Диагностика буллинга как специфического вида агрессии в школьной среде | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №46 (441) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 18.11.2022

Статья просмотрена: 1165 раз

Библиографическое описание:

Давлетшина, И. З. Диагностика буллинга как специфического вида агрессии в школьной среде / И. З. Давлетшина, Г. Р. Фаттахова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 46 (441). — С. 88-92. — URL: https://moluch.ru/archive/441/96461/ (дата обращения: 17.10.2024).



Статья посвящена диагностике буллинга как специфического вида агрессии в школьной среде. В статье проанализированы позиции различных ученых и исследователей в отношении особенностей проявления буллинга в школьной среде.

Ключевые слова: аутодеструктивное поведение; агрессия; насилие; образование, подростки, буллинг.

The article is devoted to the diagnosis of bullying as a specific type of aggression in the school environment. The article analyzes the positions of various scientists and researchers regarding the peculiarities of bullying in the school environment.

Keywords: autodestructive behavior; aggression; violence, education, teenagers, bullying.

Проблема школьного буллинга — одна из распространенных проблем как на международном, так и на российском уровне — является важной темой для эмпирических исследований и поиска путей для эффективного вмешательства. В последнее время в силу значимости возникновения ситуации буллинга для развития личности подростков, тенденции стремительного его распространения в образовательных организациях возрастает интерес ученых и педагогов-практиков к изучению обозначенного явления. Ежегодно тысячи детей подвергаются травле. Многие случаи приводят к трагедиям и ломают судьбы. О самых ужасных из них становится широко известно, благодаря общественности и СМИ. Однако навряд ли можно сказать, что социальная огласка оказывает помощь в борьбе с буллингом среди детей и подростков.

Каждое такое резонансное событие порождает громкие дискуссии и призывы к внесению изменений в законодательстве. Наказание за травлю в школе просят ужесточить. Однако после того, как СМИ перестают пестрить заголовками об очередном случае травли, общественность затихает. Ровно до следующего вопиющего случая.

Целью нашей практики была психодиагностика подростков с целью выявления уровня буллинга и его характерных особенностей в каждом классе. Площадкой для базы практики было выбрано МБОУ «Центр образования № 69» г. Уфы РБ. Практику мы привели в 6 «Б» классе.

В работе использовались следующие методики:

1. Адаптированная анкета «Исследование школьного климата» для школьников 4–6 классов, которая направлена на установление феноменов буллинга, личных отношений подростков к нему и их представлений о безопасности в классе и школе. Индивидуальные вопросы позволили нам диагностировать факт буллинга в классе, его периодичность и реакции учащихся школы. А подростки, отвечая на вопросы, опираются в первую очередь на свой личный опыт.

Результаты диагностики по методике «Исследование школьного климата» представлены на рисунке 1.

Результаты диагностики по методике «Исследование школьного климата» «Исследование школьного климата»

Рис. 1. Результаты диагностики по методике «Исследование школьного климата» «Исследование школьного климата»

Результаты диагностики по методике «Исследование школьного климата» «Исследование школьного климата» показали, что школьники 6 «Б» класса имеют следующие отличительные особенности: определенная часть опрошенных нами подростков чувствует себя неуютно и испытывает дискомфорт по причине своей успеваемости — 5 человек — это 19,2 % и внешности — 7 человек — это 26,9 %.

Другие респонденты отметили дискомфортное нахождение в классе из-за уровня дохода семьи — 3 человека это 11,5 % и этнической принадлежности — 2 человека — это 7,70 %.

Второй раздел анкеты был направлен на выявление фактов и форм проявления буллинга среди обучающихся и формы его проявления в образовательном пространстве. Школьники выделяют следующие виды притеснений: физические, словесные и социальные формы. Результаты ответов на вопрос: «Чувствуют ли себя в безопасности в классе и школе?» по второй части анкеты методики «Исследование школьного климата» представлены на рисунке 2.

Результаты ответов на вопрос: «Чувствуют ли себя в безопасности в классе и школе?» по второй части анкеты методики «Исследование школьного климата», %

Рис. 2. Результаты ответов на вопрос: «Чувствуют ли себя в безопасности в классе и школе?» по второй части анкеты методики «Исследование школьного климата», %

На вопрос, чувствуют ли себя в безопасности ученики в классе и в школе ответ «всегда» выбрали 28 человек (73,1 %) Похоже на то, что эти подростки могут быть жертвами насмешек или же притеснений в классе.

2. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (текст опросника в адаптации А. К. Осницкого) направлена на выявление степени адаптированности личности подростков в условиях классного коллектива.

Результаты диагностики представлены на рисунке 3.

Результаты диагностики по методике диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда

Рис. 3. Результаты диагностики по методике диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда

В результате диагностики мы обнаружили, что уровень адаптивности респондентов находится на высоком уровне — 82,40 %. Подростки ориентированы на принятие себя и окружающих людей, в силу психологических особенностей возраста стремятся к доминированию над взрослыми. По сравнению с тем, что есть подростки, которые испытывают эмоциональный дискомфорт в классе- 2 человека — это 75 % соответственно.

3. Методика на выявление «Буллинг-структуры» (автор Е. Г. Норкина) позволила выявить фактическое наличие насилия в школе и способствовала определению «буллинг-структуры», которая будет использоваться для дальнейшего профилактику школьного буллинга.

Результаты диагностики по методике «Буллинг-структуры» Е. Г. Норкиной представлены на рисунке 4.

Результаты диагностики по методике «Буллинг-структуры» Е. Г. Норкиной

Рис. 4. Результаты диагностики по методике «Буллинг-структуры» Е. Г. Норкиной

В результате анализа ответов подростков можно сделать вывод, что проблема насилия в школе отсутствует. Большинство респондентов дали отрицательный ответ — 24 (92,3 %) человека. Из числа подростков с признаками насилия, которые отметили факт насилия — 2 (7 %) человека, притеснения только от одноклассников.

Таким образом, результаты диагностической работы говорят о необходимости своевременного проведения коррекционной деятельности социального педагога с детьми 6 «Б» класса МБОУ «Центр образования № 69» г. Уфы РБ.

Профилактика буллинга в школьной среде может включать множество разнообразных мероприятий: совместную с детьми разработку и утверждение правил эффективного общения; классные часы; беседы, психологические тренинги, ролевые игры психолога с детьми; создание кружков, клубов или студий, где могли бы реализовать себя дети с самыми разными интересами; общешкольные квесты, конкурсы талантов, выставки достижений; мероприятия, способствующие сплочению детей; участие в благотворительных акциях, волонтерстве; чтение и обсуждение книг, где поднимается проблема травли; просмотр и обсуждение фильмов на аналогичную тему; написание сочинений; театрализованные постановки.

Литература:

  1. Ахметшина И. А. Социально-педагогические аспекты профилактики школьного буллинга в условиях инклюзивного образования // Проблемы современного педагогического образования. — 2019. — Вып. 62. — Ч. 3. — С. 16–19.
  2. Бязырова А. Т. Психолого-педагогические условия профилактики школьного буллинга // Проблемы современного педагогического образования. — 2017. — № 55 (8). — С. 105–111.
  3. Бобровникова, Н. С. Профилактика буллинга в образовательной среде // Молодой ученый. — 2016. — № 12. — С. 759–761.
  4. Бочавер А. А. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Журнал высшей школы экономики. Психология. — 2013. — Т. 10. — № 3. — С. 149–159.
  5. Воронцов Д. Б. Особенности буллинга в школе / Д. В. Воронцов // Вестник Череповского государственного университета. — 2020. — № 2. — С. 129–137.
  6. Корзун С. А. Буллинг как форма проявления агрессии в подростковом возрасте // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. — 2017. — Т. 11. — № 8. — С. 107–111.
  7. Маланцева О. Д. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? / О. Д. Маланцева // Социальная педагогика. — 2017. — № 4. — С. 90–92.
  8. Мосина О. А. Проблема буллинга в образовательной среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 29. — С. 144–148.
  9. Нестерова А. А. Предикторы школьной травли в отношении детей младшего подросткового возраста со стороны сверстников // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. — 2018. — № 3. — С. 97–114.
  10. Преодоление и профилактика буллинга в школе / Е. М. Калинкина, Н. Ю. Камракова. — Вологда: ВИРО, 2018. — 52 с.
Основные термины (генерируются автоматически): результат диагностики, школьный климат, класс, методика диагностики, результат ответов, социально-психологическая адаптация, уфа, Центр образования, часть анкеты методики, школьная среда.


Похожие статьи

Методы изучения гендерных особенностей агрессивности в подростковом возрасте

В этой статье рассмотрена проблема гендерного аспекта агрессивного поведения среди подростков, раскрывается понятие агрессии, факторы, влияющие на агрессивное поведение, виды агрессии и их различие как у мальчиков, так и у девочек.

Агрессивное поведение современных подростков

В данной статье рассматриваются особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте, описываются результаты проведенного исследования, которое было направлено на оценку видов агрессивного поведения современных подростков.

Субъективно переживаемая возрастная дискриминация

В статье представлены результаты проведенного исследования, которое было направлено на определение и сравнение уровня переживаемой возрастной дискриминации среди представителей подросткового возраста и взрослых людей.

Агрессия как одна из форм девиантного поведения младших школьников

В статье исследуется проблема агрессии как одной из форм девиантного поведения младших школьников. Экспериментальным путем доказывается, что агрессия является ведущей формой девиантного поведения младших школьников.

Роль СМИ и телевизионных программ в стимуляции агрессии и насилия у детей и подростков

В статье представлены научные подходы к изучению роли СМИ и телевизионных программ в контексте информационной безопасности и влияния на развитие делинквентного поведения, агрессии и насилия у детей и подростков.

Феномен интернет-зависимости как причина девиантного поведения подростков

В данной статье исследуется проблема интернет-зависимости в подростковом возрасте. Изучается взаимосвязь данного феномена и проявления девиантного поведения у подростков.

Особенности проявления конструктивной и деструктивной агрессии мужчинами и женщинами

В статье изучаются половые особенности проявления конструктивной и деструктивной агрессии. Приведены данные относительно особенностей проявления конструктивной и деструктивной агрессии в мужской и женской выборке.

Психологические особенности старшеклассников-участников буллинга

В статье представлены результаты эмпирического исследования психологических особенностей старшеклассников, участвующих в буллинге. Результаты диагностики показали, что в зависимости от роли, которую выполняет старшеклассник, он наделен определенным н...

Подростковая тревожность: проблема и пути решения

В статье затрагивается проблема подростковой тревожности, особенности проявления тревожности, а также возможные причины популяризации данной проблемы у современных школьников.

Роль арт-терапии в урегулировании деструктивного поведения подростка

В статье раскрывается проблема социализации подростков с деструктивным поведением. Представлены основные причины деструктивного поведения подростков. Арт-терапия рассматривается как средство коррекции агрессивного поведения подростков в рамках образо...

Похожие статьи

Методы изучения гендерных особенностей агрессивности в подростковом возрасте

В этой статье рассмотрена проблема гендерного аспекта агрессивного поведения среди подростков, раскрывается понятие агрессии, факторы, влияющие на агрессивное поведение, виды агрессии и их различие как у мальчиков, так и у девочек.

Агрессивное поведение современных подростков

В данной статье рассматриваются особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте, описываются результаты проведенного исследования, которое было направлено на оценку видов агрессивного поведения современных подростков.

Субъективно переживаемая возрастная дискриминация

В статье представлены результаты проведенного исследования, которое было направлено на определение и сравнение уровня переживаемой возрастной дискриминации среди представителей подросткового возраста и взрослых людей.

Агрессия как одна из форм девиантного поведения младших школьников

В статье исследуется проблема агрессии как одной из форм девиантного поведения младших школьников. Экспериментальным путем доказывается, что агрессия является ведущей формой девиантного поведения младших школьников.

Роль СМИ и телевизионных программ в стимуляции агрессии и насилия у детей и подростков

В статье представлены научные подходы к изучению роли СМИ и телевизионных программ в контексте информационной безопасности и влияния на развитие делинквентного поведения, агрессии и насилия у детей и подростков.

Феномен интернет-зависимости как причина девиантного поведения подростков

В данной статье исследуется проблема интернет-зависимости в подростковом возрасте. Изучается взаимосвязь данного феномена и проявления девиантного поведения у подростков.

Особенности проявления конструктивной и деструктивной агрессии мужчинами и женщинами

В статье изучаются половые особенности проявления конструктивной и деструктивной агрессии. Приведены данные относительно особенностей проявления конструктивной и деструктивной агрессии в мужской и женской выборке.

Психологические особенности старшеклассников-участников буллинга

В статье представлены результаты эмпирического исследования психологических особенностей старшеклассников, участвующих в буллинге. Результаты диагностики показали, что в зависимости от роли, которую выполняет старшеклассник, он наделен определенным н...

Подростковая тревожность: проблема и пути решения

В статье затрагивается проблема подростковой тревожности, особенности проявления тревожности, а также возможные причины популяризации данной проблемы у современных школьников.

Роль арт-терапии в урегулировании деструктивного поведения подростка

В статье раскрывается проблема социализации подростков с деструктивным поведением. Представлены основные причины деструктивного поведения подростков. Арт-терапия рассматривается как средство коррекции агрессивного поведения подростков в рамках образо...

Задать вопрос