В данной статье автор сравнивает опыт устройства умных городов Великобритании (Лондон), Китая, Японии (Panasonic), рассуждает о его применимости в России.
Ключевые слова: интернет вещей, информация, умный город.
С развитием информационного общества органы управления городом все больше зависят от потоков информации. Потоки транспортных средств, нарушения ППД, преступность, местоположение и состояние объектов городской инфраструктуры, поведение горожан и их мнение по поводу проводимой политики — вся эта информация является полезным ресурсом для органов власти, поэтому организуется сбор больших данных в целях аналитики, прогнозирования и стратегического планирования, а также выявления проблем и «узких мест». «Умный» город (Smart City) представляет собой взаимосвязанную систему информационно-коммуникационных технологий с интернетом вещей, которая призвана упростить управление городскими процессами сделать городскую среду безопасной и комфортной. В эту систему можно включить не только датчики, информационные системы, транспорт и прочую инфраструктуру, но и самих людей, т. к. они формируют свое, пользовательское, пространство интернета вещей, которое связано с интернетом вещей, созданным и управляемым органами власти города.
Концепция умного города появилась в 1990-е гг. Этот период характеризовался технологическим подходом, а главными акторами были крупные технологические компании. В 2000-х гг. стал преобладать подход улучшения качества жизни (с целью привлечения высококвалифицированных работников). Эти два подхода основаны на консьюмеризме и конкурентоспособности. В последнее время происходит трансформация индивидов из потребителей в производителей [3].
У умного города есть ряд преимуществ, которые включают в себя оптимизацию работы транспортной системы, повышение энергоэффективности и экономии ресурсов, упрощение процессов, повышение безопасности, возможность горожан участвовать в формировании облика города и его политики, а также повышение уровня жизни и комфортности городской среды. В 2019 г. аналитический центр НАФИ вместе с АНО «Цифровая экономика» опубликовал исследование отношения россиян к смарт-технологиям (см. табл. 1). Из таблицы можно увидеть, что уровень готовности респондентов к жизни в умном городе находится не на самом высоком уровне. Согласно тому же исследованию, восприятие «умных» технологий зависит от возраста и достатка [8].
Таблица 1
Отношение россиян к «умным» технологиям
Хотели бы жить в «умном» доме |
60 % |
Хотели бы носить одежду из «умных» материалов |
55 % |
Готовы пользоваться встроенными голосовыми помощниками |
59 % |
Хотели бы пользоваться «умными» очками с функцией поиска информации об объекте в поле зрения |
38 % |
Заинтересованы в использовании нейроинтерфейсов |
32 % |
Готовы использовать автомобиль с электрическим двигателем |
37 % |
Готовы пользоваться беспилотным автомобилем |
21 % |
Хотели бы пользоваться технологией доставки товаров или почты беспилотниками |
38 % |
Одним из передовых Smart-городов можно по праву считать Лондон (Великобритания). Так, в отчете «Smarter London Together Roadmap 2018–21: Report Back to Mayor of London» говорится об обеспечении широкополосного доступа в интернет и мобильной связи 4G связи по всему городу за счет проложенных оптоволоконных кабелей в тоннелях под городом, а также создать основу для использования сетей 5G в будущем. Целью ставится обеспечить интернетом все дома и офисы [1]. Кроме того, в том же отчете говорится о принятии нового генерального плана Лондона (2021), согласно которому в объектах городской инфраструктуры на стадии планирования должны быть предусмотрены датчики для измерения показателей окружающей среды, а также подключение к инфраструктуре сети интернет. Сделано это для способствования сбора, анализа и передачи данных.
Мэрия Лондона предоставляет открытый доступ к интерактивным веб-картам города, где можно найти информацию о зеленом покрове города (вплоть до конкретного дерева и его породы), различные аспекты городской инфраструктуры, карта сооружений по утилизации отходов и др. [1] Отсюда можно сделать вывод о том, что аппарат управления города располагает огромным количеством информации, которая позволяет проводить более точечную и гибкую политику в отношении конкретных объектов.
Мэрия Лондона также поощряет краудфандинг малого бизнеса в городе как меру помощи борьбы с влиянием пандемии, причем средства на поддержание малого бизнеса выделяют сами горожане. Согласно дорожной карте мероприятий на период 2018–2021 гг., основополагающими идеями «умного» Лондона являются открытость и вовлечение населения в решение проблем города. Созданы институты для оптимальной работы умного города (Офис аналитики данных Лондона, Офис технологий и инноваций Лондона; совместная работа органов местной власти внутри города).
Интересен опыт Китая в создании умных городов. В 2011 г. в очередном китайском пятилетнем плане было провозглашено намерение развивать «цифровые города». Китай отличается масштабами проектов. Ведущую роль в развитии умных город играет государство, во вторую очередь — органы власти городов в сотрудничестве с крупными компаниями.
В Нанкине (Nanjing) в 2019 г. проживало более 8 млн. человек. По причине колоссальных транспортных и пассажиропотоков была внедрена система управления следующего поколения, которая основывалась на сенсорах и чипах радиочастотной идентификации (RFID) для получения данных о поведении участников дорожного движения, тарифах, состоянии дорог, транспортной доступности территорий города. Данные отправляются на смартфоны. В Шанхае (Shanghai) эту проблему решили, разместив по городу более чем 1600 LCD экранов, которые точное время прибытия общественного транспорта.
Чжухай (Zhuhai) занимает лидирующие позиции в покрытии интернета: все деревни и большие острова (более 20 домохозяйств) имеют оптоволоконное соединение или 4G сеть. Ханчжоу (Hangzhou) развивает концепцию «cashless society» (безналичное общество): автоматически управляемые супермаркеты и рестораны, расчеты с помощью мобильных телефонов. В Гуанчжоу (Guangzhou) в процессе строительства находятся более 80 тыс. базовых станций 5G, развивается индустрия автомобилей на альтернативной энергии, планируется построить более 4 тыс. общественных станций зарядки автомобилей с более чем 50 тыс. точек по всему городу.
Пекин (Beijing) ввел виртуальную социальную сервисную карту гражданина Пекина (Beijing Citizen Social Service Card), в которой содержится ключевая информация об индивиде (паспортные данные и т.д). С помощью виртуальной карты можно расплачиваться с помощью смартфонов за покупки и т. д. В Чэнду (Chengdu) жители города платят с помощью QR-кодов и распознавания лиц.
Эко-город Тяньцзинь (Tianjing) (30 км 2 бывших болот) будет построен на основе солнечной и геотермальной энергии, а выделяемое близлежащей электростанцией тепло будет использовано для обогрева. Половина потребности в воде будут обеспечиваться за счет переработанной и опресненной воды. Планируется внедрение эффективной системы сбора, классификации и переработки отходов, беспилотные автобусы и умные автобусные остановки.
Нельзя обойти стороной и Японию и города, созданные корпорациями. Например, Panasonic создает устойчивые умные города (sustainable smart towns, SST). Свой первый умный город (Fujisawa SST) компания запустила в 2014 г. на месте бывшего завода. В сотрудничестве с местными властями, компания превратила SST в пригород г. Фудзисава (442 тыс. человек в городе, 2 тыс. человек — в SST). Дома в SST рассчитаны на одну семью, с солнечными панелями и батареями. Жители пригорода могут заказать на портале города аренду электромобилей, велосипедов и скутеров или отслеживать доставку посылок (курьерами или роботами). Компания также опробовала в SST ряд технологий перед их коммерциализацией, например, сенсоры умных кондиционеров, которые находят оптимальную для сна температуру.
В апреле 2022 г. компания открыла SST в Суйта (Suita). Согласно задумке, город должен вмещать 500 человек. В городе есть дома жилой комплекс, дом престарелых, детский сад и для подготовки к сдаче экзаменов. В SST установлены камеры видеонаблюдения, наружные электронные дисплеи и высоковольтное оборудование электроснабжения, что делает SSTменее подверженным сбоям. Видеокамеры оснащены системой распознавания лиц для сбора и анализа данных с целью обнаружения падений, скоплений транспорта, инвалидных кресел, тростей для слепых и других объектов.
Сравнивая опыт этих стран, можно выделить ряд особенностей.
В случае с Великобританией акцент делается на массовом сборе больших данных, открытости данных для граждан и привлечения их к решению проблем города. Кроме того, Лондон участвовал в программе Sharing Cities [1] в связи с «зеленой повесткой» вместе с Бордо (Франция), Лиссабоном (Португалия), Бургасом (Болгария), Миланом (Италия), Варшавой (Польша), которая была направлена в т. ч. на выработку общих решений для устойчивого развития городов, создание долгосрочных партнерских отношений между городами-участниками. Кроме того, технологически, Лондон может опираться на местные стартапы. По данным Forbes, в 2021 г. технологические стартапы привлекли $25,5 млрд (вдвое больше, чем в 2020 г.), что больше, чем в других европейских городах. За год количество стартапов выросло на 20 [7].
В Китае ведущую роль играет государство (осуществляет общее планирование, определяет повестку), которое сотрудничает с китайскими технологическими компаниями. Умные города Китая сотрудничают с Сингапуром в организации инфраструктуры «зеленых» городов. Проекты Китая очень крупные как по масштабам, так и по инвестициям, а за счет бурного развития экономики у Китая есть много площадок, на которых можно тестировать технологии.
В Японии именно корпорации играют ведущую роль в развитии умных городов, особенно если города построены с нуля. Акцент стоит на комфортности городской среды в условиях благоустройства компактной территории.
Если сравнивать с российским опытом, то в России скорее работает китайский подход: государственные органы сотрудничают с Яндексом и Сбером (бывшим Сбербанком) и другими компаниями в формировании цифровой экономики. В то же время, инициатива исходит «сверху», т. е. развитие умных городов определяется, в основном, государством. Однако нельзя сказать, что Россия может похвастаться такими масштабными проектами, как строительство полноценных городов.
Литература:
- Priorities and programmes for 2021 and beyond. — Текст: электронный // Сайт Мэра г. Лондон: [сайт]. — URL: https://www.london.gov.uk/programmes-strategies/business-and-economy/supporting-londons-sectors/smart-london/priorities-and-programmes-2021-and-beyond (дата обращения: 30.10.2022).
- Webmaps and data services. — Текст: электронный // Сайт Мэра г. Лондон: [сайт]. — URL: https://www.london.gov.uk/programmes-strategies/research-and-analysis/webmaps-and-data-services (дата обращения: 30.10.2022).
- Altındaş, G. Smart City Implementations in Turkey / G. Altındaş. — Текст: электронный // ResearchGate: [сайт]. — URL: https://www.researchgate.net/publication/353326723_Smart_City_Implementations_in_Turkey (дата обращения: 15.11.2022).
- Hornyak, T. Why Japan is building smart cities from scratch / T. Hornyak. — Текст: электронный // Nature: [сайт]. — URL: https://www.nature.com/articles/d41586–022–02218–5 (дата обращения: 15.11.2022).
- Lai, O. Top 10 Smart Cities in China / O. Lai. — Текст: электронный // Earth.Org: [сайт]. — URL: https://earth.org/smart-cities-in-china/ (дата обращения: 15.11.2022).
- Regan, E. Smart Cities in Japan: Practical Innovations for Conscious Future Living / E. Regan. — Текст: электронный // Tokyoesque: [сайт]. — URL: https://tokyoesque.com/smart-cities-in-japan/ (дата обращения: 15.11.2022).
- Злобин, А. Лондон обошел все города Европы по привлеченным местными стартапами инвестициям / А. Злобин. — Текст: электронный // Forbes: [сайт]. — URL: https://www.forbes.ru/finansy/452375-london-obosel-vse-goroda-evropy-po-privlecennym-mestnymi-startapami-investiciam (дата обращения: 15.11.2022).
- Россияне не верят в беспилотные автомобили, но хотят жить в «умных» домах. — Текст: электронный // Аналитический центр НАФИ: [сайт]. — URL: https://nafi.ru/analytics/rossiyane-ne-veryat-v-bespilotnye-avtomobili-no-khotyat-zhit-v-umnykh-domakh/ (дата обращения: 15.11.2022).
- Умный город — что это, как и где применяется. — Текст: электронный // Центр 2М: [сайт]. — URL: https://center2m.ru/smart-city-about (дата обращения: 15.11.2022).