В статье автор рассматривает ключевые категории и характеристики психолого-педагогического сопровождения студентов с инвалидностью, а также противоречия, которые существуют в настоящее время при построении данного процесса.
Ключевые слова: педагогическое сопровождение, психолого-педагогическое сопровождение.
Проблема высшего образования на сегодняшний день актуальна и сложна для людей с ограниченными возможностями здоровья и имеющими инвалидность людей из-за отсутствия особых условий в образовательных организациях и недостаточных знаний преподавателей для обучения, а также отсутствием опыта взаимодействия со студентами с различными нозологиями.
Получение данного уровня образования является одним из основных и важных прав человека, и обеспечение качества и доступности высшего образования для людей с ограниченными возможностями здоровья и имеющих инвалидность является приоритетом университетов. Расширение образовательных возможностей для студентов с инвалидностью является проблемой, которую может решить университетское сообщество.
Целью всех образовательных учреждений является организация и осуществление мероприятий, направленных на психолого-педагогическую поддержку обучающихся с инвалидностью и людей с ограниченными возможностями в освоении основных образовательных программ, профориентацию и содействие трудоустройству на современном рынке труда, а также популяризацию и развитие инновационных методов для обучения студентов с инвалидностью, и развития целостного инклюзивного образования в университете.
Психолого-педагогическое сопровождение является той деятельностью, которая осуществляется в совместной деятельности кадрового состава по организации данного процесса и обучающегося; деятельность, определяющая цели, навыки (или их недостаток), возможности обучающегося, а в дальнейшем ознакомление с препятствиями, которые встречаются на пути в образовательном процессе, для определения путей при решении возникающих проблем.
Между тем, существуют определенные противоречия:
Противоречие социально-педагогического уровня: между актуальной потребностью университетов в организации психолого-педагогического сопровождения студентов с инвалидностью, обучающихся по индивидуальным образовательным траекториям, в ВУЗах, и недостаточным опытом такой организации.
Противоречие научно-теоретического уровня: между актуальной необходимостью теоретического обоснования организационных форм психолого-педагогического сопровождения студентов с инвалидностью, обучающихся по индивидуальным образовательным траекториям, и недостаточным уровнем такого обоснования.
Противоречие практико-методического уровня: между актуальной необходимостью в методических разработках форм организации психолого-педагогического сопровождения студентов с инвалидностью, обучающихся по индивидуальным образовательным траекториям, и отсутствием таких разработок.
В современной психолого-педагогической науке исследователями предлагается более 20 определений понятия «сопровождение». При этом различные авторы ставятся акценты на педагогическую поддержку.
И. Д. Фрумин рассматривает педагогическую поддержку, как «педагогические действия, ставящие своей целью помощь обучающимся в самореализации, в решении различных жизненных, образовательных проблем» [2, с. 26–29.].
Как отмечает А. В. Шамсутдинова [3], на основе работ В. А. Бодрова, А. К. Марковой, Ю. П. Поваренкова, Л. Г. Семушиной, В. В. Серикова могут быть выделены следующие компоненты психолого-педагогического сопровождения для студентов с инвалидностью:
- Мотивационный (освоение новой социальной роли — студент вуза, формирование ценностного отношения к выбранному направлению профессиональной деятельности).
- Когнитивный (освоение общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций при изучении дисциплин учебного плана, получение профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в результате прохождения различных видов практики).
- Рефлексивный (самоопределение в профессиональной деятельности, трудоустройство).
Проведенный историко-философский анализ сущности психолого-педагогического сопровождения позволил прийти к выводу, что психолого-педагогическое сопровождение — это механизм взаимодействия участников образовательного процесса, обеспечивающий принятие субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.
Ключевыми категориями, определяющими суть и содержание психолого-педагогического сопровождения студентов с инвалидностью в вузе, являются поддержка, помощь, эмпатийное понимание, принятие, общение, педагогическое сотрудничество.
Характеристиками психолого-педагогического сопровождения выступают: субъектная позиция всех участников образовательного процесса, адаптивность, взаимореферентность, предоставление свободы выбора.
Процесс обучения в вузе можно рассматривать как новую ситуацию развития для студентов с инвалидностью, и, следовательно, охарактеризовать его как последовательность трех фаз, по И. С. Кону: адаптации, интериоризации, индивидуализации [1, с. 560]. Этапы психолого-педагогического сопровождения студентов в учреждениях высшего образования могут быть соотнесены с данными фазами.
Литература:
- Кон И. С. Социологическая психология. — Воронеж: МОДЭК, 1999.
- Фрумин И. Д. Педагогическая поддержка: между помощью и выращиванием / И. Д. Фрумин // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании: материалы всероссийской конференции. М.: УВЦ «Инноватор», 1996.
- Шамсутдинова А. В. Содержание психолого-педагогического сопровождения студентов в учреждениях среднего профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. — 2012. — № 6. https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=8093