В статье рассматривается актуальность введения инновационных моделей в дошкольное образование. Проводится сравнение двух инновационных моделей, для сравнения были выбраны модель проектов и модульная модель. Рассматриваются основные аспекты данных моделей, их цели, перспективы. А также положительные и отрицательные стороны.
Ключевые слова: инновации, инновационные модели, дошкольное образование, модель проектов, модульная модель
The article discusses the relevance of the introduction of innovative models in preschool education. Two innovative models are compared, a project model and a modular model were chosen for comparison. The main aspects of these models, their goals, prospects are considered. As well as the positive and negative sides.
Keywords: innovations, innovative models, preschool education, project model, modular model
Важность внедрения инновации в образовательную программу дошкольного образования ни у кого не вызывает сомнения. Новые модели и технологии разрабатываются с учетом современных тенденций, и поэтому чаще всего являются довольно эффективными. Обычно инновации бывают довольно глобальными, они влияют на функционирование всего дошкольного учреждения.
В настоящее время существует довольно обширное количество инновационных моделей для дошкольного образования. В данной статье мы сравним две модели инновационного дошкольного образования, рассмотрим их плюсы и минусы.
Инновационная модель проектов заключается в том, что дети обязательно должны самостоятельно достигать той или иной цели в образовании. Они должны добиваться результата с помощью исследования, которое регулируется взрослым. В процессе такого исследования, ребенок узнает много нового, понимает, как устроен мир, укрепляет свои возможности в познании.
Суть «модели проектов» заключается в том, что такие новые знания дети получают поэтапно, со временем все усложняя и усложняя такие проекты. Главным фактором выступает познавательный. Деятельность в проекте всегда нацелена на конкретный результат. Этот результат возможен только при обоюдной работе педагога и ребенка.
Модель проектной деятельности требует от педагога большого терпения, уважения к своим воспитанникам. Они обязательно должны верить в успех и всячески мотивировать детей в их исследовательской деятельности. Поощрять правильные идеи, предложенные способы, в общем любая инициатива должна адекватно восприниматься педагогом.
Данная модель взаимосвязана с индивидуальными оригинальными решениями, но при этом выступает важным и коллективный дух. При работе в группе разрабатывается способность к рефлексии, отбору правильных решений, умению выстроить из частей целое. Таким образом, модель проектирования выступает методом интеллектуального социального творческого саморазвития детей в дошкольном образовании.
Данная модель развивает умения у детей, которые формируются и складываются только в деятельности. Кроме того, в процессе проекта формируются и социальные характеристики: умение работать в группе, оказывать помощь друг другу.
Основной целью технологии проектной деятельности является развитие свободной творческой личности ребенка.
Модель проектов может применяться в работе с детьми даже младшего дошкольного возраста. С последующими возрастными группами проекты будут только усложняться.
Результатами от данной модели будут: самостоятельность, умение достигать цели, достижение определенного познавательного уровня.
Перейдем к другой модели — модульный принцип. Данная модель дает возможность реализовать современные требования к организации работы в дошкольном учреждении.
Особенность данной модели заключается в том, что главным выступает модуль, который состоит из различных занятий. Эти занятия направлены на цель, которая определяется в конкретном модуле. Занятия, кстати, направленные на данный модуль могут быть весьма разнонаправленные, из разных областей.
Важным в модуле выступает конкретная тема, которая и будет связывать все занятия. Такой темой может выступать и подготовка к празднику, и изучение какой-либо темы. Т. е. сфера может быть как обучающая, так и развлекательная.
Данная тема придает смысл всей деятельности и соответственно мотивирует на достижение результата. В методическом аспекте сюжет или тема объединяет различные виды деятельности и ведет к успешному разрешению дидактических целей и задач. Занятия обычно в таком модуле бывают комплексными.
Модули, в отличие от проектов применяют начиная со старшего дошкольного возраста, в более младших группах данная модель не используется.
Процесс работы с модулем следующий: сначала выбирается тема, затем подбираются занятия, которые будут способствовать раскрытию данной темы, достижению ее целей. Затем решается вопрос о сюжете модуля. Выбирается персонаж — главный герой, который присутствует и участвует во всей деятельности вместе с детьми.
Наметив тему и разработав сюжет, особое внимание уделяется «завязке» модуля. Она позволяет связать процесс обучения с реальной жизнью детей, той ситуацией, которая складывается в группе. Благодаря этому у детей создается впечатление, что их деятельность является не занятием, а игрой или любимым делом. Особое значение педагоги уделяют первому, вводному занятию, т. е. «завязке». Удачно выбранная завязка придает модулю целостность, а деятельности детей — необходимую целесообразность.
Результатом работы детей по теме модуля обычно бывают рисунки, поделки, аппликации, альбомы-энциклопедии, книжки-малышки со стихами и сказками, творческие задания, доклады и т. п.
На мой взгляд более продуктивной и четкой выступает модель проектов, модульная модель несколько расплывчата и охватывает слишком много. Тогда как в проектах цель четко понятна и легко достижима. Кроме того, данные модели можно использовать в период всего дошкольного образования, тогда как модули только для старших школьников.
Литература:
- Касьянова, А. Н. Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология / А. Н. Касьянова. // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 210–213.
- Шалтикова, У. Е. Эффективность применения инновационных технологий в дошкольном обучении / У. Е. Шалтикова. // Молодой ученый. — 2017. — № 10.1 (144.1). — С. 97–100.