Эмоциональное состояние подростков как первопричина аутодеструктивного поведения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Давлетшина, Э. Ш. Эмоциональное состояние подростков как первопричина аутодеструктивного поведения / Э. Ш. Давлетшина, Г. Р. Фаттахова, А. Н. Арсланов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 46 (441). — С. 87-88. — URL: https://moluch.ru/archive/441/96376/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассматриваются эмоциональное состояние подростков — агрессия, тревожность, как первопричины аутодеструктивного поведения.

Ключевые слова : аутодеструктивное поведение, тревожность, эмоциональное состояние, агрессивное поведение.

The article deals with the emotional state of adolescents — aggression, anxiety, as the root causes of self-destructive behavior.

Keywords : self-destructive behavior, anxiety, emotional state, aggressive behavior.

Подростковый возраст — период завышенной незащищенности к нарушениям психологического здоровья. Одним из индикаторов этой незащищенности являются разные аутодеструктивные проявления, которые часто наблюдаются в подростковом возрасте. Аутодеструктивные поведение, которые направлены на причинение самовреда, могут служить признаком кризиса взросления либо нарушений психологического здоровья ребенка, мешая его образованию и соц. Взаимодействию. Одним из главных психический устройств формирования аутодеструктивного поведения является эмоциональная дисрегуляция. Под эмоциональной дисрегуляцией предполагаются нарушения обычной регуляции эмоций. Нарушения эмоциональной регуляции появляются тогда, когда, невзирая на усилия, попытки регулирования чувств не добиваются собственной цели, и эмоции. Признаками эмоциональной дисрегуляции у подростка могут быть:

— преобладание негативных, болезненных чувственных переживаний;

— импульсивность;

— сложности в регулировании эмоционального возбуждения при достижении задач, не зависящих от настроения;

— чувственная опустошенность, бесчувственность при действии мощных стрессоров.

При эмоциональной дисрегуляции тактики регуляции эмоций характеризуются дезадаптивностью — они усиливают ненужные эмоции и связанное с ними дезадаптивное поведение, что приводит к осложнению ситуации. Лично переживаемая ребенком непереносимость отрицательных эмоций, чувство острой душевной боли и импульсивные попытки незамедлительно избавиться от нее приводят его к выбору аутодеструктивных стратегий поведения как способа совладать с сильными чувственными переживаниями, избегая при всем этом прямого столкновения с отрицательными эмоциями.

В рамках НИР было проведено анкетирование 72 подростков седьмых классов в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «центр образования № 69 с углубленным изучением отдельных предметов» городского округа город Уфа Республики. Объём исследования составил 72 ученика. В классе 47,2 % юношей, 52,8 % девушек.

Для проведения исследования нами был использован интегративный тест тревожности Бизюка А. П., в котором можно определить ситуационную и личностную тревожность. Нас больше интересовала личностная тревожность, так как она отражает состояние человека на протяжении длительного периода времени.

Путем тестирования установлено: высокий уровень общей личностной тревожности среди всех респондентов составил 43 %, нормальный уровень 33,4 %, низкий уровень тревожности 23,6 %.

Также было проведено тестирование Самочувствие, активность, настроение (САН), в котором измеряется след: самочувствие, активность и настроение респондента. Собственно, именно так и расшифровывается аббревиатура в названии этого опросника. Его авторы — В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева, В. Б. Шарай и М. П. Мирошников.

У 63,4 % учеников выявлен низкий уровень. Подростки с низкими показателями чувствуют себя слабыми

Средний уровень 23,6 %, это более или менее чувствуют себя сильными, хотя встречаются случаи, когда появляется беспокойство, не обоснованное сложившимися обстоятельствами.

Высокий 13 %. Подростки имеющие высокие показатели не бояться неудач и трудности, чувствуют себя сильными.

Второй по значению шкалой оказалась активность — всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания жизненно значимых связей с окружающей средой. Наибольшие показатели были среди учеников 33,3 %, средние показатели 38,9 % наименьшие показатели были 27,8 %.

Третья шкала настроение. Высокий уровень у 55,5 % респондентов, средний 11,2 %, низкий 33,3 %.

Исходя, по результатам исследования мы провели первый модель коррекционной работы. Целью данной модели является: снижение уровня личностной и ситуативной тревожности, повышение уровня эмоциональной стабильности, развитие уверенности в себе, повышение самооценки, снижение страхов, обучение способам снятия мышечного и эмоционального напряжения, развитие умения самоанализа, отработка навыков владения собой в травмирующей ситуации

Задачами также являются: создать атмосферу общности и взаимопонимания, и научить определять и анализировать уровень самооценки.

Для достижения целей и задач мы провели упражнение «... зато ты», которая создает положительную атмосферу в группе. Упражнение «Фигурки карандашом». Цель: научиться работать в команде.

Упражнение дыхательное «Квадрат», цель: научить восстанавливать эмоциональный баланс в трудной ситуации (чувствуя агрессию внутри себя или обиду).

После проведения первого модели на снижения тревожности и повышения самооценки, мы повторно провели тестирование учащихся седьмых классов:

1. тест тревожности Бизюка А. П., в котором можно определить ситуационную и личностную тревожность.

2. тест Самочувствие, активность, настроение (САН), в котором измеряется текущее самочувствие, активность и настроение респондента.

Проанализировали полученные результаты, и пришли к выводу, что эмоциональное состояние, а именно: снизилось тревожность, повысилось самооценка, активность и настроение — улучшилось.

Таким образом, мы пришли к выводу, что выбранная модель для учащихся была достаточно эффективной и можно использовать в целях коррекционной работы.

Литература:

  1. Бизюк А. П. «Применение интегративного теста тревожности» / Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева / Новая медицинская технология. Санкт-Петербург, 2005 г.
  2. В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева, В. Б. Шарай, М. П. Мирошников. Методика САН / Московского медицинского института имени Сеченова, 1973 г.
  3. Попова Н. М. Характеристика факторов, влияющих на состояние здоровья подростков в процессе обучения // Объединенный медицинский журнал. М., 2005.
  4. Сидоров К. Н. Тревожность как психологический феномен // Журнал: Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика» // Выпуск № 2, 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): личностная тревожность, активность, высокий уровень, коррекционная работа, настроение, настроение респондента, поведение, повышение самооценки, подростковый возраст, тест тревожности, эмоциональное состояние.


Похожие статьи

Феноменология аутодеструктивного поведения в юношеском возрасте

В данной статье представлены результаты исследования феноменологии аутодеструктивного поведения у лиц юношеского возраста.

Отношение подростков к проявлению вербальной агрессии как разновидности агрессивного поведения

В статье рассматривается проблема формирования агрессивного поведения у детей подросткового возраста. Изучено отношение подростков к проявлению вербальной агрессии. Обозначены основные направления психопрофилактической работы с подростками, склонными...

Эмоциональное выгорание у сотрудников коммерческих и государственных организаций

В статье автор исследует проблему эмоционального выгорания сотрудников коммерческих и государственных организаций, проводит сравнительный и статистический анализ полученных данных.

Психологическое консультирование педагогов по выявлению конфликтности и агрессивности и снижению их проявлений у подростков

В статье рассматриваются причины возникновения конфликта, проявлений агрессии, типология поведения подростков в конфликте.

Исследование агрессивного поведения у младших школьников

В статье рассматриваются результаты психолого-педагогического исследования агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.

Эмоциональное переживание беременности как фактор риска развития психосоматических нарушений

В статье рассматривается развитие психосоматических нарушений у беременных женщин, в зависимости от эмоциональных переживаний. Описываются переживания женщин с разной репродуктивной мотивацией, с сопутствующей психосоматической симптоматикой и возмож...

Влияние способности к эмоциональной саморегуляции на формирование синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников

В статье рассмотрена проблема формирования синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников. Изучено влияние способности к эмоциональной саморегуляции на формирование синдрома эмоционального выгорания.

Факторы эмоциональной напряжённости студента в учебном процессе

В статье автор пытается определить факторы эмоциональной напряженности студентов в учебном процессе, которые отрицательно влияют на познавательную активность обучающихся, развитие их эмоциональной культуры.

Влияние особенностей интероцепции на пищевое поведение

В статье рассматривается понятие интероцепции и возможные искажения интероцептивной чувствительности у лиц с нарушенным пищевым поведением. Описаны основные виды ощущений и специфические функции интероцептивной чувствительности, а также отмечены зако...

Взаимосвязь временной перспективы и самосознания у подростков с аддиктивным поведением

В статье представлена взаимосвязь временной перспективы и самосознания у подростков с аддиктивным поведение.

Похожие статьи

Феноменология аутодеструктивного поведения в юношеском возрасте

В данной статье представлены результаты исследования феноменологии аутодеструктивного поведения у лиц юношеского возраста.

Отношение подростков к проявлению вербальной агрессии как разновидности агрессивного поведения

В статье рассматривается проблема формирования агрессивного поведения у детей подросткового возраста. Изучено отношение подростков к проявлению вербальной агрессии. Обозначены основные направления психопрофилактической работы с подростками, склонными...

Эмоциональное выгорание у сотрудников коммерческих и государственных организаций

В статье автор исследует проблему эмоционального выгорания сотрудников коммерческих и государственных организаций, проводит сравнительный и статистический анализ полученных данных.

Психологическое консультирование педагогов по выявлению конфликтности и агрессивности и снижению их проявлений у подростков

В статье рассматриваются причины возникновения конфликта, проявлений агрессии, типология поведения подростков в конфликте.

Исследование агрессивного поведения у младших школьников

В статье рассматриваются результаты психолого-педагогического исследования агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.

Эмоциональное переживание беременности как фактор риска развития психосоматических нарушений

В статье рассматривается развитие психосоматических нарушений у беременных женщин, в зависимости от эмоциональных переживаний. Описываются переживания женщин с разной репродуктивной мотивацией, с сопутствующей психосоматической симптоматикой и возмож...

Влияние способности к эмоциональной саморегуляции на формирование синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников

В статье рассмотрена проблема формирования синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников. Изучено влияние способности к эмоциональной саморегуляции на формирование синдрома эмоционального выгорания.

Факторы эмоциональной напряжённости студента в учебном процессе

В статье автор пытается определить факторы эмоциональной напряженности студентов в учебном процессе, которые отрицательно влияют на познавательную активность обучающихся, развитие их эмоциональной культуры.

Влияние особенностей интероцепции на пищевое поведение

В статье рассматривается понятие интероцепции и возможные искажения интероцептивной чувствительности у лиц с нарушенным пищевым поведением. Описаны основные виды ощущений и специфические функции интероцептивной чувствительности, а также отмечены зако...

Взаимосвязь временной перспективы и самосознания у подростков с аддиктивным поведением

В статье представлена взаимосвязь временной перспективы и самосознания у подростков с аддиктивным поведение.

Задать вопрос