С начала реформирования экономики в Российской Федерации и развития рынка реклама стала динамично внедряться в жизнь общества и быть неотъемлемой частью рыночных изменений. Рекламу используют, чтобы повысить интерес потребителя к товарам, какой-либо продукции или услугам. Безусловно, на фоне активного развития рынка рекламы становится всё более существенной необходимость дальнейшего совершенствования механизма регулирования отношений в этой сфере. Для этого важно изучать правовое регулирование рекламной деятельности и её особенности.
Ключевые слова: реклама, рекламная деятельность.
Жизнь социума в настоящее время невозможно представить без рекламы. Не зря рекламу называют двигателем прогресса. Реклама является динамичной, быстро развивающейся сферой общественной жизни. Она сопровождает человека на протяжении длительного времени и ее появление связано с достаточно давним временем. Ещё до нашей эры появились простейшие формы рекламы. В древние, первобытные времена реклама выражалась с помощью жестов, слов, звуков и различных изобразительных приёмов. В Египте были папирусы, на которых размещалась информация о продаже раба. Упоминания о рекламе можно найти и в Древней Греции и Древнем Риме. Как отмечают исследователи, в то время реклама появилась в качестве надписей, которые были нацарапаны или начертаны краской на камнях, стенах; после распространялась уже на бумаге [6, с. 42].
Активное развитие рынка рекламы в России привело к тому, что необходимо было на законодательном уровне урегулировать эту область деятельности. Государство не могло существовать независимо от законодательного регулирования рынка рекламы, потому что это могло негативно сказаться на рыночных отношениях и на проводимой государством политике, и, конечно же, на всем обществе в целом. Необходимо было принять единый нормативный правовой акт, регулирующий распространение рекламы, устанавливающий ответственность для субъектов рынка рекламы, если бы они нарушили рекламное законодательство.
Главным нормативным актом, регулирующим рекламную деятельность в Российской Федерации сегодня, является Федеральный закон от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе) [2]. Под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Реклама относится к такому виду объектов гражданских прав, как услуги, и регулируется главой 39 с наименованием «Возмездное оказание услуг» Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) [1], правила которой, как прямо регламентировано в ч. 2 ст. 779 ГК РФ, применяются к договорам оказания информационных услуг. Также допустимо размещать рекламу безвозмездно (например, в случае рекламирования деятельности некоммерческой организации). Соответственно, такую рекламу можно рассматривать как разновидность благотворительной деятельности. Как справедливо, на наш взгляд, замечает Ю. Г. Соколова, отсутствие в законодательстве прямого указания на возмездный характер между субъектами данных правоотношений не является препятствием для возникновения между ними договорных отношений, регулируемых главой 39 ГК РФ [7, с. 278].
Понятия рекламной деятельности ни в одном нормативном акте не установлено. Таковое является дискуссионным, и учёные предлагают свои трактовки данного термина. Так, например, А. Э. Захарова и А. С. Калашникова справедливо, на наш взгляд, аргументируют, что рекламная деятельность является широким понятием, включающим и информацию, и, собственно, деятельность, которую осуществляют соответствующие субъекты [3, с. 193].
В свою очередь Ю. Б. Костякова и А. А. Коробченко рассматривают рекламную деятельность через взаимодействие её субъектов. Так, выделяются рекламодатели, заказчики, рекламопроизводители и рекламораспространители. Рекламодателем является лицо, которое является источником рекламной информации. Заказчиком рекламы является производитель или продавец товара или услуги. Рекламопроизводителем является лицо или организация, которые осуществляют весь комплекс работ или отдельные его элементы по производству рекламной продукции (например, рекламные тексты, баннеры, ролики и т. д.). И наконец, рекламораспространитель, как следует из наименования, распространяет информацию, осуществляя это через любые источники (например, сеть «Интернет», печатные издания, телевидение, радио и т. д.). Все указанные субъекты находятся в тесной взаимосвязи в рекламной деятельности, поэтому она не может изучаться без учёта их правового статуса [5, с. 27].
Т. С. Кириллова отмечает, что рекламная деятельность, безусловно, базируется на рекламе, но не следует смешивать эти понятия, что зачастую ошибочно происходит в литературе. Автор замечает, что рекламная деятельность по своей сути является не самостоятельной деятельностью как таковой, а способствующей предпринимательской, и раскрывает её как деятельность, которая имеет своими целями изготовление, размещение, распространение и иные действия с информацией, способствующей реализации товаров, работ, услуг и др. [4, с. 132] Данное определение, на наш взгляд, представляется наиболее рациональным, полным и соответствующим федеральному законодательству.
Таким образом, применительно к правовому аспекту рекламную деятельность необходимо понимать как деятельность, которая имеет своими целями изготовление, размещение, распространение и иные действия с информацией, способствующей реализации товаров, работ, услуг и др. Рекламная деятельность является широким понятием, включающим и информацию, и, собственно, деятельность, которую осуществляют соответствующие субъекты. Таковая деятельность регулируется ГК РФ, Законом о рекламе и другими нормативными актами. Можно также добавить к вышеизложенному, что рекламная деятельность должна рассматриваться как объект междисциплинарного исследования и иметь свои специфические особенности с позиций права, экономики, журналистики, что, на наш взгляд, обусловлено сущностью рассматриваемого вида деятельности.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021 г.) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
- Федеральный закон от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ (ред. от 14.07.2022 г.) «О рекламе» // СЗ РФ. 2006. № 12. Ст. 1232.
- Захарова А. Э., Калашникова А. С. Общая характеристика рекламной деятельности // Молодой ученый. 2021. № 49 (391). С. 193–194.
- Кириллова Т. С. О разграничении понятий «реклама» и «рекламная деятельность» // Актуальные проблемы гражданского права и процесса: взгляд молодого ученого. 2019. № 1. С. 129–134.
- Костякова Ю. Б., Коробченко А. А. К вопросу об определении понятия «рекламная деятельность» // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 2017. № 1. С. 25–30.
- Онегова Я. В., Ошнянская С. А. История рекламы и особенности ее развития // Научно-практические исследования. 2019. № 1. С. 41–44.
- Соколова Ю. Г. Понятие рекламы и рекламной деятельности // Молодежь и XXI век — 2018. 2018. № 1. С. 277–280.