В статье проводится теоретический анализ области познавательного интереса и его особенностей в подростковом возрасте, а именно причины снижения школьной успеваемости в данный возрастной период. Также исследуется ее зависимость от познавательного интереса учащихся.
Ключевые слова: мотив, подростковый возраст, познавательный интерес, школьная успеваемость.
The article provides a theoretical analysis of the area of cognitive interest and its features in adolescence, namely the reasons for the decline in school performance in this age period. It also examines its dependence on the cognitive interest of students.
Keywords : motive, adolescence, cognitive interest, school performance.
Одной из важнейших проблем, как в отечественной, так и в зарубежной психологии является проблема мотивации. Она имеет большое значение в разработке современной психологии, с помощью мотивации происходит анализ источников предприимчивости человека, сил, которые побуждают его к деятельности. Основой её интерпретации выступает мотив, побуждающий человека к осуществлению той или иной деятельности.
Наиболее целостным является определение мотива, которое предложила Л. И. Божович: «Мотив — это то, ради чего осуществляется деятельность. В качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания человека. Словом, все то, в чем нашла свое выражение потребность» [1].
Мотивация — стимулы, которые вызывают активность организма и определяют её направленность. Термин «мотивация», представленный в широком смысле, используется во всех областях психологии для исследования причин и механизмов целенаправленного поведения человека [2].
Важнейшую роль в совершении оптимальной мотивации играет реализация следующих потребностей: в успехе, признании, оптимальной организации труда и учения, перспективы роста [3].
Учебный мотив — это побуждение школьника к учебной деятельности. В свою очередь, учебная мотивация как вид мотивации представляет собой направленность учащихся на отдельные стороны учебного процесса.
Учебная мотивация в подростковом возрасте, представляет собой, особый вид мотивации, характеризуется сложной структурой, одной из форм которой является структура внутренней и внешний мотивации. Именно в этом подростковом возрасте складывается иерархия мотивов.
Преобладают широкие социальные мотивы, потому что в ходе учебной и общественной деятельности у подростков обогащаются представления о нравственных ценностях, идеалах общества, оказывающих влияние на понимание учеником смысла учения. Учебная мотивация приобретает иной смысл, подросток начинает задумываться о будущей профессии и усиливает знания в определенных предметах. Учебная мотивация во многом зависит от умения педагога заинтересовать ученика, так же зависит от индивидуальных особенностей подростка.
У большинства учащихся в подростковом возрасте начинаются проблемы с успеваемостью. Это может быть связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а со снижением познавательного интереса к учению. При теоретическом анализе выяснилось, что в подростковом возрасте происходят изменения характера мотивации учебной деятельности, а также стоит отметить, что многие учёные считают, что у подростков снижается учебная мотивация и происходит изменение мотивов мотивации учебной деятельности.
Н. Ф. Талызина считала, что познавательный интерес выступает в качестве главного мотива внутренней мотивации. В данном случае получение знаний выступает целью деятельности учащегося. Собственная деятельность ученика является средством, которое удовлетворяет познавательную потребность [4].
Целью практического исследования являлось: исследование учебной мотивации в подростковом возрасте. Для достижения цели было предусмотрено решение следующих задач:
1) Диагностировать уровень познавательного интереса школьников;
2) Оценить уровень развития учебной мотивации учащихся.
Практическая часть данной работы была реализована при участии школьников 7 «Б» класса МБОУ СОШ № 49 г. Пенза. В исследование принимало участие 21 человек.
Для диагностики учебной мотивации детей подросткового возраста в исследовании использовалась методика изучения мотивации учения подростков М. И. Лукьяновой, Н. В. Калининой.
В результате проведения анкеты по методике Г. И. Щукиной, направленной на выявление уровня познавательного интереса, получились следующие результаты (табл.1):
Таблица 1
Сравнительная таблица по исследованию познавательного интереса (в %)
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
9 |
62 |
29 |
Большая часть испытуемых (62 %) имеют средний уровень познавательного интереса. Таким детям характерна познавательная активность, требующая побуждений учителя.
Далее следуют испытуемые с низким уровнем познавательного интереса (29 %). Данный уровень характеризуется наличием мнимой самостоятельности действий, полной бездеятельности при затруднениях.
И для наименьшего процента испытуемых (9 %) характерно увлечение процессом самостоятельной деятельности, стремление к преодолению трудностей.
Далее нам необходимо сравнить исследованный познавательный интерес и учебную мотивацию (табл.2).
Таблица 2
Сравнительная таблица по исследованию учебной мотивации (в %)
Группы испытуемых |
Уровни |
Внутренние мотивы |
Внешние мотивы |
Внутренние и внешние мотивы выражены в равной степени |
||
Высокий |
Средний |
Низкий |
||||
1 группа |
50 |
50 |
- |
100 |
- |
- |
2 группа |
38 |
62 |
- |
46 |
8 |
46 |
3 группа |
33 |
67 |
- |
17 |
33 |
50 |
Итак, самый высокий уровень мотивации учебной деятельности имеют подростки с высоким уровнем познавательного интереса (50 %), затем идут подростки со средним уровнем познавательного интереса (38 %) и самые низкие показатели характерны для низкого уровня познавательного интереса (33 %)
Средний уровень мотивации характерен для наибольшего числа испытуемых в каждой группе: 50 % у испытуемых с высоким уровнем познавательного интереса, а также 62 % испытуемых со средним уровнем познавательного интереса и 67 % испытуемых с низким уровнем познавательного интереса.
Также можно говорить том, что у 100 % испытуемых с высоким уровнем познавательного интереса, 46 % испытуемых со средним уровнем познавательного интереса и 17 % испытуемых с низким уровнем познавательного интереса преобладают внутренние мотивы, а у 8 % испытуемых со средним уровнем познавательного интереса и 33 % испытуемых с низким уровнем познавательного интереса выявлено преобладание внешних мотивов. У 46 % испытуемых со средним уровнем познавательного интереса, а также 50 % испытуемых с низким уровнем познавательного интереса демонстрируется наличие внутренних и внешних мотивов в равной степени.
Таким образом, мы можем говорить о том, что различия в мотивации учебной деятельности в подростковом возрасте связаны с разным уровнем познавательного интереса.
Литература:
- Божович М. И. Изучение Мотивации поведения детей и подростков. — М., 1976.
- Краткий психологический словарь / Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Чрошевского. — М.: Просвещение, 1985.
- Маркова А. К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. — М., 1983.
- Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. — М., 1983.