В статье конкретизированы результаты диагностической работы, по результатам которой испытуемые были разделены на три группы: «группа риска», группа, имеющая склонности к развитию и проявлению виктимности, группа испытуемых с низким уровнем виктимности. Далее нами представлена профилактическая работа, которая включает цели, задачи, диагностический инструментарий и интерактивные методы работы по трем направлениям: учащиеся, родители и педагоги (классные руководители, учителя-предметники, администрация).
Ключевые слова: семья, семейное неблагополучие, виктимизация, подросток, социально-психологическая профилактика.
The article concretizes the results of diagnostic work, according to the results of which the subjects were divided into three groups: «risk group», a group with a tendency to develop and manifest victimization, a group of subjects with a low level of victimization. Next, we are presented with a draft program that includes goals, objectives, diagnostic tools and interactive methods of work in three areas: students, parents and teachers (classroom teachers, subject teachers, administration).
Keywords: family, family trouble, victimization, adolescent, social and psychological prevention.
Актуальность исследования. Профилактика виктимности является одной из важнейших проблем в настоящее время.
Виктимность — это склонность человека становиться жертвой различных жизненных ситуаций. Подростки в возрасте от 12 до 14 лет чаще всех сталкиваются с данной проблемой. Именно поэтому стоит более внимательно относиться к их активному созреванию, попыткам идентификации себя со сверстниками, взаимоотношениям с членами семьи. Наибольшее влияние на развитие виктимного поведения в подростковом возрасте оказывает негативное воздействие взрослых. Стоит подчеркнуть, что формирование личности подростка, его самооценка, самоощущение, самосознание и способы поведения зависят как от отношения родителей к самому подростку, так и от обстановки и климата в семье. Негативное влияние семьи на восприимчивую личность подростка может привести к осуществлению антиобщественных поступков, делая его жертвой.
Необходимо отметить, что поведение подростков в основном направлено на противостояние чему-либо или кому-либо в связи с особенностями развития личности, и характера. Зачастую это происходит в направлениях подросток-родитель, подросток-семья особенно, если в данной семье присутствует авторитарный стиль воспитания. Прежде чем начать рассматривать восприятие семейных отношений подростками, склонных к виктимному поведению, и виктимное поведение в целом, необходимо остановиться на конкретном определении каждого понятия темы.
Целью нашей диагностической работы является выявление склонности к виктимному поведению у подростков. Нами было проведено тестирование среди 35 учащихся-подростков в возрасте от 13 до 14 лет на базе МБОУ «Центр образования № 69» г. Уфы.
В качестве диагностического инструментария были выбраны следующие методики:
1. Опросник «Склонность к виктимному поведению» (О. О. Андронникова) [2],
Результаты диагностики по методике «Склонность к виктимному поведению» (О. О. Андронникова) представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Результаты диагностики по методике «Склонность к виктимному поведению» (О. О. Андронникова)
По результатам исследования испытуемые были разделены на 3 группы: во-первых, так называемая «группа риска», которая составила 9 человек (24 %), у таких подростков наблюдаются высокие показатели по шкалам реализованной виктимности и агрессивного поведения; во-вторых, группа, имеющая склонности к развитию и проявлению виктимности — 19 человек (55 %), у таких подростков наблюдаются в основном средние показатели по шкалам, но также присутствует агрессивное поведение; и, в-третьих, группа испытуемых с низким уровнем виктимности — 7 (22,3 %), у таких подростков наблюдаются низкие показатели по шкалам, именно такие подростки чаще всего стараются избегать опасных ситуаций, но попадают в них не по своей вине.
2. Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» Е. Шафер (ПОР — Подростки о родителях).
Результаты диагностики по методике «Поведение родителей и отношение подростков к ним (Е. Шафер) (ПОР — Подростки о родителях)» со стороны сына представлены на рисунке 2.
По результатам методики «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (Е. Шафер) в отношениях между сыном и матерью были выявлены высокие показатели по таким шкалам как «враждебность» — 10 человек (28 %), «автономность» — 11 человек (32 %) и «непоследовательность» — 13 человек (36 %). Между сыном и отцом высокие баллы были получены по шкалам «позитивного интереса» — 13 человек (36 %) и «непоследовательности» — 14 человек (40 %).
Рис. 2. Результаты диагностики по методике «Поведение родителей и отношение подростков к ним (Е. Шафер) (ПОР — Подростки о родителях)» со стороны сына
Результаты диагностики по методике «Поведение родителей и отношение подростков к ним (Е. Шафер) (ПОР — Подростки о родителях)» со стороны дочери представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Результаты диагностики по методике «Поведение родителей и отношение подростков к ним (Е. Шафер) (ПОР — Подростки о родителях)» со стороны дочери
По результатам диагностики отношений девочек и матерей, высокие баллы были получены по таким шкалам как «автономность» — 12 человек (35 %) и «позитивный интерес» — 15 человек (42 %). По результатам диагностики отношений девочек и отцов, были выявлены высокие баллы по таким шкалам как «позитивный интерес» — 22 человека (64 %), «директивность» — 17 человек (48 %), а также «непоследовательность» — 22 человека (64 %).
Таким образом, те подростки, которые находятся во враждебных отношениях с родителями находятся в «группе риска» или же имеют склонность к развитию и проявлению виктимности.
При создании профилактической работы нами были учтены результаты диагностической работы.
Целью профилактической работы с учащимися является формирование умений противостоять деструктивному воздействию, способствующему созданию ситуаций провокационного характера.
Методы работы:
- Проведение собраний, на которых будет происходить информирование педагогов с помощью лекций, аудио или видео материалов на темы: «Почему становятся жертвой?», «Способы разрешения конфликтов», «Успейте услышать, о чем молчит подросток» и т. п.
- Тренинги на тему: «Способы разрешения конфликтных ситуаций», «Как помочь ученику в трудной ситуации», «Стили педагогического общения» и т. п.
Ожидаемые результаты профилактической программы:
1) снижение уровня виктимности подростков;
2) сформированность у подростков умения контролировать свои эмоции и поведение;
3) повышение информированности родителей об особенностях подросткового возраста, сущности виктимного поведения;
4) налаживание доверительных взаимоотношений в семье;
5) сформированность навыков конструктивного взаимодействия педагогов с учащимися в различных ситуациях риска;
6) владение педагогами методами психолого-педагогической поддержки как родителей, так и учащихся-подростков.
Результаты программы во много будут зависеть от исходных диагностических параметров, длительности и систематичности профилактических мероприятий.
Литература:
- Андреева Т. В. Семейная психология: учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2016. 244 с.
- Андронникова О. О. Психологические факторы возникновения виктимного поведения подростков. Новосибирск, 2017. — 197с.
- Биктина Н. Н., Баймешова А. Б. К проблеме виктимности личности подростка в современных исследованиях: сущность, виды, факторы возникновения и причины проявления // Современные проблемы науки образования. — 2015. — № 2. — С. 542–549.
- Довгая Н. А. О влиянии факторов семейной ситуации на эмоциональное развитие в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] // Вестник СПбГУ. 2018. № 12. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_17070171_43187997.pdf (дата обращения: 07.11.2022)
- Ждакаева Е. И. Деструктивные детско-родительские отношения как фактор девиантного поведения подростков [Электронный ресурс] // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2010. — № 4 (43). — С. 56–59
- Митичева Т. И., Соловьева А. В. Особенности социализации современных подростков в неблагополучных семьях [Электронный ресурс] // Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105). — С. 739–742.
- Мудрик А. В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2018. — 200 с.
- Павлова Т. И. Влияние родителей и структуры семьи на самооценку ребенка [Электронный ресурс] // Бюллетень науки и практики. — 2019. — № 12. — С. 383–386.
- Пидкасистый П. И. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. — М.: Эксмо, 2019. — 325 с.