В статье проведен анализ проблематики использования инновационных технологий в деятельности российских органов местного самоуправления.
Ключевые слова: инновации, инновационные технологии, муниципальное управление, местное самоуправление.
Каждое муниципальное образование должно иметь собственную стратегию развития, согласованную с приоритетами всей Российской Федерации. В стратегическом планировании, стратегия социально-экономического развития является одним из главных и важных документов, в которой определяются и прописываются долгосрочные цели, задачи, вытекающие из целей, в управлении муниципальным образованием и его социально-экономическом развитии [5]. В стратегическом планировании муниципального образования, кроме стратегии развития, существуют еще такие документы, как: муниципальные программы; прогноз среднесрочного и долгосрочного развитий; план мероприятий по реализации стратегии.
Стратегия развития муниципалитета является важнейшим элементом в управлении, которой подчиняются, или должны подчиняться, действия и органов муниципальной власти. Обычно разрабатывают стратегии на 15–20 лет. Она призвана осуществлять цели и задачи муниципального образования, достигнув которые муниципальное образование будет развиваться в прогрессивном направлении. Стоит отметить, важным моментом является то, что в стратегическом плане должны, учтены изменение, как и во внешней, так и во внутренней средах муниципального образования [6, с. 8]. Приоритеты местных жителей, органов местного самоуправления и организаций муниципального образования должны объединяться в стратегии.
Стратегию могут разрабатывать отдел экономики, отдел планирования администрации муниципалитета, а вот исполнителями будут являться такие структуры органов местного самоуправления, как: финансовые, образования, науки, здравоохранения, физической культуры, спорта, строительства, культуры и тому подобное [7, c. 87].
Необходимо отметить, что при стратегировании на муниципальном уровне все же присутствует немало проблем, к числу которых можно отнести следующие:
— отсутствие единого стандарта разработки стратегических планов, в результате чего муниципалитеты разрабатывают стратегический план развития на основе собственных представлений и компетенций;
— небольшие муниципальные образования по различным причинам не уделяют должного внимания разработке стратегии собственного развития, а лишь корректируют стратегии других муниципалитетов, что приводит к неэффективности применения стратегического планирования;
— в результате экономического кризиса многие муниципальные образования стали не в состоянии соответствовать показателям, намеченным в своих стратегиях развития, разработанных ранее [4].
План социально-экономического развития муниципального образования обычно разрабатывается на основе стратегии социально-экономического развития. В Федеральном законе № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» прописано, что за органами местного самоуправления закрепляется право принимать и реализовывать планы и программы социально-экономического развития [6]. Планы и программы социально-экономического развития муниципалитета, в идеале, должны быть ориентированными на саморазвитие муниципального образования. Согласно таким документам, муниципалитет должен максимально использовать собственные ресурсы, поддерживать экологическую ситуацию, состояние инфраструктуры в оптимальном состоянии. Немаловажным является и то, что планы и программы социально-экономического развития должны быть направлены на решение наиважнейших проблем населения, так же и на развитие территории [3, с. 89].
План социально-экономического развития муниципального образования должен быть научно обоснован и должен соответствовать текущему положению муниципального образования. Для этого необходимым является анализ таких данных, как: численность населения, их социальная структура и половозрастной состав; количество трудоспособного населения, безработных граждан; уровень доходов населения; прожиточный минимум; потребность жителей в обеспеченности услугами образования, здравоохранения, культуры, спорта, ЖКХ и тому подобное; количество предприятий, функционирующих на территории данного муниципалитета; количество трудовых мест; анализ финансовых структур, бюджета; наличие природных ресурсов и их использование и т. д. [1, c. 67]
Аналитический отчет должен стать итогом проведенного исследования. Он должен содержать разные таблицы, диаграммы, характеризующие положение текущих дел в конкретном муниципальном образовании. По проведенному анализу можно будет просмотреть недостатки и положительные моменты, сделать выводы и составить список конкретных действия на следующий временной период.
В соответствии с Указом Президента РФ «Об основных положениях региональной политики» должна осуществляться разработка муниципальных программ, в которых основной задачей органом МСУ является решение вопросов по обслуживанию жителей муниципального образования [2, с. 75]. Одной из самых важных частей процесса управления социально-экономическим развитием муниципального образования является определение эффективной работы органов местного самоуправления. Она выражается в соответствии уровня достигнутых социальных, экономических результатов поставленным целям.
Управление социально-экономическим развитием муниципального образования в общем виде представляет собой управление муниципальными программами развития различных сфер муниципалитета, их разработкой реализацией и корректировкой. Для осуществления эффективного управления социально-экономическим развитием муниципальных образований необходимо решить ряд проблем в правовом, финансовом, методическом и методологическом обеспечении. Так же, хочется отметить, что осуществление социально-экономического развития муниципального образования невозможно осуществлять без планирования. Именно о методах планирования социально-экономического развития далее и пойдет речь.
Формами инновационного менеджмента в сфере ГиМУ, с точки зрения современной науки, являются специализированные подразделения, которые включают в себя комитеты, советы, рабочие группы, группы по проекту и др. Задача таких подразделений состоит в определении основных направлений инновационного процесса и внесении конкретных предложений с целью принятия решений; в отделении новых услуг, от услуг традиционных и др. [3, c. 89] Они осуществляют регулирование инновационной деятельности в целом в органе управления, разработку программ и планов инновационной деятельности и рассматривают проекты по созданию новых услуг. Кроме того формами инновационного менеджмента в сфере ГиМУ являются проектно-целевые группы, занимающиеся научными исследованиями, разработкой и производством новых услуг; центры развития — это относительно новая форма организации процесса инноваций; специализированные централизованные фонды стимулирования нововведений, деятельность которых направлена на ускорение внедрения новых услуг; аналитические группы, которые прогнозируют развитие спроса на новую услугу.
Вместе с изложенными выше некоторыми представлениями о сущности инновационного менеджмента следует обратить на одну очень важную проблему, которая требует своего обсуждения. В современных рыночных условиях развития социально-экономического страны имеет место недооценка достоинства процессного подхода как инновационного. Инновационный менеджмент имеет дело с инновациями в руководстве, а любая инновация требует вдумчивого и пошагового вкрапления чего-то нового в устоявшееся старое. То есть требуется тщательное описание всех действий, необходимых для достижения новой цели организации (отдела, комитета и др.) в виде последовательных, четко регламентированных операций, который на выходе даёт новый результат, ориентированный на конкретного потребителя [6, c. 9].
Несмотря на ощутимые результаты внедрения процессного подхода, существуют определенные трудности: 60–80 % управленцев не получают эффект от внедрения систем менеджмента качества на основе процессного подхода. Причин здесь множество, как субъективного, так и объективного характера.
К субъективным причинам можно отнести формальный подход к мероприятию, недостаточную заинтересованность руководства МО, отсутствие системы постоянного совершенствования СМК и т. д. Оказание информационных услуг также остаётся проблемой, ответы на запросы граждан, выдача разрешений, справок слабо переводятся в сферу применения инновационных технологий. Хотя данная сфера деятельности сферы управления действительно очень важна: например, предоставление земли в аренду, консультирование, услуги социального характера — социальное обслуживание и социальная защита населения.
Инновационный менеджмент в сфере ГиМУ по своей природе актуализирует применение процессного подхода, который объединяет деятельность исполнительных и законодательных органов управления в сфере планирования, прогнозирования развития муниципального образования, управления ресурсами и др. Результатами этих процессов являются проекты, концепции, планы развития, бюджет города и т. д.
Таким образом, во-первых, подчеркнём, что муниципалитет является базовым уровнем национальной инновационной системы. Уровень инновационности системы определяется ее инновационным потенциалом. Инновационный потенциал муниципалитета — способность и готовность муниципалитета осуществить эффективную инновационную деятельность. Способность — это наличие и сбалансированность структуры потенциала (ресурсов, необходимых для инновационной деятельности). Готовность — это достаточность уровня развития потенциала и имеющихся ресурсов для осуществления инновационной деятельности.
Во-вторых, государственная служба в нашей стране также проходит через реформирование. Промежуточный анализ этой реформы показывают, что многие трудности внедрения инноваций, с которыми сталкивается публичное управление, связаны с человеческими и организационными факторами, личностной направленностью государственных служащих. Определены два основных направления инноваций, касающиеся человеческого фактора в государственном управлении:
а) формирование инновационного кадрового состава;
б) повышения эффективности и результативности деятельности государственных служащих.
В-третьих, способность организаций и органов управления инициировать и внедрять инновации становится все более ценным конкурентным преимуществом.
Установлены также основные проблемы внедрения инноваций в государственном управлении, которые связаны с такими аспектами: с уровнем профессиональных компетенций кадров государственного аппарата, деловитости кадров государственного аппарата, нравственности кадров государственного аппарата; со спецификой инновационных технологий в государственном управлении, с особенностями структуры государственного управления, с уровнем культуры организаций в сфере публичного управления и внедрения инноваций на индивидуальном, организационном и групповом уровнях государственного управления [4, c. 60].
Инновационный подход к управлению муниципальной собственностью должен формироваться, опираясь на систему взаимоувязанных научных принципов управления.
Литература:
- Артамонов В. С. Информационные технологии и инновации в государственном и муниципальном управлении // Студенческий вестник. 2021. № 5–1 (150). С. 67–68.
- Иваненко Л. В., Киселева О. Н. Применение метода управления проектами как инновация в государственном и муниципальном секторе // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2021. Т. 12. № 1. С. 75–83.
- Никаева Р. М., Шардан С. К., Джанхотова П. М. Инновации государственного и муниципального управления // ФГУ Science. 2022. № 1 (25). С. 89–94.
- Пешкова Д. С. Инновации в муниципальном управлении // Научный Лидер. 2021. № 42 (44). С. 59–61.
- Традиции и инновации в государственном и муниципальном управлении: национальные цели развития и региональные приоритеты // Сборник статей и материалов XVI Международной научно-практической конференции / 2022. Том 2
- Уразова К. А., Жежерова Ю. А. Инновации в государственном и муниципальном управлении // Ученые заметки ТОГУ. 2022. Т. 13. № 2. С. 7–11.
- Шавырин Н. В. Роль культуры управления собственностью в формировании экономической базы муниципальных образований // Вестник МГЭИ (on line). 2021. № 4. С. 86–92.