воплощения интересов лица в области гражданства, включая их правовую охрану от различных посягательств.
Рассмотренное определение гражданства, позволяет рассматривать гражданство как устойчивую правовую связь между человеком и государством, при этом, каждая из сторон данных правоотношений наделена правами и обязанностями, имеющими взаимный характер. Ключевым моментом, определяющим особенность гражданства, является определение круга субъектов таких отношений, ими являются государство и человек (гражданин) [7, с. 127].
Конституционно-правовая наука, кроме понятия гражданства, как определения правовой взаимосвязи между государством и личностью, использует определение «подданство», имеющее смежный характер. В связи с этим, в рамках настоящего исследования возникает необходимость рассмотреть сходства и различия гражданства и подданства.
В качестве признаков, определяющих сходство рассматриваемых явлений, следует назвать, в первую очередь, определение гражданства и подданства в качестве правовой связи между личностью и публичным образованием или лицом. Правовая связь имеет устойчивый характер, возникает, как правило, в момент рождения ребенка, либо в момент приобретения гражданства или подданства. Устойчивость такой связи выражена в том, что отношения гражданства не могут быть установлены, изменены или прекращены в одностороннем порядке, в любом случае должна быть воля человека, облеченная в определенную правовую форму и решение государства. Правовой характер такой связи обусловлен тем, что основания приобретения и прекращения такой связи устанавливаются национальным законодательством.
Другим схожим элементом гражданства и подданства является то, что установление гражданства, в равной степени как гражданства, так и подданства, налагает на гражданина или подданного соответственно, определенные обязанности, отказаться от исполнения которых невозможно без наступления негативных последствий. При этом, в доктрине конституционного права подчеркивается, что юридические обязанности, которые тесно связаны с правами и свободами, являются составной частью правового статуса личности. Юридическая обязанность есть установленная законом мера должного, общественно необходимого поведения [8, с. 156]. Следовательно, обязанности перед государством существуют как у граждан, так и у подданных, которые должны соблюдать все без исключения. Такими обязанностями, например, является уплата налогов и сборов, военная служба и т. д. Они служат необходимым компонентом для нормального взаимодействия государства и личности.
В современном мире институт подданства свойственен исключительно странам с монархической формой правления и определяется как политико-правовая связь человека и монарха. В этом состоит основное отличие подданства от гражданства, где подчеркивается правовая связь человека и государства [9, с. 349–350].
Указанные различия порождают и различия в правовом статусе гражданина и подданного. Исследователи отмечают, что в первую очередь разницу следует искать в различной природе и структуре обязанностей гражданина и подданного перед государством. Если отношения между гражданином и государством в отношениях гражданства выстраиваются на основании принципа взаимности, и не только граждане имеют обязанности по отношению к своему государству, но и государство должно исполнять обязательства перед своими гражданами, то в отношениях подданства данный элемент отсутствует.
Таким образом, в качестве первого существенного отличия подданства и гражданства является то, что правовая связь между подданным и монархом имеет односторонний характер по выстраиванию обязательств, и обязанной стороной является исключительно подданный. Отсутствует признак взаимности прав и обязанностей, как это имеет место в отношениях гражданства между гражданином и государством.
Другая особенность гражданства является в объеме политических прав и построении государственного строя, в соответствии с которым граждане имеют право участвовать в политической жизни своей страны. В странах с демократическим строем народ имеет право непосредственного вмешиваться в жизнь страны посредством реализации своей воли через выборы и референдум. Монархии, хотя и имеют институты представительной власти, используемые в качестве инструментов политического управления, но они ограничиваются властью монарха. Если же власть монарха ограничивается институтом представительных органов, например, в Великобритании власть монарха ограничивается парламентом, у подданных в любом случае отсутствует возможность непосредственно участвовать в жизни страны посредством выбора правителя [7, с. 128].
Таким образом, в качестве второго важного отличия следует назвать ограниченный объем политических прав подданных в управлении делами государства и выборе главы государства.
Гражданство как устойчивая правовая связь между гражданином и государством определяет отношения взаимоотношения между личностью и публичным образованием, тогда как подданство определяет принадлежность лица монарху, а не государству. В этом состоит третье существенное отличие гражданства и подданства.
Таким образом, гражданство и подданство являются схожими политико-правовыми категориями, определяющими взаимосвязь между личностью и публичным образованием. При этом, гражданство и подданство различаются по нескольким существенным признакам:
- Институт подданства свойственен исключительно страна с монархической формой правления и определяется как политико-правовая связь человека и монарха. В этом состоит основное отличие подданства от гражданства, где подчеркивается правовая связь человека и государства, тогда как в отношениях подданства определяется правовая подчиненность личности монарху, а не государству;
- Правовая связь между подданным и монархом имеет односторонний характер по выстраиванию обязательств, и обязанной стороной является исключительно подданный. Отсутствует признак взаимности прав и обязанностей, как это имеет место в отношениях гражданства между гражданином и государством;
- Ограниченный объем политических прав подданных в управлении делами государства и выборе главы государства.
Литература:
- Пирязева Н. Е. Тенденции развития законодательства о гражданстве // Новеллы права, экономики и управления 2019: сборник научных трудов по материалам V международной научно-практической конференции. В 2 томах. Гатчина, 2020. С. 58–62.
- Всеобщая декларация прав человека: принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН) // Российская газета. 1995. 5 апр.
- О гражданских и политических правах: Международный Пакт от 16 декабря 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.
- Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.) // Сборник международных договоров СССР. 1993. Вып. XLV.
- Европейская конвенция о гражданстве (ETS № 166): заключена в г. Страсбурге 6 ноября 1997 г. // СПС «КонсультантПлюс».
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред. от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398
- Ряполова К. И., Нещадим Е. Г. Правовой статус: отличие статуса подданства в Англии от статуса гражданства в России // Новая наука: современное состояние и пути развития. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции / под общей редакцией А. И. Вострецова. Нефтекамск, 2019. С. 127–131.
- Рассказов Л. П. Теория государства и права: углублённый курс: учебник. М., 2015. 559 с.
- Трикоз Е. Н., Шайхутдинова А. Р. Развитие института подданства в странах (британского) содружества наций // Право, общество, государство: проблемы теории и истории: сборник материалов Международной студенческой научной конференции. М.: Российский университет дружбы народов, 2019. С. 349–352.