Рассмотрены методы, принципы и задачи государственного регулирования развития аграрного сектора экономики России. Обоснованы направления и направления регулирования агропромышленного комплекса Краснодарского края в условиях санкционного режима.
Ключевые слова: сельское хозяйство, государственное регулирование, экономические и административно — правовые методы регулирования, агропромышленный комплекс, принципы государственного регулирования.
Агропромышленный комплекс является важной составляющей экономики страны, с развитием которого связана деятельность почти трети отраслей народно-хозяйственного комплекса Российской Федерации, Государственное регулирование оказывает существенное влияние на сельское хозяйство и другие отрасли агропромышленного комплекса, особенно в сложившейся экономической и политической ситуации, во время многочисленных санкций стран ЕС и США на ключевые сектора российской экономики.
Вне зависимости от типа экономической системы страны невозможно полное саморегулирование сельского хозяйства, поэтому, государство регулирует экономические процессы с целью предотвращения и смягчения рисков и кризисных ситуаций.
К задачам государственного регулирования сельского хозяйства можно отнести стабильное развитие агропромышленного комплекса страны, обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации, защита и поддержка отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства.
В России в основе государственного управления АПК лежит совокупность принципов саморегулирования рынка при активном участии государственных органов в протекающих экономических процессах [2] .
Одним из принципов эффективности системы государственного регулирования экономики является создание равных условий для развития всех форм собственности.
Большое значение имеют такие принципы, как:
— принцип законности;
— принцип совмещения отраслевого и территориального развития;
— принцип взаимодействия и взаимосогласованной деятельности всех организаций агропромышленного комплекса;
— принцип достижения конечных результатов в сельскохозяйственном производстве.
Для выполнения, всех задач, которые поставлены пере аграрной сферой экономики, государство применяет различные методы: экономические и административно — правовые, прямого и косвенного регулирования агропромышленного комплекса страны.
К административно-правовым инструментам государственного регулирования относят законы, указы, постановления органов государственной власти и другие государственные нормативно — правовые акты, регулирующие экономическую и хозяйственную деятельность [3].
Сущность прямого регулирования заключается в воздействии на происходящие в экономике процессы непосредственно, путем использования административных рычагов, в частности, установления запретов и ограничений, бюджетного инвестирования [1].
Отличительной чертой данного является сила государственной власти, за невыполнение решений которой применяются санкции, а не мотивация и стимулирование. Данный метод позволяет государству быстро получить ответную реакцию в деятельности АПК, но вместе с тем, есть вероятность нарушения рыночного равновесия, складывающегося между взаимосвязанными субъектами рынка, когда косвенные методы не вмешиваются напрямую в принятие решения хозяйствующим субъектом, а лишь создают предпосылки для принятия желаемого решения.
К проявлению прямых методов регулирования можно отнести различные штрафы, субсидии, квоты, целевое финансирование, дотации, а также субвенции. Помимо этого, государство может формировать государственные заказы на продукцию или услуги. Например, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) выдает государственное задание подведомственной организации Федеральному государственному бюджетному Учреждению Краснодарской Межобластной ветеринарной лаборатории (ФГБУ «Краснодарская МВЛ»), чья основная цель деятельности — реализация единой государственной политики в области ветеринарии, карантина растений, семеноводства, агрохимии и плодородия почв, качества и безопасности зерна, комбикормов и компонентов для их производства.
К методам косвенного регулирования относится применение таких инструментов денежно-кредитной политики, как осуществляемое Центральным банком манипулирование ключевой ставкой, нормативами резервов, а также эмиссия и погашение государственных ценных бумаг. Косвенное регулирование может проявляться и через инструменты фискальной политики, в частности, в виде систем налогообложения и налоговых льгот. [1]
Важно отметить, что в условиях геополитической напряженности и условиях повышенных вызовов, правительство расширит методы и способы поддержки отечественных организаций АПК.
Новое постановление подразумевает увеличение до 100 % ключевой ставки ЦБ размера субсидирования кредитов, привлечённых российскими сельхозпроизводителями с 1 мая по 31 декабря 2022 года.
Данное решение говорит о решении льготного кредитования на приобретение сельхозтехники и оборудования, на реализацию инвестиционных проектов и т. д.
К механизмам государственного регулирования сельского хозяйства можно отнести такие меры поддержки агропромышленного комплекса как:
— расширение списка кормов для молочного крупного рогатого скота, на приобретении которых можно получить субсидию;
— отмена таможенной пошлины. Совет Евразийской экономической комиссии освободил до сентября 2022 года от уплаты таможенной пошлины на импорт продовольственные товары, сырье и ингредиенты для их производства;
— до 31 декабря 2022 года включительно действует упрощенный режим лицензирования для производителей агрохимикатов.
Можно констатировать, что государству принадлежит ключевая роль в регулировании и поддержке сельского хозяйства страны, поскольку от этого зависит эффективность функционирования других отраслей. Государственное регулирование призвано проводить адаптированную аграрную политику, которая будет ориентироваться на удовлетворение потребностей всех участников рынка. Российская Федерация выстроила курс поддержки отечественных организаций АПК, что способствует выходу отечественного производства на новый уровень и решению сложных задач, стоящих перед страной и ее регионами.
Литература:
- Бугай Ю. А. Анализ стратегий воздействия государства на развитие экономики [Текст] / Ю. А. Бугай, С. А. Кореннов //Вестник Алтайского государственного аграрного университета. — 2016. — № 8 (142). — С. 174–177. — URL: https://moluch.ru/archive/234/54426/ (дата обращения: 27.10.2022).
- Бурлай И. С. Методы государственного регулирования агропромышленного комплекса России / И. С. Бурлай. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48 (234). — С. 385–388. — URL: https://moluch.ru/archive/234/54426/ (дата обращения: 27.10.2022).
- Курдюк П. М. К93 Административно-правовое регулирование в агропромышленном комплексе: учеб. пособие / П. М. Курдюк, А. А. Долгополов, В. А. Очаковский. — Краснодар: КубГАУ, 2019. — 95 с