Статья посвящена диагностике буллинга как специфического вида агрессии в школьной среде. В статье проанализированы позиции различных ученых и исследователей в отношении особенностей проявления буллинга в школьной среде.
Ключевые слова: аутодеструктивное поведение; агрессия; насилие; образование, подростки, буллинг.
The article is devoted to the diagnosis of bullying as a specific type of aggression in the school environment. The article analyzes the positions of various scientists and researchers regarding the peculiarities of bullying in the school environment.
Keywords: autodestructive behavior; aggression; violence, education, teenagers, bullying.
Проблема школьного буллинга — одна из распространенных проблем как на международном, так и на российском уровне — является важной темой для эмпирических исследований и поиска путей для эффективного вмешательства. В последнее время в силу значимости возникновения ситуации буллинга для развития личности подростков, тенденции стремительного его распространения в образовательных организациях возрастает интерес ученых и педагогов-практиков к изучению обозначенного явления. Ежегодно тысячи детей подвергаются травле. Многие случаи приводят к трагедиям и ломают судьбы. О самых ужасных из них становится широко известно, благодаря общественности и СМИ. Однако навряд ли можно сказать, что социальная огласка оказывает помощь в борьбе с буллингом среди детей и подростков.
Каждое такое резонансное событие порождает громкие дискуссии и призывы к внесению изменений в законодательстве. Наказание за травлю в школе просят ужесточить. Однако после того, как СМИ перестают пестрить заголовками об очередном случае травли, общественность затихает. Ровно до следующего вопиющего случая.
Целью нашей практики была психодиагностика подростков с целью выявления уровня буллинга и его характерных особенностей в каждом классе. Площадкой для базы практики было выбрано МБОУ «Центр образования № 69» г. Уфы РБ. Практику мы привели в 6 «Б» классе.
В работе использовались следующие методики:
1. Адаптированная анкета «Исследование школьного климата» для школьников 4–6 классов, которая направлена на установление феноменов буллинга, личных отношений подростков к нему и их представлений о безопасности в классе и школе. Индивидуальные вопросы позволили нам диагностировать факт буллинга в классе, его периодичность и реакции учащихся школы. А подростки, отвечая на вопросы, опираются в первую очередь на свой личный опыт.
Результаты диагностики по методике «Исследование школьного климата» представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Результаты диагностики по методике «Исследование школьного климата» «Исследование школьного климата»
Результаты диагностики по методике «Исследование школьного климата» «Исследование школьного климата» показали, что школьники 6 «Б» класса имеют следующие отличительные особенности: определенная часть опрошенных нами подростков чувствует себя неуютно и испытывает дискомфорт по причине своей успеваемости — 5 человек — это 19,2 % и внешности — 7 человек — это 26,9 %.
Другие респонденты отметили дискомфортное нахождение в классе из-за уровня дохода семьи — 3 человека это 11,5 % и этнической принадлежности — 2 человека — это 7,70 %.
Второй раздел анкеты был направлен на выявление фактов и форм проявления буллинга среди обучающихся и формы его проявления в образовательном пространстве. Школьники выделяют следующие виды притеснений: физические, словесные и социальные формы. Результаты ответов на вопрос: «Чувствуют ли себя в безопасности в классе и школе?» по второй части анкеты методики «Исследование школьного климата» представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Результаты ответов на вопрос: «Чувствуют ли себя в безопасности в классе и школе?» по второй части анкеты методики «Исследование школьного климата», %
На вопрос, чувствуют ли себя в безопасности ученики в классе и в школе ответ «всегда» выбрали 28 человек (73,1 %) Похоже на то, что эти подростки могут быть жертвами насмешек или же притеснений в классе.
2. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (текст опросника в адаптации А. К. Осницкого) направлена на выявление степени адаптированности личности подростков в условиях классного коллектива.
Результаты диагностики представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Результаты диагностики по методике диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда
В результате диагностики мы обнаружили, что уровень адаптивности респондентов находится на высоком уровне — 82,40 %. Подростки ориентированы на принятие себя и окружающих людей, в силу психологических особенностей возраста стремятся к доминированию над взрослыми. По сравнению с тем, что есть подростки, которые испытывают эмоциональный дискомфорт в классе- 2 человека — это 75 % соответственно.
3. Методика на выявление «Буллинг-структуры» (автор Е. Г. Норкина) позволила выявить фактическое наличие насилия в школе и способствовала определению «буллинг-структуры», которая будет использоваться для дальнейшего профилактику школьного буллинга.
Результаты диагностики по методике «Буллинг-структуры» Е. Г. Норкиной представлены на рисунке 4.
Рис. 4. Результаты диагностики по методике «Буллинг-структуры» Е. Г. Норкиной
В результате анализа ответов подростков можно сделать вывод, что проблема насилия в школе отсутствует. Большинство респондентов дали отрицательный ответ — 24 (92,3 %) человека. Из числа подростков с признаками насилия, которые отметили факт насилия — 2 (7 %) человека, притеснения только от одноклассников.
Таким образом, результаты диагностической работы говорят о необходимости своевременного проведения коррекционной деятельности социального педагога с детьми 6 «Б» класса МБОУ «Центр образования № 69» г. Уфы РБ.
Профилактика буллинга в школьной среде может включать множество разнообразных мероприятий: совместную с детьми разработку и утверждение правил эффективного общения; классные часы; беседы, психологические тренинги, ролевые игры психолога с детьми; создание кружков, клубов или студий, где могли бы реализовать себя дети с самыми разными интересами; общешкольные квесты, конкурсы талантов, выставки достижений; мероприятия, способствующие сплочению детей; участие в благотворительных акциях, волонтерстве; чтение и обсуждение книг, где поднимается проблема травли; просмотр и обсуждение фильмов на аналогичную тему; написание сочинений; театрализованные постановки.
Литература:
- Ахметшина И. А. Социально-педагогические аспекты профилактики школьного буллинга в условиях инклюзивного образования // Проблемы современного педагогического образования. — 2019. — Вып. 62. — Ч. 3. — С. 16–19.
- Бязырова А. Т. Психолого-педагогические условия профилактики школьного буллинга // Проблемы современного педагогического образования. — 2017. — № 55 (8). — С. 105–111.
- Бобровникова, Н. С. Профилактика буллинга в образовательной среде // Молодой ученый. — 2016. — № 12. — С. 759–761.
- Бочавер А. А. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Журнал высшей школы экономики. Психология. — 2013. — Т. 10. — № 3. — С. 149–159.
- Воронцов Д. Б. Особенности буллинга в школе / Д. В. Воронцов // Вестник Череповского государственного университета. — 2020. — № 2. — С. 129–137.
- Корзун С. А. Буллинг как форма проявления агрессии в подростковом возрасте // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. — 2017. — Т. 11. — № 8. — С. 107–111.
- Маланцева О. Д. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? / О. Д. Маланцева // Социальная педагогика. — 2017. — № 4. — С. 90–92.
- Мосина О. А. Проблема буллинга в образовательной среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 29. — С. 144–148.
- Нестерова А. А. Предикторы школьной травли в отношении детей младшего подросткового возраста со стороны сверстников // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. — 2018. — № 3. — С. 97–114.
- Преодоление и профилактика буллинга в школе / Е. М. Калинкина, Н. Ю. Камракова. — Вологда: ВИРО, 2018. — 52 с.